NIVA-FAQ  ФОРУМ  | НОВИНКИ FAQ  |  КАРТА САЙТА  |  ПОИСК ПО САЙТУ   
 Глава 2. "Три кита" постоянного полного привода Нивы
 Автор Сергей Мишин

Давайте посмотрим, насколько "Нива" приспособлена к возможностям движения вне дорог, насколько она по своим конструктивным особенностям является вездеходом.

У "Нивы" ПОСТОЯННЫЙ ПРИВОД ВСЕХ КОЛЕС или, как это называют специалисты, постоянный полный привод. Это значит, что крутящий момент от двигателя постоянно подводится и к передней, и к задней оси.
Почему передний "мост" неотключаем? Такой вопрос задают многие автолюбители. Концепция постоянного привода "Нивы" основана на "трех китах".

"Кит первый" - ПРОХОДИМОСТЬ. Девиз - "Постоянная готовность к преодолению препятствий!" Водителю нет необходимости, как на УАЗе или ЛуАЗе, думать и гадать надо ли подключать второй "мост" и когда его выключить.

"НИВА" ВСЕГДА ГОТОВА К ПРЕОДОЛЕНИЮ ПРЕПЯТСТВИЙ.

"Кит" второй - УПРАВЛЯЕМОСТЬ. Девиз - "Долой неожиданности!" Дело в том, что в скользком повороте для автомобиля с задними ведущими колесами критическая ситуация - занос задней оси, а для переднеприводных - снос передней. Эти различные явления требуют принципиально разных приемов по их предупреждению и устранению.

Как правило, грамотные водители владеют такими приемами, но для автомобилей одного типа (заднеприводного либо переднеприводного). Но попробуйте после длительной езды по зимним дорогам, например на ВАЗ-2105, пересесть на ВАЗ-2108 или наоборот. Как говорится, почувствуйте разницу...
Полноприводный автомобиль с отключенной ведущей передней осью по характеру оказывается заднеприводным. Критическое явление управляемости здесь, как правило, занос (снос передка на заднеприводных автомобилях может возникать в очень редких случаях). Когда возникает необходимость проехать грязный участок, водитель подключает крутящий момент к передней оси и вдруг в повороте вместо ожидаемого привычного заноса задней оси совершенно неожиданно сталкивается с незнакомым явлением - сносом передка. Нет необходимости доказывать, что реакции автомобиля, неожиданные для водителя, могут привести к непоправимым последствиям.

У автомобиля с постоянным полным приводом возможен как занос, так и снос. Соотношение вероятности их возникновения непостоянно, так как определяется характеристиками управляемости, которые, в свою очередь, зависят от режима движения, коэффициента сцепления дорожного покрытия, загрузки автомобиля, состояния шин, давления в них и многих других факторов. Тем не менее водитель автомобиля с неотключаемым полным приводом обычно знаком и с первым, и со вторым явлением. Лучше уж иметь постоянный привод на обе оси.

"НИВА" НЕ МЕНЯЕТ ХАРАКТЕРА УПРАВЛЯЕМОСТИ.

"Кит" третий - ВОЗМОЖНОСТИ ПРОИЗВОДСТВА. Девиз - "Максимальное использование серийных деталей (2101-2106)". Задний мост и его редуктор, примененный в переднем - от легкового автомобиля ВАЗ 2101-06. Полная масса "Нивы" заметно больше (1600 кг), чем самого тяжелого из "Жигулей"-2106 (1450кг.) К тому же суммарное передаточное число трансмиссии только на первой передаче на 20% больше. На столько же выше и величина крутящего момента, который передается на редукторы и полуоси. Распределение момента между двумя осями позволяет снизить нагрузки на эти узлы и детали. Поэтому совершенно не правы те владельцы "Нив", которые "экономят", сняв один из карданных валов. Эксплуатация "Нивы" в "моноприводном" варианте приводит к интенсивному износу и быстрому выходу из строя деталей трансмиссии - от шарниров карданного вала до полуосей.

В ТРАНСМИССИИ "НИВЫ" ПРИМЕНЯЮТСЯ ДЕТАЛИ ОТ ЛЕГКОВЫХ АВТОМОБИЛЕЙ.

Чтобы избежать паразитических моментов при движении по твердым дорогам (ведь на поворотах и при переезде неровностей все четыре колеса проходят разные пути и соответственно имеют разные скорости вращения), между осями имеется дифференциал. Он аналогичен тем, что находятся между полуосями, и выполняет те же функции - дает возможность вращаться с различными скоростями (не прерывая передачи крутящего момента) деталями, между которыми он находится. А так как он находится между осями, то и называется МЕЖОСЕВЫМ. Расположен межосевой дифференциал в раздаточной коробке.

В то время, когда рождалась "Нива", постоянный полный привод имел только автомобиль "Range Rover". Сегодня такой (не отключаемый) вид привода можно встретить на всех известных джипах: Land Rover - "Defender" и "Discovery"; Range Rover; Jeep - "Cherokee" и "Grand Cherokee"; Mercedes G с индексом "463"; Mitsubishi Pajero; Toyota Land Cruiser серий "80", "90" и "100"; Daihatsu Feroza в модификации "Full Time 4WD" и т.п.

Однако, прежде чем закончить эту главу, я должен сделать небольшое, но очень важное отступление.
"Нива" по своей сути является вездеходом примерно на 25, максимум на 30 процентов. Она, несмотря на свои выдающиеся способности в проходимости, рассчитана на эксплуатацию по твердым дорогам. И поэтому ни в коем случае не следует ее эксплуатировать вне дорог "безвылазно", она этого просто не выдержит.