NIVA-FAQ | ФОРУМ | НОВИНКИ FAQ | КАРТА САЙТА | ПОИСК ПО САЙТУ |
Нива, Hi-Lift Jack и… Автор Koleso213 |
Статья опубликована в апрельском номере журнала "Полный Привод 4х4" 4/2005 под названием "Игры разума". Публикуется с согласия автора и редакции.
Хранение HJ в НИВЕ
HJ как замена лебедки
HJ и якорь для лебедки
Перевозка длинномера
Приспособление для подъема Нивы за диск колеса
Поднимаем Ниву
Подъем на скользком основании
Универсальная ручка
Ручка как подпорка
Реечный домкрат Hi-Lift Jack относится к разряду культовых предметов в среде поклонников off-road и полного привода и не нуждается в особом представлении. Все его достоинства хорошо известны, а наличие в багажнике автомобиля при выезде на природу вселяет надежду в душу владельца авто на благополучный исход мероприятия. О разных вариантах применения этого универсального инструмента было много написано, повторяться не стоит. Хочется рассказать о собственном опыте применительно к российскому автомобилю Нива.
Итак, домкрат Hi-Lift HL-484 уверенно прописался в багажнике Нивы-21213. Такой домкрат имеет рейку длиной 118 см и весит 12.4 кг. Если у домкрата открутить верхнюю петлю или просто повернуть ее вниз вдоль рейки, то он прекрасно помещается в багажнике Нивы. Первое время домкрат хранился на полу багажника вдоль порога задней двери и достаточно часто извлекался на белый свет. После периода активных испытаний наступило время относительного затишья и стало заметно, что он занимает довольно много места в небольшом «городском джипе». При близком знакомстве с устройством домкрата оказалось, что он без проблем разбирается на составные части. Для этого надо вынуть шпильки фиксирующие ручку и основание, открутить верхнюю петлю и снять подъемную машинку с рейки.
Хранение Hi-Lift Jack в багажнике Нивы в разобранном виде позволяет сэкономить жизненное пространство и без того небольшого багажного отделения и при обычной городской эксплуатации не выслушивать от родных замечания о том, что - «Весь багажник занят какими-то железками». Домкрат разбирается на составные части и укладывается в багажнике: подъемная машинка, опора и верхняя петля укладываются в нишу багажника слева по ходу:
Рейка домкрата и ручка, лежат на полу багажника у проема задней двери, практически не выступая над порогом:
Поверх инструментов укладывается туристический коврик:
По ходу дела обнаружился еще один положительный эффект: подъемная машинка, завернутая в полиэтиленовый пакет и убранная в угол, не собирает мусор из багажника на подпружиненные пальцы, покрытые смазкой и не требует чистки и смазки перед использованием, что иногда бывало, когда домкрат хранился в собранном виде на полу.
Сборка Hi-Lift Jack’а, а именно: пристегнуть основание, надеть подъемную машинку на рейку и вставить ручку, занимает от силы 5 минут, и домкрат готов к работе. При сборке необходимо обратить внимание на положение рейки домкрата: конец рейки с «пропущенной дыркой» должен быть сверху – это защита от переподъёма груза!
Основание фиксируется на рейке штатной шпилькой или куском проволоки.
Известно, что Hi-Lift Jack можно использовать в качестве лебедки, и в продаже есть специальные наборы для этого от производителя домкрата фирмы Bloomfield Manufacturing Co, Inc. Но вот цена…. Да и входят в этот набор только две короткие цепи, которыми необходимо перехватывать за тяговую цепь по мере вытягивания авто, а сама тяговая цепь в набор не входит, то есть её надо докупать дополнительно…
А можно ли сделать работоспособный аналогичный комплект, не приобретая фирменный комплект «Off-Road Kit»?
Самый главный элемент комплекта – тяговая цепь.
Хочется сразу отметить тот факт, что огромное количество цепей, которые можно найти на строительных рынках и в магазинах, не рассчитаны для работы с большими нагрузками. Например, характеристики оцинкованных цепей импортного производства общехозяйственного назначения, которые можно встретить на любом строительном рынке (выдержка из таблицы):
Наименование цепи |
Рабочая нагрузка, Т |
Разрывная нагрузка, Т |
Вес 1 пог. м цепи, кГ |
6,4х25,4 оц.* |
0,60 |
1,60 |
0,9 |
7,6х30,0 оц. |
0,80 |
1,60 |
1,2 |
8,0х24,0 оц. |
1,30 |
2,60 |
1,36 |
8,2х34,0 оц. |
1,30 |
2,60 |
1,37 |
* - 6.4 – диаметр проволоки звена, мм, а 25.4 – шаг цепи, мм.
ОБРАЩАЮ ОСОБОЕ ВНИМАНИЕ: домкрат может развить усилие, превышающее разрывную нагрузку указанных цепей!
Поиск необходимых материалов и комплектующих привел на производственные фирмы, профессионально занимающиеся грузоподъемным оборудованием и материалами для такелажных работ.
Для использования в качестве тяговой цепи лучше всего подходит «Цепь высокопрочная (Класс 8)».
Цепи высокопрочные (Класс 8), используются для изготовления цепных стропов и применяются в цепных талях в качестве тяговых и имеют следующие характеристики (выдержка из таблицы):
Наименование цепи |
Рабочая нагрузка, Т |
Разрывная нагрузка, Т |
Вес 1 пог. м цепи, кг |
6 х 19* |
1.12 |
4.48 |
0.8 |
8 х 24 |
2.0 |
8.0 |
1.5 |
* где 6 – диаметр проволоки звена, мм, а 19 – шаг цепи, мм.
Обращаю внимание, что запас прочности для данной категории цепей принят равным 4, как и для других элементов грузоподъемного оборудования, таких как крюки, соединители для цепей, такелажные скобы и т. д.
Цепи класса 8 обязательно маркируются на звеньях:
Цепи высокопрочные бывают «черными» (без покрытия) и «белыми» (с гальваническим покрытием). Ценой и функционально они не отличаются, но цепи без покрытия начинают ржаветь после первого применения.
Для соединения цепи с домкратом используем «укоротители для цепи» соответствующего размера. Укоротители крепятся к рейке домкрата и к клюву подъемной машинки при помощи такелажных скоб (шаклов):
Укоротители позволяют закрепиться за любое звено тяговой цепи, что позволяет выбрать слабину на цепи:
На конце цепи, для крепления к машине или к опоре необходимо закрепить крюк или такелажную скобу:
Крюк может быть специальный «цепной» с вилочным соединением или обычный крюк и соединитель для цепи:
На другом конце цепи закреплен соединитель для цепи и такелажная скоба (шакл):
На крюках, скобах, соединителях для цепи и всех других элементах профессионального грузоподъемного такелажа указывается рабочая нагрузка:
Запас прочности для таких элементов обычно не менее 4-х.
Если на крюках, скобах и пр. отсутствуют данные производителя о допустимой нагрузке – делайте выводы сами.
Исходя из того, что в паспорте на Hi-Lift Jack указана рабочая нагрузка 2114 кГ (тестовая 3175 кГ), выбираем подходящую цепь и соответствующие ей такелажные элементы.
Для Нивы я выбрал цепь 6 х 19 (с разрывным усилием 4.48 Т).
Для другой машины и более экстремальных условий применения наверно будет оправдано приобретение более мощной цепи и соответствующих ей по размерам и грузоподъемности такелажных элементов.
Итак, имеем для варианта с крюком и 5-ти метровой цепью:
5 метров цепи NK6 (6 х 19 кл. 8) |
5 * 140 = 700 руб. |
|
2 укоротителя LUK6 |
2 * 104 = 208 руб. |
|
3 скобы омегаобразные г/п 1 Т |
3 * 27 = 81 руб. |
|
крюк чалочный г/п 1,0 Т |
1 * 45 = 45 руб. |
|
соединитель для цепи |
1 * 99 = 99 руб |
|
|
Итого: | 1133 руб |
Цены на декабрь 2004 года.
Вес комплекта 5.1 кГ. Объем, занимаемый комплектом, можно примерно оценить по следующей фотографии:
Для удобства в работе с Hi-Lift Jack’ом в качестве лебедки можно порекомендовать использовать две цепи. Одна используется для крепления вершины домкрата к опоре и вторая – от клюва подъемной машинки домкрата до автомобиля. Обе цепи можно укорачивать до необходимой длины и легко подобрать удобную позицию для работы. Для крепления цепи к вершине домкрата можно использовать укоротитель и шакл, или крепить цепь, пропуская её через отверстие в верхней петле.
Из отрицательных моментов можно отметить, что вес и цена комплекта при использовании двух цепей также удваиваются.
При использовании домкрата в качестве лебедки с использованием цепи надо быть готовым к тому, что каждый раз, при ее укорачивании, 15-20 см хода домкрата будет теряться на холостой ход, и эффективное вытягивание будет составлять 60-70 см для домкрата с рейкой 48”.
Пробное затягивание Нивы на откос (последовательность: слева направо, сверху вниз):
1. Машину можно вытащить на откос с применением домкрата, на который она въехать не может или не хочет.
2. Процесс это не быстрый. Протягивание машины на длину одной цепи ~ 5/0 метра заняло около 1,5 часов и 7 или 8 укорачивания цепи.
3. Применение страховочного каната ОБЯЗАТЕЛЬНО.
Домкрат Hi-Lift Jack с цепями - вещь удобная не только для вытягивания автомобиля из засады, но и может помочь в хозяйстве выполнить тяжелую работу. Например, им очень удобно извлекать из земли старые столбы от забора.
HJ тянем столб из земли 1-3.jpg
Прошлой зимой снега в Подмосковье было немало и довелось мне посадить на мосты Ниву в заснеженном поле по дороге с дачи, куда я ездил проведать хозяйство. Как водиться, на обратном пути решил «срезать угол» и проехать напрямую через поле по полузаметенной колее. Кто же знал, что такие славные накатанные колеи оказались следами от снегоходов, которые в открытом поле разошлись в разные стороны. В общем, сели. Хорошо, что в 45-50 метрах в поле оказался бетонный столб, причем в нужном направлении. Размотать ручную лебедку, зацепиться и вытащить машину заняло полчаса в общей сложности. Все благополучно завершилось, и мы снова обрели способность к самостоятельному передвижению. Но это при наличии столба. А что делать, если сядешь в чистом поле, да еще зимой. Ведь запаску, как якорь, в мерзлую землю не закопать, трос от лебедки цеплять не за что? Остается только копать и домкратить, домкратить и копать.… А ведь иногда достаточно лебедкой помочь чуть-чуть...
В книжках я встречал совет по изготовлению якоря для лебедки с использованием металлической полосы с отверстиями и длинных «гвоздей», которыми эта полоса прибивается к земле. Такой якорь иногда называют «немецким якорем». Рейка у Hi-Lift Jack’а представляет собой готовую планку с отверстиями, вопрос только в гвоздях. Чего нельзя купить – то можно сделать самому или найти место, где это могут изготовить. Я выбрал первый вариант. Дольше всего искал подходящий материал – стальной легированный пруток, который пружинит, но не гнется. Материал оказался разного диаметра и уже нарезанный по длине, поэтому гвозди получились длинной 60-80 см и диаметром 8 и 10 мм. Всего изготовлено 10 гвоздей. С одной стороны электросваркой приварены гайки:
Другой конец заострен. Зимы мы решили не ждать и провести опробование якоря, как только он был изготовлен. Натурные испытания, произведенные в поле, показали что, якорь, прибитый 6-ю гвоздями к земле на участке, покрытом дерном, вполне справляется с нагрузкой создаваемой ручной лебедкой грузоподъемностью 1 тонна, при затягивании Нивы на откос. Наверное, зимой в мерзлый грунт гвозди забить будет труднее, но и держать нагрузку они должны надежней. Зима придет – испытаем. Извлечение «гвоздей» из грунта не вызывает проблем. Для этого на торце ручки Hi-Lift Jack’а с помощью УШМ (угловая шлифовальная машина, в народе «болгарка») прорезан треугольный паз как у гвоздодера.
Дополнив наш арсенал какой-нибудь опорой, например кирпичом или бревном, используем ручку как рычаг и, зацепив «гвоздь» за «шляпку» вытягиваем из земли.
Обычно любая поездка на Ниве на природу имеет своей целью порыбачить, поохотиться, поискать грибы и зачастую плавно и незаметно переходит в пикник на природе с шашлыками. Мангал же почему-то имеет свойство забываться дома. Так пришла идея применения «гвоздей» из комплекта в виде заменителя мангала. Горизонтальные перекладины прикручены к вбитым в землю опорам проволокой, благо пассатижи и проволока всегда есть в машине.
Хранятся «гвозди» в багажнике вместе с рейкой и ручкой Hi-Lift Jack’а возле проема задней двери (Фото см. в параграфе Хранение HJ в Ниве).
Нива – автомобиль универсального применения, и летом в период дачного строительства, на него падает обязанность по доставке разных стройматериалов на дачу. Прицеп и багажник на крыше работают по полной программе. Но иногда возникает необходимость привезти несколько 6-ти метровых досок (труб, уголков или стержней арматуры), которые не лезут в прицеп по длине, а нанимать грузовой автомобиль из-за трёх-пяти досок не хочется. Сделать переднюю опору и погрузить доски на крышу – решение, которое лежит на поверхности, тем более что подобные конструкции встречаются в Internet и в литературе. Первая конструкция была изготовлена из водопроводных труб и стального профиля, которая крепилась к передней защите и зарекомендовала себя вполне работоспособной. Но возникла проблема – в багажнике добавились еще две стойки из труб и перекладина. Лежали они вместе с рейкой Hi-Lift Jack’а и поразительно близко соответствовали последней по длине. Решение пришло простое и понятное: вместо стоек - рейки от домкратов, вместо перекладины – ручка домкрата, она так же подошла по длине без какой либо доработки. Стойки крепятся к передней защите болтами М12 и между ними, устанавливается перекладина из ручки.
Вся конструкция стягивается резьбовой шпилькой М16 с гайками сквозь перекладину и отверстия в стойках:
Отверстия в рейке домкрата не круглые, поэтому на шпильке в местах сопряжения с рейкой сняты фаски:
Самый длинный груз, который мне довелось везти на этой конструкции – доски длиной 6.6 метра.
Приспособление для подъема Нивы за диск колеса
Следуя изменениям в мире автомобилей 4х4, связанные с нашествием вседорожников с пластиковыми бамперами за которые невозможно зацепиться домкратом, производитель домкратов Hi-Lift Jack фирма Bloomfield Manufacturing Co, Inc. (www.hi-lift.com) выпустила на рынок новый продукт Lift-Mate LM-100 – приспособление для подъема автомобиля с креплением за диск колеса.
Следуя тенденциям в мировой моде и учитывая, что прямой потомок Нивы - Шеви-Нива, не имеет силового бампера и, следовательно, с Hi-Lift Jack’ом к ней лучше не подходить, решил изготовить аналог фирменного приспособления из подручных материалов. Подходящие по форме и назначению крючки взял от «Стяжки грузовой», которые применяются для крепления груза в кузове грузовика:
От нее же использовал и короткий кусок ленты, который закреплен на лебедке стяжки. Для снятия этого куска с лентой достаточно открутить болт, которым он закреплен. Таким образом, имеем кусок ленты длинной 30 см с петлями на концах и с крючком с одной стороны:
Второй крючок снимаем с длинной ленты стяжки и одеваем на свободную петлю. В результате имеем ленту с крючками на концах. Для крепления ленты к клюву подъемной машинки использовал широкую омега-образную скобу от буксирного троса:
Испытания проводил на той же Ниве-21213, т. к. Шеви-Нива пока только в планах, как на литых, так и на штатных дисках. Результат на фото:
Дополнение к этому параграфу от 27.06.07, автор Pilot:
Вот пришла идея использовать ненужные крюки + порванный на покатушках трос. Подгонял длину по месту, по колесу. Прошил все толстыми нитками. Получилась вот такая вещь:
Все работает:
Только надо постараться закреплять так, чтобы клюв джека не упирался в резину.
Классическую Ниву можно поднимать Hi-Lift Jack’ом прямо за родные бампера. Бампер выдерживает такую нагрузку, но при этом деформируется нижняя кромка профиля, выполненного из легкого сплава. Если это не критично для пользователя, то появляется еще одно преимущество у такого способа: клюв подъемной машинки не скользит по мягкому профилю и домкрат лучше фиксируется. Домкрат лучше устанавливать под бампер в тех местах, где он крепится к трубам.
Если на машине установлена передняя защита (дуга), можно поднимать за нее, только предварительно надо посмотреть, из чего эта защита выполнена и каким образом закреплена к машине. Крепление должно быть надежным и выдерживать вес автомобиля. Сзади можно поднимать за кронштейн тягово-сцепного устройства.
При попытке поднять машину сбоку, надо быть готовым к тому, что зацепиться домкратом не за что, пороги из тонкого металла на это не рассчитаны. Вариант с подкладыванием доски на клюв домкрата отметаем, по причине крайней неустойчивости и непредсказуемости получаемой конструкции и опасности повредить автомобиль и себя любимого. Напрашивается желание поставить на машину пороги из труб, которые можно купить почти в любом магазине, и на них иногда даже приварены гнезда под штатный домкрат. Выглядят они солидно, но, к сожалению, испытания показывают, что порожки эти чистая декорация, веса Нивы не выдерживают и гнуться при первой же попытке подъема. Ситуацию можно поправить, если с помощью сварки усилить места крепления «порожков», добавив еще одну тягу под гнездом домкрата.
Теперь машину можно Hi-Lift Jack’ом поднимать с любой стороны.
Прошлой зимой при попытке поднять машину Hi-Lift Jack’ом на обледенелой дороге столкнулся с тем, что основание домкрата стремилось «уехать» в сторону и вся конструкция была крайне неустойчивой. В конференции на www.auto.ru увидел полезный совет на эту тему. В основании домкрата есть три отверстия диаметром 14 мм и если вставить в них три коротких болта М12 с гайками, то основание на скользкой поверхности будет стоять гораздо уверенней:
В моей машине кроме домкрата ездят две ручные лебедки РБС. По принципу действия они похожи на МТМ (механизмы тяговые монтажные), но выполнены без корпуса и при грузоподъемности в 1 тонну весьма компактны – под запасным колесом помещается две штуки вместе с дополнительными тросами. Недостаток у них один - нет штатной ручки, лишь короткий кусочек трубки в которую надо или вставлять ломик, или надевать подходящую трубу в качестве ручки. Использовать ручку от Hi-Lift Jack’а для работы с лебедкой без доработки было неудобно, так как сильно отличались диаметры ручки и трубки лебедки, и был большой люфт при работе ручкой как рычагом. Для более плотной посадки была изготовлена втулка:
Втулка установлена на «холодной сварке» в торец ручки Hi-Lift Jack’а:
Теперь одна ручка используется и для домкрата и для лебедки.
И последнее, самое востребованное использование ручки от Hi-Lift Jack’а в Ниве – поддержание полки багажника в открытом положении:
Полка багажника в поднятом положении ничем не фиксируется, и использовать ручку как подпорку оказалось вполне удобно, благо, что она всегда под рукой.
03.04.05.