NIVA-FAQ | ФОРУМ | НОВИНКИ FAQ | КАРТА САЙТА | ПОИСК ПО САЙТУ |
О генераторе Автор Володюшка |
Назначение генератора
Технические характеристики
Особенности устройства и принцип
действия
Регулятор напряжения: назначение и
принцип действия
Привод генератора и крепление его к
двигателю
Меры предосторожности
Обслуживание генератора
Проверка и натяжение приводного
ремня
Контрольная проверка
Предремонтная диагностика
Снятие и установка генератора
Разборка и замена регулятора
напряжения
Поиск и устранение неисправностей
узлов и деталей генераторной установки
Поиск неисправностей по схемам
Типичные неисправности
Что ещё почитать о генераторах
Генераторная установка предназначена для
обеспечения питанием потребителей,
входящих в систему электрооборудования, и
зарядки аккумуляторной батареи при
работающем двигателе автомобиля. Выходные
параметры генератора должны быть таковы,
чтобы в любых режимах движения автомобиля
не происходил прогрессивный разряд
аккумуляторной батареи. Кроме того,
напряжение в бортовой сети автомобиля,
питаемой генераторной установкой, должно
быть стабильно в широком диапазоне
изменения частоты вращения и нагрузок.
Генераторная установка - достаточно
надежное устройство, способное выдержать
повышенные вибрации двигателя, высокую
подкапотную температуру, воздействие
влажной среды, грязи и других факторов.
Максимальная сила тока отдачи (при 13 В и 5000 мин-1), А |
55 |
Пределы регулируемого напряжения, В |
14,1+0,5 |
Максимальная частота вращения ротора, мин-1 |
13000 |
Передаточное отношение двигатель-генератор |
1:2,04 |
Особенности устройства и принцип действия
Генератор типа 37.3701 - переменного тока,
трехфазный, со встроенным выпрямительным
блоком и электронным регулятором
напряжения, правого вращения (со стороны
привода), с вентилятором у приводного шкива
и вентиляционными окнами в торцевой части.
Для защиты от грязи задняя крышка
генератора закрыта защитным кожухом.
В основе работы генератора лежит эффект
электромагнитной индукции. Если катушку,
например, из медного провода, пронизывает
магнитный поток, то при его изменении на
выводах катушки появляется переменное
электрическое напряжение. Такие катушки,
помещенные в пазы магнитопровода (железного
пакета), представляют собой обмотки статора
- важнейшей неподвижной части генератора -
именно они генерируют переменный
электрический ток.
Магнитный поток в генераторе создается
ротором. Он тоже представляет собой катушку
(обмотка возбуждения), через которую
пропускается постоянный ток (ток
возбуждения). Эта обмотка уложена в пазы
своего магнитопровода (полюсной системы). В
состав ротора - важнейшей подвижной части
генератора - входят также вал и контактные
кольца. При вращении ротора напротив
катушек обмотки статора появляются
попеременно "северный", и "южный"
полюсы ротора, т. е. направление магнитного
потока, пронизывающего обмотки статора,
меняется, что и вызывает появление в них
переменного напряжения.
Можно было бы использовать в качестве
ротора постоянный магнит, но создание
магнитного потока электромагнитом
позволяет легко регулировать выходное
напряжение генератора в широких диапазонах
скоростей вращения и тока нагрузки путем
изменения тока возбуждения.
Для того, чтобы получить из переменного напряжения постоянное, используют шесть силовых полупроводниковых диодов, которые составляют между собой выпрямительный блок установленный внутри корпуса генератора.
Питание обмотки возбуждения
осуществляется от самого генератора и
подводится к ней через щётки и контактные
кольца.
Для обеспечения же первоначального
возбуждения генератора, после включения
зажигания, к клемме "В" регулятора
напряжения, подводится ток по двум цепям.
1. Плюс АКБ - контакт 30 генератора - контакты
30/1 и 15 замка зажигания - контакт 86 и 85
обмотки реле зажигания - минус АКБ. Реле
включилось, и ток пошёл по второй цепи:
2. Плюс АКБ - контакт 30 генератора - контакты
30 и 87 реле зажигания - предохранитель №2 в
блоке предохранителей - контакт 4 белого
разъема в комбинации приборов - резистор 36
Ом в комбинации приборов - контрольная
лампа зарядки АКБ - контакт 12 белого разъема
в комбинации приборов - контакт 61 - вывод "В"
регулятора напряжения - обмотка
возбуждения - вывод "Ш" регулятора
напряжения - выходной транзистор
регулятора напряжения - минус АКБ.
После пуска двигателя обмотка возбуждения
питается с общего вывода трёх
дополнительных диодов, установленных на
выпрямительном блоке, а напряжение в
системе электрооборудования автомобиля
контролируется светодиодом или лампой в
комбинации приборов. При исправно
работающем генераторе после включения
зажигания светодиод или лампа должны
светиться, а после пуска двигателя - гаснуть.
Напряжение на 30-м контакте и общем выводе 61
дополнительных диодов становится
одинаковым. Поэтому ток через контрольную
лампу (светодиод) не протекает, и она не
горит.
Если лампа (светодиод) горит после пуска
двигателя, то это означает, что
генераторная установка неисправна, т. е.
вообще не выдаёт напряжение, или оно ниже
напряжения АКБ. В этом случае напряжение на
разъёме 61 ниже напряжения на контакте 30.
Поэтому в цепи между ними протекает ток,
проходящий через светодиод/лампу. Он/она
загорается, предупреждая о неисправности
генератора.
Регулятор напряжения: назначение и принцип действия
Генераторная установка оснащена
полупроводниковым электронным регулятором
напряжения, встроенным внутрь генератора.
Напряжение генератора без регулятора
зависит от частоты вращения его ротора,
магнитного потока, создаваемого обмоткой
возбуждения, а, следовательно, от силы тока
в этой обмотке и от величины тока,
отдаваемого генератором потребителям. Чем
больше частота вращения и сила тока
возбуждения, тем больше напряжение
генератора, чем больше сила тока его
нагрузки, тем меньше это напряжение.
Функцией регулятора напряжения является
стабилизация напряжения при изменении
частоты вращения и нагрузки за счет
управления током возбуждения.
Электронные регуляторы изменяют ток
возбуждения путем включения и отключения
обмотки возбуждения от питающей сети (дополнительных
диодов).
С увеличением частоты вращения ротора
напряжение генератора повышается. Когда
оно начинает превышать уровень 13,5…14,2 В,
выходной транзистор в регуляторе
напряжения запирается, и ток через обмотку
возбуждения прерывается. Напряжение
генератора падает, транзистор в регуляторе
отпирается и снова пропускает ток через
обмотку возбуждения.
Чем выше частота вращения ротора
генератора, тем больше время запертого
состояния транзистора в регуляторе,
следовательно, тем сильнее снижается
напряжение генератора. Этот процесс
запирания и отпирания регулятора
происходит с высокой частотой. Поэтому
колебания напряжения на выходе генератора
незаметны, и практически можно считать его
постоянным, поддерживаемым на уровне 13,5…14,2
В.
Привод генератора и крепление его к двигателю
Привод генератора осуществляется от
коленчатого вала ременной передачей при
помощи клинового ремня. Соответственно, для
этого ремня приводной шкив генератора
выполняется с одним ручьём.
Для охлаждения генератора с тыльной
стороны шкива точечной сваркой приварены
пластины. На шкиве они располагаются почти
перпендикулярно и выполняют функцию
вентилятора.
Нижнее крепление генератора на двигателе
выполнено на двух крепежных лапах,
сочленяемых с кронштейном двигателя одним
длинным болтом с гайкой. Верхнее - через
шпильку к натяжной планке.
Эксплуатация генераторной установки
требует соблюдения некоторых правил,
связанных, главным образом, с наличием в них
электронных элементов.
1. Не допускается работа генераторной
установки с отключенной аккумуляторной
батареей. Даже кратковременное
отсоединение аккумуляторной батареи при
работающем генераторе может привести к
выходу элементов регулятора напряжения из
строя.
ALER: При
полностью разряженной аккумуляторной
батарее машину невозможно завести, даже
если катать ее на буксире: АКБ не дает тока
возбуждения, и напряжение в бортовой сети
остается близким к нулю. Помогает установка
исправной заряженной батареи, которая
затем при работающем двигателе меняется на
прежнюю, разряженную. Чтобы избежать выхода
из строя элементов регулятора напряжения (и
подключенных потребителей) из-за повышения
напряжения, на время перестановки батарей
необходимо включить мощные потребители
электроэнергии, таких, как обогрев заднего
стекла или фары. В дальнейшем за полчаса-час
работы двигателя на 1500-2000 об/мин
разряженная батарея (если она исправна)
зарядится достаточно для того, чтобы
завести двигатель.
2. Не допускается подсоединение к бортовой
сети источников электроэнергии обратной
полярности (плюс на "массе"), что может
произойти, например, при запуске двигателя
от посторонней аккумуляторной батареи.
3. Не допускаются любые проверки в схеме
генераторной установки с подключением
источников повышенного напряжения (выше 14 В).
4. При проведении на автомобиле
электросварочных работ клемма "масса"
сварочного аппарата должна быть соединена
со свариваемой деталью. Провода, идущие к
генератору и регулятору напряжения следует
отключить.
Обслуживание генераторной установки
сведено к минимуму и не требует каких-либо
специальных знаний и навыков, эти работы
может выполнить каждый автолюбитель.
Обслуживание генератора начните с очистки
наружных поверхностей. Проверьте крепление
генератора к двигателю, надежность
присоединения проводов к генератору и
регулятору напряжения, а также натяжение
приводного ремня вентилятора. Если
натяжение слабое, то генератор работает
неустойчиво, если сильное - ремень и
подшипники быстро изнашиваются.
Также проверьте состояние приводного ремня.
На нём не должно быть трещин и расслоений.
Состояние подшипников можно проверить,
вращая ротор генератора от руки при снятом
приводном ремне. При нормальном состоянии
подшипников вращение вала должно
происходить плавно, без заеданий, сильного
люфта, шумов и щелчков.
В принципе этими работами можно и
ограничиться до тех пор, пока не появятся
какие-либо неисправности.
Проверка и натяжение приводного ремня
Для проверки натяжения нажмите на ремень в
сторону, показанную на рисунке красной
стрелкой. Натяжение ремня считается
нормальным, если ремень прогнется на 10 мм
при сильном нажатии большим пальцем руки.
Если же прогиб больше, ослабьте гайку 6
крепления генератора 4 к натяжной планке 5.
Перемещая генератор от двигателя с помощью
монтажной лопатки, натяните ремень и снова
затяните гайку 6.
Через 10 тыс. км. пробега, а в некоторых
случаях и раньше, рекомендуется проверить
натяжение приводного ремня и при
необходимости подтянуть его.
Перед выездом рекомендуется проверить
работоспособность генераторной установки
по контрольной лампе, установленной на
панели приборов. После включения зажигания
до запуска двигателя контрольная лампа
горит, что позволяет проверить ее
работоспособность. При нормальной работе
генераторной установки контрольная лампа
после запуска двигателя гаснет.
У нормально работающей генераторной
установки, при средних частотах вращения
коленвала двигателя, напряжение должно
быть в пределах 13,5...14,2 В. Величину этого
напряжения измеряют вольтметром на клеммах
аккумулятора.
Вспыхнувшая контрольная лампа зарядки АКБ не всегда говорит о неисправности внутри генератора. Зачастую неисправность банальна и лежит на поверхности. Поэтому не стоит сразу же лезть в генератор и сломя голову менять реле-регулятор, авось поможет. Посмотрите схему предварительной диагностики. Для её проведения, возможно, потребуется вольтметр со шкалой не менее 15 В. Каждый может сделать эти проверки и, тем самым, уберечь себя от лишних, неверных действий и потери драгоценного времени.
Если предварительная диагностика показала что, цепь обмотки возбуждения исправна, и неисправность находится в генераторе, то после его снятия желательно проверить все цепи, включая реле-регулятор, по схемам, описанным в разделе "Поиск и устранение неисправностей узлов и деталей генераторной установки".
1. Отсоедините минусовый провод от клеммы
АКБ (ключ на 10).
2. Снимите пластмассовые ленточные хомуты с
патрубка воздухозаборника и жгута проводов
стартёра и генератора.
3. Разъедините разъём обмотки возбуждения
генератора.
4. Отверните гайку с 30-ой клеммы генератора (ключ
на 10).
5. Отверните гайку крепления генератора к
натяжной планке (ключ на 17).
6. С помощью монтажной лопатки подведите
генератор к двигателю и снимите приводной
ремень.
7. Отверните три болта защиты картера (головка
на 13) и снимите её.
8. Снимите правый брызговик двигателя,
отвернув пять саморезов с головкой под ключ
на 8.
9. Отверните гайку на 19 с нижнего болта
крепления генератора к кронштейну.
10. Снимите генератор вместе с патрубком
воздухозаборника. Для этого нужно немного
наклонить его так, чтобы он прошёл вниз
между лонжероном и нижним кронштейном
крепления генератора.
Установку генератора производите в
обратной последовательности.
Разборка и замена регулятора напряжения
Подготовку начните с очистки наружных
поверхностей генератора.
1. Снимите заднюю крышку вместе с
воздухозаборным патрубком.
2. Отсоедините провод от реле-регулятора,
отверните два винта М4 и снимите реле-регулятор.
Для снятия реле-регулятора старого образца
отвинтите провод, закрепленный под
удлинителем вывода "30" генератора.
Вставьте лезвие отвёртки между корпусом
реле-регулятора и щеткодержателем. Работая
отвёрткой как рычагом, выдвиньте реле-регулятор
и вытащите щётки.
3. Продуйте от пыли и грязи внутреннюю
полость генератора сжатым воздухом с
помощью компрессора или насоса.
4. При сильном обгорании или износе
контактных колец ротора, зачистите их
мелкой шлифовальной шкуркой.
5. Установите новое реле-регулятор в порядке
обратном снятию.
Если после проверки старое реле-регулятор
окажется исправным (метод проверки описан в
следующем разделе), то:
1. очистите контактные соединения
генератора и реле-регулятора от грязи и
масла тряпкой, смоченной в бензине или
растворителе. Масло и грязь увеличивает
сопротивление в местах контактов, что
уменьшает отдаваемый генератором ток и
повышает изнашивание щеток.
2. проверьте минимально допустимое
выступание щеток из щеткодержателя - 5 мм. В
случае заедания щёток в щеткодержателе
замените реле-регулятор в сборе. (Для реле-регуляторов
старого образца достаточно заменить только
щёточный узел.)
3. установите его на место.
Поиск и устранение неисправностей узлов и деталей генераторной установки
Для поиска неисправности электрических цепей генераторной установки достаточно иметь омметр. Более точная проверка обмоточных узлов требует применения специальных приборов, таких как ПДО-1, с его помощью осуществляется поиск неисправности в обмотках методом сравнения их параметров. Для проверки реле-регулятора понадобится источники постоянного напряжения 12…14 В и 16…22 В. Все проверки удобнее проводить на генераторе, снятом с автомобиля.
Проверка регулятора напряжения
Регуляторы напряжения не ремонтируются, а заменяются новыми. Однако перед заменой следует точно установить, что именно он вышел из строя.
Проверка на автомобиле
Для проверки необходимо иметь вольтметр
постоянного тока со шкалой до 15...30 вольт.
На работающем при средних оборотах
двигателе и включенных фарах замерьте
напряжение на клеммах АКБ. Оно должно
находится в пределах 13,5...14,2 В.
В том случае, если наблюдается
систематический недозаряд или перезаряд
аккумуляторной батареи и регулируемое
напряжение не укладывается в указанные
пределы, возможно, что регулятор напряжения
неисправен, и его необходимо заменить. Для
того, чтобы узнать, исправен регулятор или
нет, проведём его проверку по рисунку
показанному ниже.
Проверка снятого регулятора
Регулятор, снятый с генератора, проверяется по следующим схемам (старого образца слева, нового - справа):
Реле-регулятор лучше проверять в сборе со
щеткодержателем, так как при этом можно
сразу обнаружить обрывы выводов щеток и
плохой контакт между выводами регулятора
напряжения и щеткодержателя.
Между щетками включите лампу 1...3 Вт, 12 В. К
выводам "Б", "В" и к массе
регулятора присоедините источник питания
сначала напряжением 12…14 В, а затем
напряжением 16…22 В.
Если регулятор исправен, то в первом случае
лампа должна гореть, а во втором - гаснуть.
Если лампа горит в обоих случаях, то в
регуляторе пробой, а если не горит в обоих
случаях, то в регуляторе имеется обрыв или
нет контакта между щётками и выводами
регулятора напряжения.
Проверка обмотки ротора (возбуждения)
Для
проверки обмотки следует включить омметр
на измерение сопротивления и поднести его
выводы к кольцам ротора. У исправного
ротора сопротивление обмотки должно быть в
пределах 1,8...5 Ом. Если омметр покажет
бесконечно большое сопротивление, это
значит что, цепь обмотки возбуждения
разорвана.
Разрыв чаще всего происходит в месте пайки
выводов обмотки к кольцам. Следует
внимательно проверить качество этой пайки.
Проверку можно осуществить иглой, шевеля
выводы обмотки в месте их подпайки. О
сгорании обмотки свидетельствует
потемнение и осыпание ее изоляции, что
можно обнаружить визуально. Сгорание
обмоток приводит к обрыву или к
межвитковому замыканию в обмотке с
уменьшением ее общего сопротивления.
Частичное межвитковое замыкание, при
котором сопротивление обмотки меняется
мало, может быть выявлено прибором ПДО-1,
сравнением данной обмотки с заведомо
исправной. После проверки сопротивления
обмотки следует проверить отсутствие у нее
замыкания на "массу". Для этого один
вывод омметра подносится к любому кольцу
ротора, а другой к его клюву. У исправной
обмотки омметр покажет бесконечно большое
сопротивление. Неисправный ротор подлежит
замене.
Проверка обмотки статора
Статор проверяется отдельно, после разборки генератора. Выводы его обмотки должны быть отсоединены от вентилей выпрямителя.
В первую очередь проверьте омметром, нет ли обрывов в обмотке статора (а). Затем подсоединением концов омметра к одному из выводов обмотки и неизолированному участку железа статора проверьте, не замыкаются ли ее витки на "маccу" (б). Омметр должен показать разрыв цепи у исправной обмотки. Проверку межвиткового замыкания в обмотках статора можно с достаточной точностью осуществить с использованием прибора ПДО-1. Обрыв можно проверить и омметром, подсоединяя его к нулевой точке и поочередно к выводу каждой фазы. Внешним осмотром следует убедиться, что отсутствует растрескивание изоляции и подгорание обмотки, которое происходит при коротком замыкании в вентилях выпрямительного блока. Статор с такой поврежденной обмоткой замените.
Проверка вентилей (диодов) выпрямительного блока
Проверка диодов выпрямительного блока
производится после отсоединения его от
обмотки статора омметром. Исправный
вентиль пропускает ток, только в одном
направлении. Неисправный - может либо
вообще не пропускать ток (обрыв цепи), или
пропускать ток в обоих направлениях (короткое
замыкание). В случае повреждения одного из
вентилей выпрямителя необходимо заменять
целиком выпрямительный блок.
Короткое замыкание вентилей
выпрямительного блока можно проверить, не
разбирая генератор, а только сняв защитный
кожух. Также отсоединяется вывод "Б"
регулятора от клеммы "30" генератора и
провод от вывода "В" регулятора
напряжения. Проверить можно омметром или с
помощью лампы (1…5 Вт, 12 В) и аккумуляторной
батареи.
С целью упрощения крепления деталей
выпрямителя три вентиля (с красной меткой)
создают на корпусе "плюс"
выпрямленного напряжения. Эти вентили "положительные"
и они запрессованы в одну пластину
выпрямительного блока, соединенную с
выводом "30" генератора. Другие три
вентиля ("отрицательные" с черной
меткой) имеют на корпусе "минус"
выпрямленного напряжения. Они запрессованы
в другую пластину выпрямительного блока,
соединенную с "массой".
Сначала проверьте, нет ли замыкания
одновременно в "положительных" и "отрицательных"
вентилях. Для этого "плюс" батареи
через лампу подсоедините к зажиму "30"
генератора, а "минус" к корпусу
генератора:
Если лампа горит, то "отрицательные" и
"положительные" вентили имеют
короткое замыкание.
Короткое замыкание "отрицательных"
вентилей можно проверить, соединив "плюс"
батареи через лампу с одним из болтов
крепления выпрямительного блока, а "минус"
с корпусом генератора:
Горение лампы означает короткое
замыкание в одном или нескольких "отрицательных"
вентилях. Следует помнить, что в этом случае
горение лампы может быть и следствием
замыкания витков обмотки статора на корпус
генератора. Однако такая неисправность
встречается реже, чем короткое замыкание
вентилей.
Для проверки короткого замыкания в "положительных"
вентилях "плюс" батареи через лампу
соедините с зажимом 30 генератора, а "минус"
- с одним из болтов крепления
выпрямительного блока:
Горение лампы укажет на короткое
замыкание одного или нескольких "положительных"
вентилей.
Обрыв в вентилях без разборки генератора
можно обнаружить либо осциллографом, либо
при проверке генератора на стенде по
значительному снижению (на 20-30%) величины
отдаваемого тока по сравнению с
номинальным. Если обмотки, дополнительные
диоды и регулятор напряжения генератора
исправны, а в вентилях нет короткого
замыкания, то причиной уменьшения
отдаваемого тока является обрыв в вентилях.
Проверка дополнительных диодов
Короткое замыкание дополнительных диодов можно проверить по схеме:
"Плюс" батареи через лампу (1…3 Вт, 12 В)
присоедините к выводу "61" генератора, а
"минус" к одному из болтов крепления
выпрямительного блока.
Если лампа загорится, то в каком-то из
дополнительных диодов имеется короткое
замыкание. Найти поврежденный диод можно,
только сняв выпрямительный блок и проверяя
каждый диод в отдельности.
Обрыв в дополнительных диодах можно
обнаружить осциллографом по искажению
кривой напряжения на штекере "61", а
также по низкому напряжению (ниже 14 В) на
штекере "61" при средней частоте
вращения ротора генератора.
Проверка конденсатора.
Конденсатор служит для защиты
электронного оборудования автомобиля от
импульсов напряжения системе зажигания, а
также для снижения помех радиоприему.
Повреждение конденсатора или ослабление
его крепления на генераторе (ухудшение
контакта с массой) обнаруживается по
увеличению помех радиоприёму при
работающем двигателе.
Ориентировочно исправность конденсатора
можно проверить мегомметром или тестером (на
шкале 1…10 МОм). Если в конденсаторе нет
обрыва, то в момент присоединения щупов
прибора к выводам конденсатора стрелка
должна отклониться в сторону уменьшения
сопротивления, а затем постепенно
вернуться обратно.
Емкость конденсатора, замеренная
специальным прибором, должна быть 2,2 мкФ+20%.
Проверка и замена подшипников
Проверку подшипников начните с внешнего
осмотра, выявления трещин в обоймах,
наволакивания или выкрашивания металла,
наличие коррозии и т. д. Проверьте легкость
вращения и отсутствие сильного люфта и шума.
Если у подшипника сильно изношены
посадочные места или есть повреждения, то
он подлежит замене.
Порядок замены подшипников (генератор снят
с автомобиля).
1. Снимите заднюю крышку вместе с патрубком
воздухозаборника.
2. Снимите регулятор напряжения.
3. Отверните шкив генератора и вытащите
шпонку.
4. Отверните 4 гайки стяжных болтов и снимите
переднюю крышку генератора вместе с
ротором и подшипниками.
5. Извлеките неисправный подшипник из
крышки со стороны привода. Отверните гайки
винтов, стягивающих шайбы крепления
подшипника, снимите шайбы с винтами и на
ручном прессе выпрессуйте подшипник. Если
гайки винтов не отворачиваются (концы
винтов раскернены), спилите концы винтов.
6. Запрессуйте новый подшипник. Для этого
новый подшипник положите на посадочное
место, а сверху него - старый. Несильными
ударами молотка, по старому подшипнику,
осаживайте новый подшипник в посадочное
место. Если подшипник идёт с большим
натягом, побрызгайте на его внешнее кольцо
жидкостью WD-40.
7. С помощью съёмника спрессуйте второй
подшипник с обратной стороны ротора.
8. Запрессуйте новый подшипник (см. п. 6).
9. Произведите сборку в обратной
последовательности.
Проверка крышек
Внешним осмотром определяется отсутствие трещин, проходящих через гнездо подшипника, обломы лап крепления генератора, сильные повреждения посадочных мест. При наличии таких повреждений крышка подлежит замене. При выявлении сильного износа посадочных мест подшипников, замените крышки.
Поиск неисправностей по схемам
Причины неисправности |
Способ устранения |
Светодиод (лампа) вольтметра не загорается при включении зажигания. Контрольные приборы не работают |
|
1. Поврежден светодиод (лампа) вольтметра |
Замените светодиод (лампу) вольтметра |
2. Перегорел предохранитель №2 в блоке предохранителей |
Замените предохранитель |
3. Обрыв в цепи питания комбинации приборов: |
|
не подается напряжение от штекера "Б" блока предохранителей к комбинации приборов |
проверьте провод "О" и его соединения от блока предохранителей до комбинации приборов |
не подается напряжение от реле зажигания к штекеру "Б" блока предохранителей |
проверьте провод "ГЧ" и его соединения от блока предохранителей до реле зажигания |
обрыв или нарушение контакта в проводе, соединяющем с "массой" комбинацию приборов |
проверить провод "Ч" и его соединения от комбинации приборов на "массу" |
4. Не срабатывает выключатель или реле зажигания: |
|
неисправна контактная часть или реле зажигания |
проверьте, замените контактную часть выключателя или реле зажигания |
не подается напряжение от выключателя к реле зажигания |
проверьте провод "Ч" и его соединения между выключателем и реле зажигания |
обрыв или нарушение контакта в проводе, соединяющем с "массой" реле зажигания |
проверьте провод "Ч" и его соединения от реле зажигания на "массу" |
5. Поврежден стабилизатор напряжения в комбинации приборов |
Замените стабилизатор напряжения |
При включении зажигания и после пуска двигателя светодиод/лампа вольтметра не горит, аккумулятор разряжается |
|
Неисправна цепь обмотки возбуждения генератора: |
|
1. Перегорел предохранитель №2 |
Замените предохранитель |
2. Обрыв проводов в цепях: предохранитель №2 - комбинация приборов; комбинация приборов - реле-регулятор. |
Найдите и устраните обрыв |
3. В приборной панели; перегорел светодиод/лампа; обрыв печатных проводников; неисправно гасящее сопротивление или плохие пайки его выводов |
Замените светодиод/лампу; устраните обрыв печатных проводников; замените или пропаяйте сопротивление. |
4. Нет "массы" между корпусом и реле-регулятором |
Очистите от окислов и грязи место соединения реле-регулятора с генератором |
5. Неисправно реле-регулятор |
Замените реле-регулятор |
6. Обрыв обмотки ротора |
Замените ротор |
Светодиод вольтметра горит при работе двигателя. Аккумуляторная батарея разряжена |
|
1. Проскальзывание ремня привода генератора |
Отрегулируйте натяжение ремня |
2. Нет контакта между выводами "В" и "Ш" регулятора напряжения и выводами щеток |
Зачистите выводы "В" и "Ш" регулятора напряжения и щеток, подогните выводы регулятора |
3. Обрыв в цепи между комбинацией приборов и штекером "61" генератора |
Проверьте "КБ" провод и его соединения от генератора до комбинации приборов |
4. Износ или зависание щеток, окисление контактных колец |
Замените щеткодержатель со щетками, протрите кольца салфеткой, смоченной в бензине |
5. Поврежден регулятор напряжения |
Замените регулятор напряжения |
6. Повреждены вентили выпрямительного блока |
Замените выпрямительный блок |
7. Повреждены диоды питания обмотки возбуждения |
Замените диоды или выпрямительный блок |
8. Отпайка выводов обмотки возбуждения от контактных колец |
Припаяйте выводы или замените ротор генератора |
9. Обрыв или короткое замыкание в обмотке статора, замыкание ее на "массу" |
Замените статор генератора |
АКБ разряжается в процессе эксплуатации, но внешних признаков ненормальной работы генератора нет |
|
1. Неисправна АКБ: окисление проводов или клемм батареи; недостаточно электролита; замыкание одной или нескольких банок |
Очистите провода/клеммы; долить дистиллированную воду, заменить АКБ |
2. Грязь, замасливание, окисление контактных колец ротора |
Очистить контактные кольца тряпкой смоченной в бензине, мелкой наждачной бумагой |
3. Грязь, замасливание щёток реле-регулятора или слабый контакт в связи с их чрезмерным износом |
Очистите щётки от грязи тряпкой смоченной в бензине. Замените реле-регулятор в сборе. (Для реле-регуляторов старого образца достаточно заменить только щётки) |
4. Перерасход энергии мощными/ дополнительными потребителями |
Замените генератор другим, более мощным (ВАЗ-2108 - 955.3701; ГАЗ-3102) |
5. Межвитковое замыкание или обрыв одной из фаз обмотки статора |
Замените обмотку статора |
Светодиод вольтметра мигает при работе двигателя. Аккумуляторная батарея перезаряжается |
|
Поврежден регулятор напряжения (короткое замыкание между выводом "Ш" и "массой") |
Замените регулятор напряжения |
Контрольная лампа горит в полнакала при работе двигателя |
|
Неисправны дополнительные и/или выпрямительные диоды |
Заменить диоды или выпрямительный блок в сборе |
Повышенная шумность генератора |
|
1. Ослаблена гайка шкива генератора |
Подтяните гайку |
2. Повреждены подшипники ротора или их посадочные места |
Замените подшипники, крышку/крышки генератора |
3. Межвитковое замыкание или замыкание на "массу" обмотки статора (вой генератора) |
Замените статор |
4. Короткое замыкание в одном из вентилей генератора |
Замените выпрямительный блок |
5. Скрип щеток |
Протрите щетки и контактные кольца хлопчатобумажной салфеткой, смоченной в бензине |
6. Задевание ротора за полюса статора |
Замените ротор, статор. Обратить внимание на подшипники |
Быстрый износ щёток и контактных колец |
|
1. Попадание масла или грязи на контактные кольца |
Очистите контактные кольца тряпкой смоченной в бензине, мелкой наждачной бумагой |
2. Увеличенное биение контактных колец |
Замените ротор |
Внимание! "Минус" аккумуляторной батареи всегда должен соединяться с массой, а "плюс" - подключается к зажиму "30" генератора. Ошибочное обратное включение батареи немедленно вызовет повышенный ток через вентили генератора, и они выйдут из строя.
Не допускается работа генератора с отсоединенной аккумуляторной батареей. Это вызовет возникновение кратковременных перенапряжений на зажиме "30" генератора, которые могут повредить регулятор напряжения генератора и электронные устройства в бортовой сети автомобиля.
Запрещается проверка работоспособности генератора "на искру" даже кратковременным соединением зажима "30" генератора с "массой". При этом через вентили протекает значительный ток, и они повреждаются. Проверять генератор можно только с помощью амперметра или вольтметра.
Вентили генератора не допускается проверять напряжением более 12 В или мегометром, так как он имеет слишком высокое для вентилей напряжение и они при проверке будут пробиты (произойдет короткое замыкание).
Запрещается проверка электропроводки автомобиля мегометром или лампой, питаемой напряжением более 12 В. Если такая проверка необходима, то предварительно следует отсоединить провода от генератора.
Проверять сопротивление изоляции обмотки статора генератора повышенным напряжением следует только на стенде и обязательно с отсоединенными от вентилей выводами фазных обмоток.
При электросварке узлов и деталей кузова автомобиля следует отсоединить провода от всех клемм генератора и выводов аккумуляторной батареи.
Посмотрите также раздел "Меры предосторожности".
В таблице использованы материалы с сайта Нива-Клуба www.niva.msk.ru.
Что ещё можно почитать о генераторах
Володюшка, 6.01.02.