NIVA-FAQ  ФОРУМ  | НОВИНКИ FAQ  |  КАРТА САЙТА  |  ПОИСК ПО САЙТУ   
 Гражданский лифт передней подвески
 Автор Инженер

Перед изложением материала замечу, что идея подобного варианта лифта принадлежит отнюдь не мне, применяется давно и, судя по отзывам, достаточно успешно. Я лишь опишу свой опыт и поделюсь впечатлениями о результатах.

Необходимость лифта возникла в связи с установкой колёс 215/75R15 на диски с вылетом 30 мм. Эти колёсики немного затирали в поворотах о передний край арок (видоизменение подкрылков с помощью фена ситуацию улучшило, но не до конца). Остановился на следующем варианте:

- задняя подвеска - увеличенные (на 30-35 мм) резиновые проставки на пружины, амортизаторы штатные, реактивная тяга без изменений (в идеале и амо, и тягу желательно заменить);
- передняя подвеска - установка металлических проставок разной толщины под опорную чашку пружины, проставка под верхнюю шаровую, амортизаторы штатные.

Подробно на замене проставок в задней подвеске останавливаться смысла нет - при снятых амортизаторах и максимальном поддомкрачивании пружины выпадают сами, старые проставки - выковыриваются.

При сборке руководствоваться инструкцией, т.е. затягивать все тяги и амортизаторы на загруженном авто.
Подготовительные работы по передней подвеске заключаются в покупке уплотнительных (не знаю, как правильно назвать) шайб для пыльников шаровых опор (я поставил по 10 шт. на сторону, получив проставку в 20 мм.) и заказыванию у токаря металлических проставок с размерами и в количестве: наружный диаметр - 30 мм, внутреннее отв. - 10,5 мм для всех 8-ми деталей, высота проставок в порядке удаления от оси нижнего рычага - 20 мм 2 шт., 17,8 мм 2 шт., 13,2 мм 2 шт., 10,7 мм 2 шт. Соответственно, нужно прикупить четыре пары болтов М10 длиннее штатных на вышеуказанные величины (приблизительно, но с запасом) и, естественно, гайки, шайбы и шайбы Гровера к ним.

Разная высота проставок позволяет сохранить геометрическое положение опорной площадки пружин, предотвращая их (пружин) чрезмерный изгиб. Высота проставок вычисляется по треугольнику, где одна из вершин - это ось нижнего рычага, один из катетов - расстояние от оси рычага до отдельно взятого болта крепления опорной площадки, а другой катет - высота самой удаленной от оси проставки, я принял её 20 мм, а остальные - вычислялись пропорционально.

У меня работы по "лифтовке" были совмещены с обновлением всего в передней подвеске, включая ШРУСы, поэтому разобрано было практически всё.

Если задача заключается только в установке вышеописанных проставок, то процедура следующая.

- Ослабить ступичную гайку, ослабить гайку оси нижнего рычага, открутить кронштейн стабилизатора с нижнего рычага, ослабить гайки крепления опорной площадки пружины к нижнему рычагу, можно также ослабить крепления нижней шаровой и нижнее крепление амо, и снять, ес-но, поддомкратив, колесо.

- Опустить авто, предварительно подложив упоры (деревянные бруски и т. п.) под нижний рычаг.

- Открутить нижнюю шаровую от рычага, открутить болт крепления амо к нижнему рычагу.

- Поднимать авто, предварительно выведя нижнюю шаровую из-под рычага, при этом соблюдать все
меры предосторожности при высвобождении пружины (после снятия пружины желательно осмотреть состояние верхней - резиновой и нижней - пластмассовой проставок пружины и, скорее всего, заменить их).

- Открутить и снять опорную площадку пружины.

- Болгаркой срезать ту часть опорной площадки, которая охватывает нижний рычаг:

После "обрезания" нужно собрать эту площадку с проставочками и обрезанной частью на рычаге, по месту вырезать пластинку 3 мм толщиной и приварить.

Теперь появляется "засадный" момент: если оставить крепление стабилизатора к рычагу в таком варианте, как показано выше, то при максимальном ходе подвески вниз (вывешивании колеса) и вывернув колёса, то наконечник рулевой тяги упирается в кронштейн стабилизатора, что ОЧЕНЬ ОПАСНО!!! при маневрировании в критических ситуациях ,вплоть до невозможности совершения маневра и поломки деталей рулевого управления! По советам и предложениям форумчан вырисовалось (пока) два варианта:

1. Не отрезая вертикальную полку кронштейна стабилизатора, высверлить точечную сварку кронштейна стабилизатора к опорной чашке и опустить вышеуказанный кронштейн, вставив соответствующую проставку (вариант осуществляется Raid-ом и, я надеюсь, будет добавлена к этому материалу).

2. Перевернуть кронштейн крепления стабилизатора к опорной чашке пружины (вариант предложен и используется fanngorn-ом, но подробностей я к сожалению не видел).

Я остановился на втором варианте, тем более, что вертикальная полка кронштейна у меня уже была обрезана, и ездил я в первоначальном "опасном" варианте (спасибо форумчанам, за своевременное предостережение и советы). Такая доработка конечно же усложняет первоначальную простоту работ, но, как мне кажется, не настолько, чтобы отказаться от подобной схемы лифтовки.

Первоначально были подрезаны вертикальные отбортовки вокруг кронштейна стабилизатора (см. фото 015 и 034), но поскольку сама площадка под кронштейн оказывается в виде пластинки (всего 3 мм), то дополнительные рёбра жесткости (взамен отрезанных вертикальных отбортовок) были изготовлены и приварены из той же 3 мм стали:

После этого была выявлена ещё одна помеха для наконечника рулевой тяги - вертикальная полочка опорной чашки пружины в непосредственной близости к кронштейну, которая также была подрезана на 5-7 мм (высота вертикальной полочки около 20 мм, поэтому подобное обрезание не страшно), результат виден отчасти на левом верхнем и нижнем фото предыдущего блока. Затем потребуется небольшое видоизменение самого кронштейна  и скругление одного из его уголочков:

Окончательная зачистка и подкраска - желательны. Собранный вариант:

Теперь можно вернуться к прерванным работам.

- Важный момент! Даже при таком небольшом лифте опорная площадка приближается к наружному ШРУСу настолько, что пластмассовый пыльник ШРУСа в поворотах трется об отбортовку опорной площадки (при отсутствии пластмассового пыльника зазор достаточно велик), поэтому лучше заранее подрезать эту отбортовку на 3-4 мм на длине 7-8 см в месте наибольшего приближения к пыльнику (потом подлезть болгаркой будет очень сложно, даже невозможно).

- Установить проставки на удлиненные болты в порядке, оговоренном выше и с соответствующим усилием затянуть.

- Вставить верхнюю и нижнюю проставки в (я надеюсь новые) пружины, саму пружину, потихоньку опуская авто, сжать до того момента, когда можно будет вставить нижний болт амо.

- После этого желательно открутить (не до конца) болты крепления верхней шаровой и завести и прикрутить нижнюю шаровую к рычагу.

- Открутить верхнюю шаровую и установив "фигурные шайбочки" (у меня по 10 шт. на сторону) и соответствующие удлиненные болты, закрутить шаровую. Тут следует заметить, что более легким будет вариант с откручиванием заранее гайки пальца шаровой и выниманием самой верхней шаровой с последующим креплением её с проставками к верхнему рычагу, а затем попаданием и закручиванием пальца к поворотному кулаку. Готовый вид:

- Вернуть на место (в ступицу) наружный ШРУС и наживить гайку.

- Поставить авто на колёса и закрутить (по мануалу или у кого - как) ступичную гайку.

- Вернуть на вновь изготовленное место кронштейн и резинку стабилизатора (на нижний рычаг).

- Всю вышеперечисленную процедуру повторить с другой частью подвески.

- Лишний раз не помешает проверить затяжку всех задействованных резьбовых элементов.

В готовом виде всё выглядит так:

А весь авто (хвастаюсь) смотрится вот так:

Результатом всей работы стало свободное размещение колёс в колёсных арках и естественно более стройный силуэт машинки!! Дорожный просвет под передней балкой - 290 мм.

Изменений в управляемости, плавности хода и т. п. - не заметил, хотя предпочтительным будет все-таки последующая регулировка углов установки колёс.

Важное замечание! Если ваши ШРУСы (внутренние) уже не первой свежести, то даже при небольшом лифте (30-40 мм) они наверняка затрещат, поэтому будьте готовы к их замене или к шумной езде.

По материальным и иным (время, нервы и т. п.) затратам распространяться не буду - индивидуально для каждого. У меня все работы заняли 5-6 часов "чистого" времени. Наличие сварки - очень желательно!

Буду рад, если всё вышеизложенное будет кому-нибудь полезным! Считаю данную статью открытой для дополнений, советов и рекомендаций и благодарю всех принявших участие в обсуждении этой темы в форуме!

29.07.06.