NIVA-FAQ | ФОРУМ | НОВИНКИ FAQ | КАРТА САЙТА | ПОИСК ПО САЙТУ |
От Москвы до Апатит Автор Werewolf |
Так как я являюсь аспирантом географического факультета МГУ, то у мне надо было набрать информации для диссертации и провести преподавательскую практику. В целях убиения двух зайцев был выбран Кольский полуостров, на УНС МГУ в Хибинах можно проводить практику, а в Кировске имеется комбинат "АПАТИТ", который осуществляет разработку полезных ископаемых открытым способом. Рядом находятся Мончегорск, Ревда, Оленегорск, по дороге туда имеется Костомукша, где так же присутствуют карьеры и карьерно-отвальные комплексы (предмет диссертационного интереса). В связи с тем, что там на автомобиле передвигаться удобнее, да и заезд в Костомукшу также удобней производить на автомобиле, то был выбран автомобиль. Как вы догадываетесь, это была нива 21214, с бош 797 сентября 2005 года, пробег на момент отъезда около 21 Ккм.
Поменялся с другом, его литье с Кама-228, на свои К-139 на штамповках. С собой были взяты наборы ключей, свечи, предохранители и две канистры по 20 литров каждая (о них в дальнейшем поподробнее). Калькулятор расстояний выдал 1795 км от Москвы до Апатит, причем путь был проложен через Ярославль, Вологду, Вытегру, Пудож, а далее на Медвежьегорск и по М18 до Апатит.
Первоначальный план передвижения предполагал остановку на ночевку где-то у Медвежьегорска, и прохождение пути за 2 дня. В первый день около 1000-1100, во второй - остаток. Попутчик-штурман имелся, но прав он не имел, в связи с этим за рулем я был один. Знал про кока-колу в качестве тонизирующего напитка, поэтому его и выбрал. Сушки - чтоб не засыпать в случае чего.
Выехали из Королева 23 июня в 5 утра (там жил штурман, да и полчаса сэкономили езды), практически сразу был остановлен за превышение в населенном пункте. На вопрос, куда торопитесь - ответил в Мурманск, те пожелали удачи и сказали, что на этом велосипеде я далеко не уеду (имели в виду Ниву), взяли 150 р. вместо положенных 300, причем дали сдачи.
Заправились под Переяславлем, потом поблуждали минут 40 по Ярославлю (там через город очень муторно ехать) и выехали в направлении Вологды. В Вологде были в 12 дня. Самый дешевый бензин (92) на этом промежутке был по 15-90, но им не рисковали заправляться. В Ярославле, понятное дело, бензин хороший. От Вологды двинулись на Вытегру, по пути остановились поесть, но место было выбрано неудачно, погода была солнечная, слепней было много, в общем, не сильно мы поели. До Вытегры вполне нормальная дорога, можно сказать даже замечательная, только она прям перед Вытегрой кончается резко и превращается в грейдер:
От Вытегры до границы с Карелией идет отличный автобан, концентрация автомобилей минимальна (это была вторая половина дня пятницы). Встречали максимум одну-две машины за 10 минут езды. Очень понравилась река, вдоль которой шел грейдер, с надписью "Архангельск-600 км".
На границе с Карелией качество дороги резко меняется, и она превращается в обычный асфальт, с дырами, разбитый трещинами, с пологими волнами. В общем, быстро не поедешь. Зато искупались в Онеге:
Бензин постепенно заканчивался, в Вытегре заправку специально не искали. В итоге, бензин закончился за полкилометра до Пудожа. Долили из канистры. Как выяснилось потом, канистры, хоть я их и промывал, были с ржавчиной внутри. Ржавчина и забила сетку на бензонасосе. Всю дорогу туда ехали, машина больше 100 не шла, что правда в условиях федеральной трассы М18 не является ограничивающим фактором. Трасса пологоволнистая, с разбитым асфальтом, в некоторых местах, видимо, ради прикола, нарисована свежая разметка поверх ям. Бензин (92) по трассе стоит везде 18 р.
Доехав до Иделя, решили остановиться, тем более, что пошел дождь, свернули к речке. Было решено отдохнуть часа 2-3, потом подумать, ехать ли дальше или нет. Так как в тех краях был полярный день, движение ночью не было связано с большими трудностями. Поэтому после отдыха решили двигаться дальше и поспать, когда захочется. На трассе машин не очень много, поэтому надо больше следить за дорогой. Лучше всего ехать почему-то получалось по встречной или посередине дороги, там ям почему-то меньше, и асфальт ровнее, а к краям дороги он сильнее прогибается волнами. На подъезде к Лоухам (километров 150 до них оставалось), стало как-то резко холодно и захотелось спать. Быстро нашли какой-то каменный островок посереди болота, на него заехали и тут же срубились спать. Проснулся в 3-30 и со словами пора ехать, поехал дальше. Сон освежил и дал еще сил. На одном участке, недалеко от Зеленоборского, по-моему, асфальт отсутствует на протяжении километров пяти, там его уже нет лет 5, вроде как дорогу переделывают:
Доехали без приключений до базы в Кировске, упали спать.
На следующий день слил бензин из бака, вынул бензонасос, вымыл бак, но на сетку внимания не обратил, так как не знал, какого она цвета должна быть. Поехал проверять, съездил на перевал,
к озеру Малый Вудьявр
и озеру Длинное:
Дорога на (или с) перевал, зависит от направления, идет по руслу реки:
Сходил со студентами в маршрут на ручей тов. Гакмана, посмотрели на один из многочисленных перевалов, называется Щель. Без альпинистского снаряжения вроде непроходим. Я не пробовал.
Тем временем письма из МГУ, отданные в комбинат Апатит, делали свое дело и, пройдя несколько кабинетов, я вышел на геолога, и все пошло как положено, мне дали разрешения на посещение всех рудников Апатита. Поехал на рудник Восточный, там 2 карьера, одновременно собирался заехать к студентам на Умбозеро, так как они там находились в экспедиции. Их туда забрасывали на шишиге. Я туда рискнул пробраться на Ниве:
Карьерные БЕЛАЗы и ковш 10 кубов:
Геолог сказал мне, что мол я до нашего лагеря доеду на Ниве легко, и это "легко" длилось 18 км, которые я ехал часа 2. Причем дорога постепенно ухудшалась, постепенно превращаясь в колею, из которой торчали большие камни, хоть и круглые. В некоторых местах приходилось красться на черепашьей скорости, постоянно контролируя одну сторону машины, которая ехала по межколейному пространству, переваливась через камни, и второй борт, чтоб он не въехал в дерево. Почти постоянно на пониженной, она позволяет максимально точно выбирать скорость движения, блокировку почти никогда не включал, кроме одного места, подъема по каменному склону с большими камнями.
Съездили к нашим и благополучно вернулись с ними, следуя за шишигой, подивившись ее клиренсу и пожалев, что такого не имею. Настало время посещения еще одного рудника - Центрального, который расположен на горе, высотой около 1200 м (город и база расположен на высоте 200-300 м). Туда мне сказали, что лучше на машине не ездить, а сесть в вахтовку. Сейчас дорога на гору уже нормальная, а раньше ее называли Дорогой Мужества:
Забрасывали экспедицию на ручей тов. Петрелиуса, там собирались бурить практически единственный ледник на все Хибины. По пути на шишиге пробилось колесо, в этот же раз я видел единственных два иностранных джипа - Датсун пикап и старый патруль. Все остальное - УАЗики, Нивы, ЛУАЗики. Ну и 66-е, Уралы, 131-е ЗИЛы и Магирусы. Но это другая весовая категория, так сказать.
Карьер рудника Центральный:
Съездили в Ревду, там слазили в шахту, посмотрели на карьеры заброшенные.
Подивились на единственный на европейской территории РФ памятник иностранному самолету-истребителю времен 2-й мировой войны:
Земля вокруг Мончегорска выжжена сернокислыми туманами, которые появлялись от выбросов в атмосферу отходов обогащения никельсодержащей руды. Этот цех закрыт уже 20 лет, но следы его работы еще долго не исчезнут:
Обратно выехали в 11 часов вечера в надежде на полярный день, и были в Москве в 11 часов вечера следующего дня. Утро в Карелии было очень красивым:
За все время пребывания там не разу не пришлось воспользоваться хайджеком, который всегда лежал в машине. По приезде в Москву выяснилось, что пора менять все шаровые и маятниковый рычаг. Погнут мост, полуось, тяга Панара и домик крепления этой тяги. Накрылся датчик фаз. Других повреждений, кроме забитой сетки на бензонасосе, нет. Зато есть море впечатлений и желание повторить нечто подобное еще раз.
В довершение скажу, что в зимнее-весеннее время на базе можно договориться о экскурсиях-путешествиях по окрестностям Хибин на снегоходе, чем я и собираюсь заняться. Если кому интересно, www.snowtracker.ru
26.09.06.