NIVA-FAQ | ФОРУМ | НОВИНКИ FAQ | КАРТА САЙТА | ПОИСК ПО САЙТУ |
Регулировка
клапанов Автор Володюшка, дополнение Yoжik |
В процессе работы двигателя происходит естественный износ его трущихся, соприкасающихся частей, в том числе клапанов, рокеров, распредвала. Зазор в приводе "кулачок распредвала-рокер-клапан" увеличивается, появляется стук, цоканье. Называют его "стук клапанов". Он хорошо различим на фоне остальных шумов, слышен с равномерными интервалами, частота его меньше частоты любого другого стука в двигателе. Иногда этот стук клапанов пропадает полностью после прогрева двигателя. При наличии этого цоканья пора подумать о регулировке теплового зазора (далее регулировке клапанов) между рокером и кулачком распредвала. Регулировку клапанов лучше приурочить к замене масла в двигателе. Почему? Пыль, грязь, песок, который случайно попадёт в двигатель при регулировке, будут удалены вместе со старым маслом и масляным фильтром.
Тепловые зазоры проверяют и регулируют на холодном двигателе. Для впускных клапанов (2, 3, 6, 7) зазор устанавливаем 0,15 мм, а для выпускных (1, 4, 5, 8) - 0,2 мм. Наизусть запоминать какие впускные, а какие выпускные клапаны совсем не обязательно, достаточно взглянуть на впускной и выпускной коллекторы. Напротив труб впускного коллектора будут расположены впускные клапаны, а напротив труб выпускного коллектора - выпускные.
Зазор постарайтесь выставить с
максимальной точностью. При большом зазоре
происходит сильный износ рокера, кулачка
распредвала и торца клапана, а при
маленьком - прогорают тарелки клапанов.
Перед регулировкой клапанов необходимо
сначала проверить крепление корпуса
подшипников распредвала, совмещение меток
на шкиве коленвала и звёздочке распредвала,
натянуть цепь.
Регулировать можно двумя способами, щупами или с помощью специального приспособления с микрометром. Регулировка щупами долгая и неточная операция. Не учитываются неровные поверхности между рокером и кулачком распредвала, соответственно зазор будет плюс-минус километр. Поэтому предпочтение лучше отдать планке с микрометром. Легко, точно и быстро в течение 18-22 минут можно отрегулировать все восемь клапанов. Ошибиться в порядке регулировки невозможно, т. к. на планке обозначен номер клапана и на какой угол нужно повернуть коленвал для его регулировки. С процедурой легко справиться даже новичок.
Подготовительные работы
1. Отсоедините шланг картерных газов от
корпуса воздушного фильтра.
2. Отстегните 4 защёлки и отверните гайку на
10 крышки корпуса воздушного фильтра.
3. Отверните 4 гайки на 8 крепления корпуса
воздушного фильтра и снимите его. Накройте
карбюратор технологической крышкой.
4. Отсоедините от карбюратора: трос подсоса,
шланг отсоса картерных газов, обратную
магистраль топлива, поперечную тягу с
рычага привода дроссельных заслонок и
продольную тягу с рычага возвратной
пружины, сняв скобу крепления.
5. Отсоедините вакуумный шланг тормозов от
вакуумного усилителя.
6. Снимите высоковольтные провода с катушки
зажигания и свечей.
7. Отстегните защёлки крышки датчика-распределителя
и снимите её вместе с проводами.
8. Выверните свечи зажигания.
9. Вытащите масляный щуп.
10. Отверните восемь гаек на 10 крепления
клапанной крышки. Снимите кронштейны и
прижимные шайбы.
11. Снимите клапанную крышку. Приподнимите
её над головкой блока, чтобы она снялась со
шпилек, поднимите заднюю часть, потом
переднюю.
12. Проверьте затяжку гаек (9 штук) крепления
корпуса подшипников распредвала:
При необходимости подтяните их моментом
18,3-22,6 Н.м. Если сорвана резьба на
шпильке, замените шпильку. Если сорвана
резьба в головке блока цилиндров, поставьте
шпильку на холодную сварку и дайте время,
чтобы шпилька прочно застыла.
13. Проверьте совмещение меток на шкиве
коленвала и звёздочке распредвала. Метка 4
на шкиве коленвала должна находиться
напротив нижней, длинной метки 3 на передней
крышке двигателя, а метка на звёздочке
распредвала - напротив прилива корпуса
подшипников, контакт на роторе направлен в
сторону электрода четвёртой свечи на
крышке датчика-распределителя:
На двигателях с пробегом более 10 т. км
метка на звёздочке распредвала обычно не
доходит на ползуба, её можно оставить так и
не переставлять цепь. Если метка не
совпадает более, чем на один зуб,
переставьте цепь. Для этого:
a) отогните край стопорной шайбы и ослабьте
болт крепления звёздочки резким ударом по
ключу;
b) ослабьте колпачковую гайку 2:
c) вставьте между цепью и башмаком
натяжителя 3 монтажную лопатку (см. рисунок),
работая ей как рычагом, отожмите башмак
натяжителя в сторону колпачковой гайки и
затяните её;
d) выверните болт звёздочки и снимите её,
ударив по ней деревянной ручкой молотка;
e) переставьте цепь так, чтобы метка на
звёздочке совпала c приливом на корпусе
подшипников распредвала:
f) проверните коленвал на необходимый угол
в ту или иную сторону для того, чтобы
установить звёздочку распредвала на
посадочное отверстие и штифт;
g) поставьте звёздочку на место, вверните
болт и слегка подтяните его;
h) ослабьте колпачковую гайку:
i) проверните коленвал и снова совместите
метки; если они не совпали, то проделайте
ещё раз операцию с пункта "с" по пункт
"i";
j) затяните болт звездочки моментом 41,2-51,0 Н.м
и застопорите его краем шайбы;
k) затяните колпачковую гайку.
14. Натяните цепь:
a) полностью отверните колпачковую гайку:
b) храповичным ключом проверните коленвал
на 720 градусов; если установлен
дополнительный электрический вентилятор,
то поддомкратьте переднее правое колесо,
включите четвёртую или пятую передачу и
плавно, медленно, без рывков вращайте
колесо вперед, пока коленвал не провернется
на 720 градусов; при этом ротор
распределителя сделает полный оборот (360
градусов);
c) пальцем одной руки нащупайте стержень
натяжителя:
другой рукой продолжайте проворачивать
коленвал. Как только стержень утопился,
прекратите проворачивание коленвала;
d) заверните колпачковую гайку
e) совместите метки на коленвалу и звёздочке распредвала:
Регулировка клапанов
Установите планку для регулировки клапанов:
Над проверяемым клапаном, в данном случае 6 или 8, закрепите кронштейн с коромыслом на планке. Внутренняя часть коромысла должна встать на край ровной части рокера:
В отверстие кронштейна установите микрометр так, чтобы он сел плотно и стрелка остановилась на отметке 0:
Вставьте вилочку между рокером и регулировочным болтом. Приподнимите рокер до легкого упора, если упор не ощущается, тогда приподнимите его пальцами:
Если зазор во впускных клапанах в норме, то стрелка микрометра должна повернуться против часовой стрелки на 52 деления шкалы, что соответствует 0,15 мм, для выпускных - на 69 делений, что соответствует 0,2 мм:
Если стрелка повернулась дальше, например на 77 делений, тогда из полученного результата вычтите 52 или 69 в зависимости от того, какой клапан регулируете, и узнаете, на сколько делений нужно отвернуть регулировочную гайку. Если стрелка не дошла до деления 52 или 69, и остановилась, например, на отметке 46, тогда вычтите из требуемого значения 52 или 69 полученное, т. е. 46, и узнаете, на сколько делений нужно завернуть регулировочную гайку.
Ослабьте контрящую гайку на 17:
Стрелка микрометра передвинется по часовой стрелке на несколько делений. Удерживайте контрящую гайку, а регулировочную ключом на 13:
подведите к отметке 0:
Отверните или заверните регулировочный болт на полученное ранее количество делений. Заверните контрящую гайку и проверьте ещё раз зазор. Если он не в норме, тогда повторите ещё раз операцию, если в норме - переходим к регулировке 4 и 7 клапанов.
Проверните коленвал на 180 градусов против часовой стрелки: ключом сверху вниз, а если за колесо, то по ходу движения автомобиля. Распредвал повернётся на 90 градусов, а контакт ротора будет направлен в сторону электрода второй свечи на крышке датчика-распределителя. Отрегулируйте 4 и 7 клапаны, аналогично 6-му и 8-му:
Проверните коленвал еще на 180 градусов против часовой стрелки. Распредвал повернётся на 90 градусов, а контакт ротора будет направлен в сторону электрода первой свечи на крышке датчика-распределителя. Отрегулируйте 1 и 3 клапаны, аналогично 6-му и 8-му:
Метку на звёздочке должно быть не видно, она в самом низу! Проверните коленвал на 180 градусов против часовой стрелки. Распредвал повернётся на 90 градусов, а контакт ротора будет направлен в сторону электрода третей свечи на крышке датчика-распределителя:
Отрегулируйте 2 и 5 клапаны, аналогично 6-му и 8-му.
Регулировка клапанов окончена.
Иногда носик коромысла не достаёт до рокера. В этом случае можно положить монету достоинством 1 рубль сверху плоской части рокера:
Зазор в этом клапане регулируется аналогично клапану без монеты.
Протрите от грязи и масла верхнюю часть
головки блока цилиндров и уложите новую
прокладку.
Сборку проводите в обратной
последовательности. Трос подсоса
отрегулируйте так, чтобы при утопленной
кнопке воздушная заслонка была в строго
вертикальном положении.
Что можно сделать попутно
1. Проверить зазор электродов свечей, при
необходимости отрегулировать или заменить.
2. Промыть чистым бензином и проверить
крышку датчика-распределителя на наличие
трещин. Если есть, заменить.
3. Проверить люфт экрана датчика-распределителя.
4. Отрегулировать натяжение ремня
генератора.
5. Проверить открытие дроссельных заслонок
в карбюраторе. Если не открываются,
отрегулировать тягами или устранить
подклинивание.
6. Заменить топливный и воздушный фильтр.
Распространённые ошибки
При повороте ключа зажигания раздался громкий удар - забыли снять храповичный ключ. Затяните храповичную гайку моментом 101,3-125,6 Н.м.
Двигатель запустился, но глохнет при утапливании кнопки подсоса - забыли вставить шланг вакуумного усилителя тормозов в вакуумный усилитель.
Включаете передачу, а машина не едет - снимите машину с домкрата:-)
Володюшка, 27.01.03.
Дополнение, автор Yoжik.
Температура |
Впуск, мм |
Выпуск, мм |
Впуск, инд. |
Выпуск, инд. |
-10 |
0,128 |
0,178 |
44,1 |
61,6 |
-7,5 |
0,129 |
0,179 |
44,8 |
62,3 |
-5 |
0,131 |
0,181 |
45,4 |
62,9 |
-2,5 |
0,133 |
0,183 |
46,1 |
63,6 |
0 |
0,135 |
0,185 |
46,8 |
64,3 |
2,5 |
0,137 |
0,187 |
47,4 |
64,9 |
5 |
0,139 |
0,189 |
48,1 |
65,6 |
7,5 |
0,141 |
0,191 |
48,7 |
66,2 |
10 |
0,143 |
0,193 |
49,4 |
66,9 |
12,5 |
0,144 |
0,194 |
50,0 |
67,5 |
15 |
0,146 |
0,196 |
50,7 |
68,2 |
17,5 |
0,148 |
0,198 |
51,3 |
68,8 |
20 |
0,150 |
0,200 |
52,0 |
69,5 |
22,5 |
0,152 |
0,202 |
52,7 |
70,2 |
25 |
0,154 |
0,204 |
53,3 |
70,8 |
27,5 |
0,156 |
0,206 |
54,0 |
71,5 |
30 |
0,158 |
0,208 |
54,6 |
72,1 |
32,5 |
0,159 |
0,209 |
55,3 |
72,8 |
35 |
0,161 |
0,211 |
55,9 |
73,4 |
Дополнение от 28.04.08, автор Костяныч.
При выставлении зазоров индикатором на впускных нужно ставить 0,55 - 0,56 (рекомендовано 0,52), а для выпускных 0.74 - 0,76 (рекомендовано 0,69) при t=20Cо. Эти значение проверил на нескольких Нивах (213 двиги). При 0,52 и 0,69 щупы не лезут совсем, и при разборке двига у одной Нивки были обнаружены натиры на тыльной стороне кулачка (ИМХО - не есть хорошо).
Дополнение от 08.10.03, автор denpsihspawn.
Для определения необходимых зазоров между рокером и кулачком распределительного вала при температуре деталей двигателя ниже или выше 20 С надо воспользоваться номограммой (рис. 1 или рис. 2 в зависимости от того, на каком клапане вы выставляете зазор на впускном или на выпускном).
Одновременно на данных номограммах даны соответствующие показания индикатора в зависимости от величины зазора. Например, если нужно определить, каким должно быть показание индикатора при температуре +10 С (на впускном клапане, рис. 1), проведите на графике снизу вертикаль до пересечения с линией 1 (изменение зазора в зависимости от температуры), затем горизонтально до линии 2 (показание индикатора в зависимости от зазора) и от неё вновь вертикаль вверх, где находим показание индикатора, которое в данном случае соответствует 0,494 мм (по индикатору 49,4).