NIVA-FAQ  ФОРУМ  | НОВИНКИ FAQ  |  КАРТА САЙТА  |  ПОИСК ПО САЙТУ   
 К дальней поездке
 Автор Историк

Примерные работы, запчасти и немного общих соображений.

Здесь речь идет про карбюраторную Ниву ВАЗ 21213. В случае инжекторной Нивы, Нивы с двигателем 1.8 л или длинной Нивы список должен несколько отличаться. Собственно, специфически нивского здесь практически нет, что неудивительно. Все-таки Нива - автомобиль, сильно унифицированный с другими Жигулями, а специфические узлы Нивы достаточно надежны.

Естественно, сюда не входят те работы, которые возникают из-за текущих неисправностей. Обычно о наличии таких неисправностей водитель заранее (задолго!) догадывается из поведения машины на дороге, стуков, подергиваний и т. п. ИМХО, если водитель не может по поведению машины понять, в какой системе и что примерно неисправно, лучше не рисковать собой и другими в большой поездке. Большая поездка - это не столько расстояние, сколько категория - поездка из Москвы в Питер - это не подвиг, а, скажем, в ту же сторону на Север:-) Все зависит от качества дорог, расстояний и возможности получить помощь на трассе.

Прошу заранее извинить, если кому-то покажется, что я излишне разжевываю то, что и так известно. Just skip it. Это не инструкция по ремонту Нивы, а, скорее, список из категории "чтобы чего не забыть впопыхах". Буду рад дополнениям и замечаниям, в том числе критике.

Оглавление

Полезные ссылки о поездках на auto.ru
Советы.
Работы
Инструменты и запчасти
Вещи в машину
Разное
    Маршрут и связь
    Страховка

Полезные ссылки о поездках на auto.ru

Конференция "Отдых и путешествия" http://wwwboards.auto.ru/travel/
FAQ конференции ОиП http://www.travel.auto.ru/
Конференция "Страхование" http://wwwboards.auto.ru/insure/
Конференция "Средства связи" http://wwwboards.auto.ru/connect/
Конференция "Телефон в автомобиле" http://wwwboards.auto.ru/phone/
Хорошее обсуждение "Что взять с собой" в Нивской конфе http://wwwboards.auto.ru/niva/261699.shtml
Что взять для инжекторной Нивы http://wwwboards.auto.ru/niva/261719.shtml.

Советы

Обычно про то, что придется далеко ехать, известно заранее. Поэтому как правило можно подгадать сроки очередного ТО к этому времени.

Если на машине будут делаться какие-то работы, серьезнее замены масла, то лучше сделать их за неделю-две до выезда. Когда я готовил свою Ниву к поездке в Голландию (пробег в дороге 6 т. км., пробег на начало поездки ~49 т. км.), отрегулировали сцепление, на которое до того не жаловался вообще. Ничто не предвещало беды. Оно с уханьем и свистом развалилось за неделю до поездки, и я успел его поменять.

Точный список работ, инструментов и запчастей зависит от многого. Сезон, умение починиться самостоятельно, наличие и качество дорог, наличие по трассе крупных населенных пунктов, где можно купить запчасти или найти сервис, состояние и возраст машины. Мой список - это, если можно сказать, "список общего назначения" для езды по асфальту в достаточно цивилизованной местности. Были бы, наверное, полезны также

  1. список для дальней поездки в более диких районах и по плохим дорогам (Север, Сибирь), там, где маловероятно получить помощь;
  2. возможно, отдельный список для оффроуда, туризма и полей, т. е. специальное снаряжение и работы по усилению машины;
  3. список для зимы (т. к. в случае поломки есть опасность быстро и насовсем замерзнуть);
  4. список работ и запчастей для пожилой Нивы. Судя по тому, как я эксплуатирую свою, такой скоро будет :-).
Работы
  1. Имеет смысл примерно за месяц до поездки начать обращать внимание на такие вещи как сложности с заводкой, склонность глохнуть, перегреваться, троить, неустойчивые обороты двигателя, злобные завывания, которых раньше не было. Основная часть неисправностей дает о себе знать задолго до печального исхода, важно уметь их услышать.
  2. Нельзя ехать, когда есть признаки скорого умирания двигателя, сцепления, коробки, мостов. Сцепление и коробка - "узкие места" Нивы.
  3. Крайне нежелательно (а иногда невозможно) пересекать границы без талона ТО. Поэтому ТО есть смысл пройти (а не купить) - все равно машиной заниматься.
  4. Поменять масло, воздушный, топливный и масляный фильтр.
  5. Свечи, даже если кажется, что "еще ничего". Старые можно взять в запас, если хорошо выглядят.
  6. Посмотреть и, возможно, отрегулировать натяжение цепи ГРМ, обратив при этом внимание на состояние башмака и успокоителя.
  7. Посмотреть, как ведет себя помпа охлаждения, т. е. нет ли характерного звука или люфта, свидетельствующего о скорой кончине.
  8. Оценить степень задубелости высоковольтных проводов и при необходимости заменить.
  9. Оценить способность аккумулятора пройти всю дорогу. Возможно, потребуется его зарядить, долить воду или кислоту (если он обслуживаемый).
  10. Посмотреть направление светового пучка фар. Для этого можно подъехать вечером в какой-нибудь светлой стене и посмотреть контур пучка. Будет неприятно, если окажется, что он слепит встречных.
  11. Регулировка клапанов.
  12. Тормозные колодки: передние поменять, задние посмотреть. Обратить особое внимание, чтобы при торможении не возникало заноса, биения руля или педали тормоза.
  13. Отрегулировать ручник (особенно важно в горах). Если горы составляют значительную часть маршрута, возможно, стоит подумать о противооткатном упоре (2 шт).
  14. Проверить уровень и состояние масла в коробке, раздатке и мостах, свежие утечки.
  15. При необходимости отрегулировать УОЗ. Надо заранее иметь представление, есть ли на трассе бензин, под который выставлено зажигание. При поездке в не слишком цивилизованные районы я бы не рекомендовал 95 бензин. Бывает полезно промыть карбюратор и обратить внимание на систему зажигания.
  16. Диагностика ходовой. Взглянуть на покрышки и оценить, пройдут они дорогу или нет.
  17. Если предполагается спать в машине, то имеет смысл переделать петлю заднего сиденья, чтобы оно раскладывалось полностью, как это описано в соответствующем разделе FAQ
Инструменты и запчасти

В принципе, в Европейской России сейчас не проблема найти сервис и отремонтировать машину до такой степени, чтобы на ней можно было как-то добраться до места постоянной дислокации. Были бы деньги. Похожая ситуация на Украине и в Белоруссии. Даже в Польше (Краков) поломка крестовины кардана у моей Нивы не вызвала у мастеров ступора. Здесь я привожу минимальный список того, без чего иногда бывает обидно оказаться на трассе.

  1. Колесный ключ, домкрат, ключи, отвертки, пассатижи. Домкрат желательно вынуть и осмотреть.
  2. Бензонасос (если установлен газ - не надо)
  3. Ремень генератора.
  4. Крышка помпы.
  5. Свечи.
  6. Крышка трамблера или работающий(!) трамблер в сборе. .
  7. Предохранители по 8 и 16 ампер (есть такой комплект, кажется, из 8 штук).
  8. Лампочки в фары - две шт., лампочка в поворотник.
  9. Провода "прикурить"
  10. Лампочка-переноска или фонарь с батарейками (надо убедиться, что фонарь работает, батарейки свежие и общепринятой размерности, чтобы не было, как у нас в Польше с иранским фонариком :-).
  11. Важно, чтобы запаска не только была в исправности, но и того же рисунка, как и остальные колеса.
  12. Камера (дополнительно, кроме запаски).
  13. Гибкий провод в изоляции (метра три).
  14. Изолента.
  15. Буксировочный трос.
  16. Масло (3 л).
  17. Тосол (литр - два).
  18. Стеклоомывающая жидкость (зимой). Стеклоочищающая жидкость летом.
Вещи в машину
  1. Документы на машину, права, доверенность (если надо). Не надо брать с собой: паспорт транспортного средства, документы на газовое оборудование, если оно есть).
  2. Проверить аптечку, знак аварийной остановки, огнетушитель. В аптечку дополнительно положить:
    1. фталазол или что-то от расстройства желудка;
    2. анальгин;
    3. аспирин УПСА.
  3. Термос побольше. По дороге можно заливать его кипятком в придорожных кафе, не раз так делал.
  4. Можно взять из продуктов все, что можно залить водой из термоса, например:
    1. кофе растворимый в банке;
    2. чай в пакетиках;
    3. сахар кусками;
    4. кружки, ложки;
    5. супы в стаканах.
  5. Сотовый телефон, автомобильную зарядку.
Разное

При выезде за границу России имеется много неожиданностей с документами, особенно в республиках бывшего СССР. В частности, страховка в Белоруссии, доверенности на Украине и т. п. Имеет смысл почитать соответствующие конференции, FAQ, задать вопросы.

За пределами бывшего СССР ремонт значительно удорожается, а нужных запчастей, особенно специфически нивских, может не быть. Хорошо взять с собой книгу по устройству Нивы с хорошими рисунками, хотя бы и по-русски, чтобы можно было показать мастеру. Мне это помогло в Польше.

Маршрут и связь

Важно, если предстоит далекая поездка, чтобы кто-нибудь из остающихся родственников, друзей или коллег знал о поездке такую информацию как (1) маршрут, включая основные города по пути (2) даты начала/окончания поездки, желательно - примерное время прохождения городов, (3) способ связи и/или адрес, где путешественники будут жить, когда доедут туда, куда так стремились:-) , (4) контрольные сроки выхода на связь. По моему опыту, в цивилизованных местах достаточно обговорить маршрут с картой в руках и взять с собой сотовый телефон, работающий хотя бы в основной части маршрута. Даже за границей 2-3 SMS-сообщения в день позволят уложиться в 50$ при двухнедельной поездке. Научите остающегося человека принимать и отправлять SMS.

Не забыть активировать роумниг, положить на счет достаточно денег, взять автомобильную зарядку, т. к. если часть маршрута проходит вне зоны приема, то телефон в режиме "Search" разряжается быстро. Хорошо также знать экстренные телефоны в зоне поездки.

Не пользовался CБ-радиостанциями, хотя слышал много хорошего.

Существуют и очень полезны карты :-). Помимо Атласа автомобильных дорог издаются относительно хорошие топокарты областей (изданы книжками, в основном на Европейскую Россию) в масштабе 1:200000 и менее хорошие административные карты более мелкого масштаба (примерно 1:500000). В Москве продаются в маг. Атлас на Кузнецком мосту и крупных книжных магазинах.

Страховка

Скоро (с 2003 г.) в России будет обязательное страхование гражданской ответственности (ГО). Однако хорошо иметь еще и страховку своего ТС от угона и ущерба.

Необходимо убедиться, что Ваша поездка происходит в зоне действия страховки. На республики бывшего СССР обычная российская страховка может распространяться, а может и нет. Известно несколько подвохов. На территории Белоруссии обязательной под угрозой крупного штрафа является страховка ГО, оформленная в одной из белорусских фирм, покупаемая обычно на границе. На Украине ввели обязательное страхование ГО, но де-факто пока не преследуют тех, у кого его нет.

Green Card (Зеленая карта). Единая система страхования ГО в странах Западной Европы, в том числе - в Польше и др. странах, которые еще не в ЕС. Без нее в страну просто не пустят, а если случайно пустят, то тем хуже для Вас потом. Надо выяснить, требуется ли Green Card в страну, куда Вы едете. Лучше всего это делать не в последний момент на границе, а в посольстве или в конфе "ОиП". Даже если Creen Card у Вас есть, в странах, которые не входят в эту систему, как Белоруссия, Россия, Ирак и др. она бесполезна и может понадобиться покупать отдельную страховку.

Наиболее сложно бывает застраховать свою машину от угона и ДТП на время поездки за границу. Ингосстрах делает это своим клиентам дополнительно к основной, российской, страховке. Если поискать, в Москве и, наверное, в Питере можно найти фирму, которая оформит такую страховку.

Есть такая страховка - автомобильная ассистанция. Это когда заплатив примерно 6$, получаешь право на бесплатную техпомощь или транспортировку поврежденной машины на сумму примерно 200$. Найти сложно, но смысл, ИМХО, есть.

Алексей aka Историк, 27.07.02.