NIVA-FAQ  ФОРУМ  | НОВИНКИ FAQ  |  КАРТА САЙТА  |  ПОИСК ПО САЙТУ   
 Что можно сделать с Нивой
 Автор Pilot

ВАЗ-2121 «Нива» — легковой автомобиль повышенной проходимости. Первый в мире вседорожник с несущим кузовом и постоянным полным приводом. В настоящее время выпускается ВАЗ-21214, обозначаемый LADA 4х4. Серийно производится с 5 апреля 1977 года. В истории мирового автомобилестроения «Нива» считается родоначальником «кроссоверов» — особо популярного в начале XXI века класса легковых автомобилей, а также самым оригинальным и популярным автомобилем советского и российского производства. Еще с советских времен ходят легенды про отменную проходимость этого автомобиля. Даже спустя 33 года после начала серийного производства автомобиля, живая легенда пользуется огромным спросом на рынке. И самое удивительное для нашего автопрома, что этот автомобиль с преогромным удовольствием покупают за границей.

Однако не все знают, что “Ниву” можно превратить из вседорожника в полноценный внедорожник. Существует 2 основных направления для модернизации автомобиля:

1. Туризм. В основном Нива привлекает любителей добраться куда подальше своей неприхотливостью, распространенностью запчастей и все тем же постоянным полным приводом за небольшие деньги (если сравнивать с иностранными аналогами).

2. Соревнования. Различные любительские трофи–рейды, ралли–рейды, внедорожные ориентирования, триалы и многое другое.

Этапы модернизации в спорте и туризме очень близки. Многое для туризма берется из спортивного опыта эксплуатации авто.

В этой статье я постараюсь расписать основные – возможные доработки и объяснить для чего они нужны.

1. Установка больших колес.

Значительно повысить проходимость автомобиля можно, установив колеса с большим наружным диаметром. На Ниве это обычно начинается с 29" резины (можно сказать, стандарт для слегка заряженного авто) и доходит чуть ли не до 33" (это уже чистый спорт и экстрим). Я считаю, что трансмиссия Нивы способна относительно безболезненно “переварить” колеса размерностью 30-31". Так сказать, золотая середина. Остается и некая надежность авто и проходимость увеличивается значительно. Чтобы установить большие, чем штатные, колеса на автомобиль, необходимы некие доработки, о которых я расскажу ниже.

Для установки грязевых колес большего диаметра обычно делается лифт подвески или подрезаются колесные арки. Если мы задались целью поставить 29" колеса, то нам достаточно лифтануть машину. С лифтом в 6 см 29" колеса без проблем помещаются в колесных арках:

Для установки колес от 29" необходимы уже кузовные работы по подрезке арок. Причем, чем больше ставим колеса, тем больше придется отрезать от машины.

Существует давний спор, что лучше: лифт или резка арок. Попробую изложить основные достоинства и недостатки того или иного способа вживления больших колес.

Лифт:
+ Увеличение дорожного просвета под передней балкой.
Лифт увеличивает дорожный просвет только под передней балкой. Под яблоком заднего моста он остается такой же, НО на передние колеса приходится порядка 65% от всего веса автомобиля, лифт в 6 см значительно уменьшает шансы сесть на балку и дает возможность сдать назад при невозможности двигаться вперед. К тому же площадь яблока заднего моста невелика, и зацепившийся задний мост, например, в колее легко сможет протащить передок.
+ Улучшение геометрической проходимости.
Лифт позволяет улучшить геометрическую проходимость: уменьшаются радиусы продольной и поперечной проходимости, а также увеличиваются углы въезда и съезда.
- Уменьшение срока жизни внутренних ШРУСов и их заводских пыльников. Эти недостатки можно решить, заменив внутренние пыльники ШРУСов на пыльники от наружных ШРУСов, а РПМ опустить вниз на 10 мм, что позволит уменьшить угол работы ШРУСа.

Резка арок:
+ Можно избавиться от гнилых арок.
+ Нет изменений в работе подвески.
+ ШРУСы живут меньше только из-за увеличенных нагрузок.
- Дорожный просвет и геометрическая проходимость улучшается только за счет увеличения наружного диаметра колес.

Лифт можно выполнить несколькими способами. Я считаю самым оптимальным способом установку спереди пружин от Шеви-Нивы, амортизаторов с большей длиной и проставок под шаровые опоры. Сзади желательно обварить (усилить) чулок заднего моста, который можно погнуть даже при эксплуатации стандартного автомобиля на стандартных колесах. Для улучшения работы задней подвески, рекомендую установить А-образный рычаг. Рычаг выполнен из квадратного профиля, фрагмента нижнего рычага передней подвески ВАЗ 2108. Закрепляется на кузове 2 болтами, которые ранее держали верхние тяги заднего моста. На мосту рычаг крепится к площадке через шаровую опору:

Основными его достоинствами можно признать:
- меньшее количество деталей в задней подвеске;
- симметричность работы задней подвески;
- практически неубиваемый рычаг ( по сравнению с тягами, которые часто ломаются в месте пайки втулки к прутку);
- нет необходимости в диагональной тяге Панара, которую со временем можно потерять из-за коррозии домика, к которому она крепится на кузове:

По опыту всевозможных соревнований и выездов скажу, что лифтованная машина на 29" колесах едет намного лучше чем Нива на 29" колесах с вырезанными арками.

2. Главные пары

Допустим теперь, что у нас стоят большие колеса. Машина начала тупить на разгон, не хватает момента для того, чтобы тронуться в грязи, приходится крутить двигатель. Значит следующим этапом меняем заводские главные пары на пары с большим передаточным числом. Например 4.3 или 4.44 ( для колес до 31"), также есть более редкие и дорогие ГП с передаточным числом, например, 5.38, которые подойдут для колес диаметром больше 31".

3. Средства самоспасения

Для спокойного передвижения я считаю, что после замены главных пар, необходимо поставить электрическую лебедку. Для туристов подойдет лебедка 6000 класса, для спортсменов нужно не менее 9000. Выбор лебедок огромный, как говорится, на любой вкус, цвет и кошелек.

4. Шноркель

Что в туризме, что в спорте часто бываю броды. Чтобы не словить гидроудар за много километров от дома или цивилизации в целом, необходим шноркель. Он позволяет работать двигателю, который находится под водой без всевозможных нежелательных последствий в виде гидроудара.

5. Экспедиционный багажник и дополнительный свет.

У Нивы багажник больше напоминает бардачок, и даже на близких выездах салон автомобиля превращается в склад готовой продукции. Что уж говорить, но чем дальше собираемся, тем больше необходимо с собой взять из вещей и запчастей. Решить эту проблему поможет надежный экспедиционный багажник, способный выдержать вес вещей до 200 кГ. На багажнике также часто закрепляют дополнительный свет (который сложнее разбить и запачкать при движении по бездорожью), антенну Си-Би радиостанции (с которой очень удобно двигаться колонной с товарищами или по трассе, узнавая о дорожной ситуации у дальнобойщиков), грязный трос, реечный домкрат хай-джек, лопата, леера и т. п.

6. Дифференциал повышенного трения или самоблок

Данный девайс позволяет передавать крутящий момент с буксующего колеса на колесо, которое имеет более хорошее зацепление с рельефом местности.

7.Стальной корпус редуктора переднего моста

У заводского корпуса из алюминиевого сплава есть 2 основные болезни:
1. Отрываются шпильки крепления корпуса к двигателю.
2. Раскол самого корпуса от повышенных нагрузок из-за жестких режимов эксплуатации.

Для повышения надежности устанавливается СКРПМ (стальной корпус редуктора переднего моста) вместо заводского. Крепление его выполняется на балку передней подвески и за стабилизатор поперечной устойчивости. Данный девайс хоть и стоит дорого, но он себя оправдывает на все 300%.

8. Подрамник раздаточной коробки

На Ниве всегда были вибрации. Чем машина старше, тем они больше. Альтернативное крепление РК (раздаточной коробки) на подрамнике позволяет уменьшить вибрации в разы. Исчезают резонансные вибрации на 80-90 км/ч, на подрамник также можно закрепить защиту типа “лыжа”.

В общем прошу строго не судить, постарался собрать все самое основное в небольшом объеме. Позже попробую сделать 2 часть статьи, где распишу все поподробнее.

Взято из http://exp4x4.ru/?page_id=173 с разрешения автора. 

22.07.10.