NIVA-FAQ  ФОРУМ  | НОВИНКИ FAQ  |  КАРТА САЙТА  |  ПОИСК ПО САЙТУ   
 Снятие-установка стартера
 Авторы Vlad_1.3 и aal

В субботу менял стартер. Поскольку инструкции поиском не нашел, решил написать. Может кому интересно.

Итак - инструмент. По минимуму достаточно рожковых ключей на 10,13,17, аналогичных головок, обязательно пару удлинителей для головок, трещотку и карданчик, напильник (в зависимости от типа устанавливаемого стартера).

Отступление: Был бы постарше, нашел бы родителей вазовских инженеров и попросил бы их сделать заранее аборт...

Работа:
Если не хотите сойти с ума, рекомендую выполнять работу на яме :)

1. ОТКЛЮЧИТЬ аккумуляторную батарею!!!
2. Снять гофрированный патрубок подачи теплого воздуха к карбюратору.
3. Отсоединить центральный провод, а также всякие мелкие провода, которые мешают доступу к стартеру (совсем уж все убирать не надо, но пару проводов и шлангов стоит отсоединить).
4. Открутить и снять с двигателя жестянку, к которой подсоединялся патрубок забора теплого воздуха (как она точно называется, я не знаю).
5. Открутить и снять теплоизолирующий щиток стартера. Самая сложная часть этого действия - нижний болтик крепления этой защиты(ключик на 10). Из-за наличия у нивы "лишних" деталей как то раздатка и ШРУСы, добраться до этого болтика весьма затруднительно даже из ямы. После снятия щитка умные люди этот самый болтик никогда больше не прикручивают.
6. Открутить три винта крепления стартера, причем верхний откручивается обычным ключом, а нижний и средний только головкой с карданчиком и двумя удлинителями, иначе не достать.
7. Стартер сдвигается вперед и вытягивается назад-наверх до тех пор, пока позволяют провода. Затем со стартера сдергивается клемма и откручивается гайка, крепящая толстый плюсовой провод.
8. При сборке, стоит принять во внимание, что корпус ржевского стартера (который рекомендуют ставить вместо катековского) несколько длиннее. Поэтому при попытке установки, стартер обычно ложится на опору двигателя своей задней частью. Имеет смысл немного покрутить стартер на своем месте, чтобы на силуминовом корпусе появились царапины от опоры.
9. Поработать по появившимся царапинам напильником, периодически устанавливая стартер на место, проверяя зазоры, а заодно отрабатывая навыки установки стартеров :)
10. Собрать в обратном порядке, не забыв прикрутить к стартеру плюсовой провод и воткнуть в него клемму.
11. Проконтролировать - все ли воткнуты провода и трубочки.
12. Подключить аккумулятор.
13. Собрать инструменты.
14. Почувствовать себя человеком, в очередной раз победившим тупую железку :)

Вроде ничего не забыл.

Vlad_1.3, сообщение в конференции 23.12.02, оригинал.

Наиболее существенные дополнения из дискуссии.

Alexey73. К п. 5: А некоторые и сам щиток не прикручивают :)
К п. 7: Я сначала провод откручиваю.

Cockchafer. К п. 5: Если защиту не ставить обратно, то закрутить обратно два винта, те что вкручиваются в "штаны" иначе будет "сечь", т. к. дырки сквозные.
К п. 6: Можно и иначе достать: "трубочка" на 13 очень помогает - никаких карданчиков не надо.

Strafeman. К п. 6: Я использую короткий накидной ключик (его еще звездочкой называют) у которого плоскость "звездочки" находится под небольшим углом к плоскости ручки. От жигулистов старой закалки слышал про специальный "стартерный" ключ, но живьем его не видел.
К п. 7: При вынимании стартера полезно запомнить положение, при котором он вынулся - ставить обратно будет легче :)

Красный тундровик. А я вот, когда ставил стартер на место, оставил его держаться на 2-х болтах. Нижний неудобный болт я закручивать вообще не стал, чтобы потом меньше было проблем при снятии стартера, когда он в очередной раз (а у меня уже третий стартер) накроется.

* * *

Вопреки народным легендам, никаких заметных сложностей в снятии и установке стартёра на Ниве нет. По крайней мере на карбюраторной: я не очень знаю, сколько железа стоит справа от мотора на инжекторе.

Обязательный инструмент:

- "Большой" торцовый комплект: два удлинителя, кардан. Для нижнего болта стартёра. Есть во всех наборах.

- "Малый" торцовый комплект: карданчик, удлинитель, Т-образный вороток и головка на 10. Для нижнего болта кожуха. Воротки длиной сантиметров 10 с хилой пластиковой ручкой есть во всех дешёвых наборах и отдельно, а вот "малые" удлинитель и карданчик могут быть проблемой.

- Накидные ключи на 13 и 10.

- Яма или эстакада. Без удобного доступа снизу успех сомнителен.

Итак, поехали.

Сверху и снизу:

1. Прыскаем WD на три гайки защитных кожухов и два болта стартёра сверху, на один болт и знаменитый болтик кожуха снизу. Пусть пропитываются.

Сверху:

2. Отключаем сигналку. Снимаем минусовую клемму с аккумулятора. Убираем под аккумулятор, чтобы случайно не легла обратно. В процессе работы силовой провод стартёра обязательно будет лежать на железе!

3. Снимаем катушку зажигания (не отключая проводов), провод клапана XX, воздухозаборник, шланг подачи горячего воздуха. Освобождаем от хомута верхний конец воздухозаборника генератора. Если бачок омывателя большой (5 литров), то лучше снять и его, не отключая шлангов.

4. Торцовым ключом на 13 откручиваем три гайки крепления экранов, снимаем малый экран.

Снизу:

5. Накидным ключом на 10 отпускаем нижний болтик экрана. Собираем связку: вороток, карданчик, удлинитель, головка 10. Если конкретные "штаны" мешают удлинителю, то карданчик придётся ставить возле головки: это несколько затруднит установку болтика на место при сборке. Заводим эту связку между "штанами", рулевыми тягами и стабилизатором, выворачиваем болтик до конца.

6. Собираем связку: трещотка, два удлинителя, кардан, головка 13. Выворачиваем нижний болт стартёра, оставляем в дырке.

Сверху:

7. Вынимаем большой экран. Прыскаем WD на открывшиеся гайки втягивающего реле.

8. Снимаем провод включения втягивающего реле. Накидным ключом на 13, на ощупь, отпускаем верхнюю гайку на тяговом реле. Желательно не перепутать с нижней гайкой, под которой провод в стартёр. Греха в том нет, но
снятию не поможет.

9. Накидным ключом на 13 откручиваем два верхних болта стартёра и оставляем в дырках картера.

10. Сдвигаем стартёр вперёд, начинаем вынимать "носом" вверх. Когда стало удобно - отвинчиваем до конца гайку с тягового реле, рукой или ключом. Снимаем силовой провод.

11. Вынули!

Разборка и сборка самого стартёра - отдельная тема.

Установка, как обычно, проще.

Сверху.

1. Постановка стартёра на место - ровно в обратном порядке. Начинаем заводить на место попой вниз и вперед, втягивающим к двигателю. В удобный момент ставим силовой провод и затягиваем гайку. Помня о том, что болт медный.

2. Закручиваем два верхних болта стартёра. Не затягиваем.

3. Ставим на место провод включения втягивающего.

4. Прозваниваем тестером "плюс" на массу. Если где-то коротнули, то самое время начать обратный путь.

5. Ставим большой экран, наживляем гайки на один оборот.

Снизу.

6. В вышеописанную "маленькую" связку вставляем смазанный графиткой болтик. Можно зафиксировать пластилином, но не обязательно. Левую руку запускаем с переду, над балкой, и двумя пальцами направляем головку, болтик и экран на путь истинный. Правой рукой крутим вороток со стороны "штанов". Хорошая подсветка необходима, на ощупь не сделать. При этой технологии всё встаёт на место вполне легко. Затягиваем болтик накидным ключом, к воротку нужное усилие приложить не получится. 

7. Закручиваем и затягиваем "большой" связкой нижний болт стартёра.

Внизу закончено. Сверху:

8. Накидным ключом на 13 затягиваем два верхних болта. 

9. Ставим малый кожух, затягиваем все три гайки торцовым ключом на 13. 

10. Ставим катушку.

11. Вспоминаем про монахиню и свечку, ещё раз прозваниваем. Ставим минусовую клемму, делаем пробный проворот без подсоса и клапана ХХ. Чтобы крутилось, но не завелось: может залипнуть неверно собранное
втягивающее, заклинить бендикс и т.п.

12. Ставим провод клапана ХХ, собираем оставшееся. Едем...

aal, 12.10.05.