NIVA-FAQ  ФОРУМ  | НОВИНКИ FAQ  |  КАРТА САЙТА  |  ПОИСК ПО САЙТУ   
 О регистрации в военкомате
 Автор Leo2131

Если кому интересно, то порядок нынче такой...

К вопросу о том, откуда растут ноги или "указания" ГУ ГИБДД СОБ МВД РФ относительно обязательности регистрации отечественных полноприводных автомобилей в военкоматах…

Итак - до 1 ноября 2001 года озвученное в заголовке нововведение пускало робкие корешки только на периферии - в целом ряде городов ГИБДД и военкоматы совместными усилиями пытались загонять на регистрацию личного автотранспорта повышенной проходимости не только владельцев автобусов и грузовиков, как предусмотрено Правилами регистрации транспортных средств, утвержденными Приказом МВД № 624 от 26 ноября 1996 г. "О порядке регистрации транспортных средств" (с изменениями от 30.06.97, 29.07.97, 07.07.98, 19.02.99, 15.03.99 г. - здесь и далее вся информация о номерах, датах, наименованиях документов и цитаты из их текста - по ИПС "Гарант" - прим. авт.), но заодно и УАЗов с "Нивами". Тогда это явление серьезного внимания не привлекло, поскольку имело локальный характер… А зря.

Зря - стало очевидно с первых чисел ноября этого года, когда московских автолюбителей начали в массовом порядке заворачивать из МРЭО в военные комиссариаты - для постановки "отечественных полноприводных автомобилей повышенной проходимости" на учет - и без заветного штампика в заявлении на регистрацию/изменение регистрационных данных/снятие с учета эти самые заявления просто-таки отказывались принимать…

Ссылки при этом, как обычно в России, делались на "поступившее указание сверху" - но текста самого указания предъявить или хотя бы сказать членораздельно, кем оно подписано, естественно, уважаемые инспектора ГИБДД не желали. В конце концов, в МРЭО на досках объявлений появились "информационные листки", доводившие до глупых граждан суть очередного откровения ГИБДДшного начальства. Хотел было процитировать этот образчик российского "канцелярита" по сайту www.gibdd.ru, где сие успешно висело - ан не тут-то было, сняли. С трудом нашел сей текст в рубрике "вопрос-ответ" сайта УГИБДД ГУВД Москвы - www.gai.ru:

"На основании положения о военно-транспортной обязанности, утвержденного Указом Президента России №1175 от 2 октября 1998г., и Приказом Минобороны России № 628 от 31 декабря 1999г., постановке на учет в военном комиссариате подлежат следующие транспортные средства, принадлежащие физическим лицам: легковые автомобили повышенной проходимости (полноприводные) отечественного производства, грузовые автомобили и специальные автомобили на шасси, грузовые автомобили всех марок, прицепы, полуприцепы к ним, автомобильные краны, автобусы и мотоциклы тяжелого класса с коляской".

Начинаем разбираться, получив хоть какие-то ссылки на первоисточники - тем более, что онлайновые издания, отреагировавшие на нововведение достаточно быстро (статьи Алексея Предкова в "За Рулем - онлайн" "Всё для фронта!" ( http://www2.zr.ru/zr-online/txt/nravroads/casus/voenkomat.htm) и Вениамина Синицына в "Газете.ру" "Русские джипы забирают в армию" (http://195.2.70.250/2001/11/29/russkiedzipy.shtml), как обычно, несколько грешат против истины, говоря о каких-то "изменениях" к ранее изданным документам…

Итак - что же такое Указ Президента России № 1175 - и какой документ введен в действие этим Указом? Всего-навсего Положение о военно-транспортной обязанности, разработанное Министерством Обороны, разделом III которого предусматривается возможность изъятия в венное время для нужд войск транспортных средств, принадлежащих гражданам России - и, соответственно, необходимость организации в мирное время военными комиссариатами учета транспортных средств тех категорий, которые могут быть использованы в войсках….(соответственно пп. 21 и 23 указанного раздела). При этом в п. 21 определение перечня таких транспортных средств отнесено к компетенции Министерства Обороны).

Сам Указ и утвержденное им Положение, таким образом, прямого указания на перечень транспортных средств, подлежащих учету, не дает и требует дополнительного документа Минобороны.

Здесь и начинается самое таинственное во всей истории. Поскольку по логике именно упоминаемый ГУГИБДД Приказ МО № 628 от 31 декабря 1999 года должен содержать тот самый перечень транспортных средств, подлежащих мобилизации.

И действительно - приказом Министра Обороны России № 590 от 28 декабря 1998 г. устанавливается план-график осуществления управлениями Министерства мероприятий по реализации Указа № 1175, в котором недвусмысленно прописан срок утверждения перечня - до конца IV квартала 1999 года. Но! Конституция Российской Федерации недвусмысленно провозглашает, что к исполнению гражданами обязательны только надлежащим образом обнародованные законодательные и подзаконные акты… Вот тут и начинаются тайны коридоров Минобороны и Минюста.

Дело в том, что приказа с таким номером и датой (628 от 31.12.1999 г.) нет ни в одной из баз нормативно-правовой документации, открытых для общего пользования. Министерство Юстиции в своем ответе корреспонденту Газеты.ру подтвердило представление такого документа ("Об утверждении перечней техники, гужевого и вьючного транспорта, предоставляемых организациями и гражданами войскам...") на регистрацию - но не смогло представить данных о прохождении им регистрации и обнародовании. Странно, не правда ли - такое впечатление, что приказ был наспех составлен в последний день того самого IV квартала 1999 года - для исполнения графика - и потом благополучно отозван на бессрочную доработку своими создателями. Эта версия подтверждается и содержащейся в ЗР-онлайновской статье (см. ссылку выше) информацией о том, что Главное Автобронетанковое Управление МО (ГАБТУ) утверждает, что перечень еще не готов….

Однако, несмотря на очевидные нестыковки, Главное Управление ГИБДД продолжает настойчиво внедрять в головы незадачливых автолюбителей идею о неизбежности регистрации отечественных полноприводных автомобилей в военных комиссариатах. Да и там для этих целей уже завели, как положено, прошнурованные амбарные книги образца тридцатых годов, и даже установили (в Москве, по крайней мере) аж целых два дня в неделю, в которые можно обращаться в сии богоугодные заведения (напомним - МРЭО работают шесть дней в неделю).

Вызывает откровенное удивление такая активная деятельность по претворению в жизнь положений юридически ничтожного документа. Впрочем, многое становится понятным - уже появились свидетельства владельцев транспорта о том, что военкомат за регистрацию во "внеурочный" день установил вполне определенную таксу (в карман "регистраторов", естественно), а автосалоны, анонсирующие услугу "регистрация в ГИБДД на месте", берут за полноприводники чуть больше, но никаких документов из военкомата не требуют. Система взаимопомощи чиновников в мундирах уже работает…

У этой проблемы есть еще один правовой аспект - выше я уже упоминал Приказ МВД № 624 с последующими изменениями, которым введены Правила регистрации транспортных средств. Так вот - безграмотное и юридически ничтожное "указание" ГУГИБДД противоречит еще и приказу …. собственного министра ! Поскольку в Правилах регистрации четко сказано, что регистрации в ВК подлежат ТОЛЬКО ГРУЗОВИКИ И АВТОБУСЫ, принадлежащие гражданам - и ни слова не сказано о других категориях транспортных средств (напомню - Нивы, УАЗы, ЛуАЗы, "Оды", "Москвичи", "Тарзаны" и прочая отечественная техника такого рода относятся исключительно к категории "В" - легковые автомобили…). Любые изменения к утвержденному приказом министра документу могут быть введены только приказом министра - а генерал Федоров, при всем моем глубоком к нему уважении, даже заместителем министра - и то не является, а следовательно - он или кто-то из его заместителей, подписавший "указание", ни больше ни меньше, как совершил должностное преступление, превысив свою компетенцию.

 

Как действовать в такой ситуации? Очень просто - поскольку закон на стороне гражданина!

Берем документ, которым должны руководствоваться ВСЕ должностные лица органов ГИБДД при совершении регистрационных действий - те самые Правила.

Смотрим, что в них написано:

"1.4. Сотрудники регистрационных подразделений обязаны оказывать содействие в осуществлении прав и защите законных интересов собственников транспортных средств либо лиц, от имени собственников пользующихся и (или) распоряжающихся транспортными средствами на основании доверенности, по их требованию предоставлять возможность ознакомления с документами и материалами, непосредственно затрагивающими права и законные интересы указанных лиц, а также предоставлять иную информацию, послужившую основанием для принятия решений о производстве регистрационных действий или об отказе в их совершении".

То есть - Вам обязаны оказать полное содействие в ознакомлении с нормативными актами, на основании которых выдвигается требование о регистрации ТС в военкомате, что ограничивает Ваше конституционное право свободно распоряжаться Вашей частной собственностью. Не показывают? Значит, нарушают свои же Правила - и есть основание жаловаться.

Далее - вот то, чего господа инспекторы крайне не любят - и, как правило, сдаются и регистрируют транспортное средство как оно есть:

"3.36. Об отказе в производстве регистрационных действий Государственная инспекция обязана мотивированно сообщить в письменной форме собственникам либо лицам, от имени собственников пользующихся и (или) распоряжающихся транспортными средствами на основании доверенности, с указанием причин отказа, который может быть обжалован в установленном порядке.
(в ред. Приказа МВД РФ от 07.07.98 № 413)".

Почему? Да потому, что с письменным отказом в регистрации, обжалованном в установленном порядке, можно до истечения срока обжалования в вышестоящую инстанцию спокойно эксплуатировать принадлежащий Вам автомобиль, а по истечении срока или получении отрицательного ответа - обращаться в суд с требованием об устранении препятствий, создаваемых сотрудниками ГИБДД в реализации Вашего законного права. Ни один суд не примет решения в пользу ГИБДД на основании юридически ничтожных документов - не прошедшего регистрацию и обнародование приказа Министра Обороны и смехотворного "указания" ГИБДД…

Теперь - о самом смешном и горьком. О том, что вся эта выстраиваемая мундирными братьями по кормлению система бессмысленна изначально. Никто ведь не протестует против военно-транспортной обязанности как таковой - она есть в десятках государств, в том числе в большинстве развитых стран, считающих себя вполне демократическими. Только вот там все реализуется по-другому - полиция просто предоставляет органам, осуществляющим мобилизационные мероприятия, выборку из своей базы данных по зарегистрированным автомобилям. Неважно, в какой форме и с какой периодичностью - но граждан при этом никто не посылает в унизительный забег к прапорщику с амбарной книгой…

А теперь - заглянем напоследок в те самые Правила регистрации, утвержденные в нашей стране всего пять лет тому назад. И прочтем там следующее:

"2.1. Регистрационные подразделения при выполнении своих функциональных обязанностей совершают следующие действия:

…….

2.1.18. Выдают справки (выписки из реестров) о совершенных регистрационных действиях, зарегистрированных транспортных средствах (номерных агрегатах) и их собственниках либо о лицах, совершивших регистрационные действия от имени собственников".

"3.35. Справки о совершенных регистрационных действиях, зарегистрированных транспортных средствах и их собственниках либо лицах, от имени собственников пользующихся и (или) распоряжающихся транспортными средствами на основании доверенности, выдаются на основании письменного запроса: 

а) судам, органам прокуратуры, следствия, дознания, налоговой полиции, принудительного исполнения в связи с находящимися в их производстве уголовными, административными или гражданскими делами, а также другим органам в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации;
(в ред. Приказа МВД РФ от 07.07.98 № 413) я;

б) органам, осуществляющим оперативно - розыскную деятельность; 

в) подразделениям Государственной инспекции при выполнении возложенных на них задач.
(в ред. Приказа МВД РФ от 07.07.98 № 413) .

Документы, послужившие основанием для совершения регистрационных действий, выдаются судам, органам прокуратуры, следствия, дознания, принудительного исполнения и другим органам в случаях и порядке, предусмотренных законодательством Российской Федерации.
(в ред. Приказа МВД РФ от 07.07.98 № 413)" .

Выясняется, что этот велосипед даже не надо изобретать - все уже предусмотрено и прописано, спокойно и разумно. И нужно-то всего - совместный приказ МО и МВД, обязывающий территориальные подразделения ГИБДД с определенной периодичностью представлять сведения о зарегистрированных автомобилях повышенной проходимости, находящихся в частной собственности граждан, в территориальные органы МО, осуществляющие воинский учет и мобилизационную подготовку…

Обидно, что в России, как и раньше, традиционно берет верх корпоративная солидарность мундирных лихоимцев - а в проигрыше оказывается лишь здравый смысл. И мы с вами, дорогие коллеги - автолюбители…

24.12.01.

Leo2131. Взято из "НИВАПРЕСС" №1, оригинал.