NIVA-FAQ | ФОРУМ | НОВИНКИ FAQ | КАРТА САЙТА | ПОИСК ПО САЙТУ |
Разборка и сборка Автор vlavuk |
Как разбирать карбюратор типа "Солекс", описано в статье Е. Борисенкова "Разбираем карбюратор "Солекс" (ЗР, 7/98, стр. 189).
В этой статье подробно, с иллюстрациями, описан процесс разборки карбюратора ВАЗ-2108-1107010, имеющего ряд конструктивных отличий от используемого на НИВЕ ДААЗ 21073-1107010. Статья, на наш взгляд, вполне может быть использована как общее руководство по разборке карбюратора. Однако при использовании статьи необходимо учесть следующее.
Вместо отсоединения троса привода дроссельной заслонки от рычага необходимо отсоединять пластмассовый наконечник тяги привода, поддев его снизу широкой отвёрткой и опирая отвёртку о рычаг;
В тексте статьи по понятным причинам отсутствует операция снятия шлангов подвода разрежения к термовакуумному клапану системы рециркуляции отработанных газов. Эту простейшую операцию необходимо выполнять вслед за снятием шланга подвода разрежения к вакуумному регулятору опережения зажигания;
Выбивать ось и снимать поплавки требуется обычно лишь для замены или ревизии запорного клапана (при рядовой чистке вполне можно обойтись без этой операции);
В статье перепутаны местами фото с подписью "..и вынимаем игольчатый клапан вместе с уплотнительным кольцом" и фото с подписью "...и извлекаем её из крышки";
В статье не описана операция по извлечению винта регулировки состава смеси на холостом ходу (поз. 2 рис. 2-91). Этот винт находится в глубине специального отверстия в нижней части корпуса карбюратора. Строго говоря, отверстие должно быть закрыто специальной пластмассовой заглушкой (поз. 4 рис. 2-91). Однако очень часто эта заглушка отсутствует уже на совершенно новом карбюраторе, и отверстие загрязняется. Уже при небольшом его загрязнении даже вывернуть винт регулировки состава смеси бывает не возможно. Более того, ввиду того, что резьба на винте и, соответственно, в корпусе карбюратора, очень мелкая, при выворачивании следует соблюдать осторожность. Без извлечения этого винта качественно промыть и продуть систему холостого хода не удаётся. Поэтому необходимо перед вывинчиванием винта тщательно очистить отверстие, в котором он установлен. При извлечении винта иногда помогают несколько капель моторного масла, внесенные в отверстие, где прячется винт. Честно говоря, извлечь вывернутый винт даже из чистого отверстия не просто. Во избежании регулярных проблем при частых промывках карбюратора на изношенных двигателях можно воспользоваться рекомендацией по "доработке" корпуса карбюратора.
Снимать дроссельные заслонки и механизм их привода для удаления загрязнений не всегда обязательно. Обычно бывает вполне достаточно хорошо отмыть внутренние поверхности камер карбюратора от отложений с помощью растворителей. Если всё же принято решение о снятии дроссельных заслонок с осей, их необходимо обязательно пометить так, чтобы они могли быть установлены потом точно на свои места. Кроме того, после установки дроссельных заслонок на оси и фиксации их винтами, обязательно следует зачеканить резьбы винтов во избежание их самопроизвольного отвертывания (об этом почему-то не говориться в статье) . Попадание открутившегося и выпавшего винта в работающий двигатель может привести в катастрофическим последствиям!
При разборке карбюратора с целью его дальнейшей промывки синтетическими растворителями (ацетоном, №647, №650 и т. п.) необходимо снять (во избежание воздействия растворителей) и отдельно промывать чистым бензином следующие элементы:
топливный фильтр (находится в полости, закрытой отвинчивающейся пробкой, поз. 17 на рис. 9);
диафрагма пускового устройства (поз. 1 на рис. 8);
диафрагма вакуумного экономайзера мощностных режимов (поз. 11 на рис. 8);
диафрагма ускорительного насоса (поз. 6 на рис. 8);
резиновое уплотнительное кольцо трубки забора бензина в систему холостого хода (поз. 13 на рис. 8);
резиновое уплотнительное кольцо держателя распылителя топливного насоса (находится в средней части держателя, поз. 19 на рис. 9);
резиновое уплотнительное кольцо винта регулировки состава смеси на холостом ходу (поз. 3 на рис. 8);
резиновое уплотнительное кольцо электромагнитного клапана ЭПХХ (находится в специальном металлическом вкладыше возле корпуса клапана (поз. 14 на рис. 8) и снимается вместе в клапаном).
Следует также оградиться от воздействия синтетических растворителей поплавки (поз. 25 на рис. 9). Однако снимать их с карбюратора (ввиду трудоёмкости этой операции) не обязательно.
Кроме того, не следует подвергать длительному воздействию бензина и растворителей прокладку между верхней крышкой и корпусом карбюратора (изображена, но не обозначена цифрой на рис. 9). В принципе могут пострадать от длительного воздействия растворителей также упорный винт рычага дроссельной заслонки (поз. 23 на рис. 9) и провод датчика закрытого положения дроссельной заслонки (поз. 24 на рис. 9).
Рис. 8 [ред. vlavuk]. Сборка карбюратора ДААЗ-2108 (вид слева) [1]
1 - диафрагма пускового устройства; 2 - воздушные жиклеры главных дозирующих систем на эмульсионных трубках; 3 - винт регулировки состава смеси на холостом ходу; 4 - рычаг привода ускорительного насоса; 5 - ось рычага ускорительного насоса; 6 - диафрагма ускорительного насоса; 7 - блок жидкостного подогрева выходных каналов системы холостого хода; 8 - штуцер системы вентиляции картера; 9 - ось дроссельной заслонки первичной камеры; 10 - жиклер экономайзера; 11 - диафрагма вакуумного экономайзера; 12 - клапан экономайзера; 13 - кольцевое уплотнение на топливозаборной трубке системы холостого хода; 14 - электромагнитный клапан; 15 - топливоподводящий штуцер; 16 - топливоотводящий штуцерРис. 9. Сборка карбюратора ДААЗ-2108 (вид справа) [1].
17 - пробка полости топливного фильтра; 18 - корпус игольчатого клапана поплавковой камеры; 19 - держатель распылителей ускорительного насоса; 20 - малые диффузоры; 21 - винт-упор рычага дроссельной заслонки; 22 - ось дроссельной заслонки вторичной камеры; 23 - упорный винт рычага дроссельной заслонки; 24 - провод датчика закрытого положения дроссельной заслонки; 25 - поплавки; 26 - рычаг оси воздушной заслонки; 27 - шток диафрагменного механизма воздушной заслонки; 28 - воздушная заслонка
При сборке карбюратора необходимо учитывать следующие моменты.
Касательно сборки корпуса карбюратора
- Главные топливные жиклёры очень важно не спутать местами при установке, точно и надёжно ввернуть в резьбовые отверстия на дне соответствующих колодцев корпуса карбюратора. Жиклёр первичной камеры имеет маркировку 107,5 и устанавливается на дно ЛЕВОГО колодца в корпусе карбюратора, в который затем вкручивается воздушный жиклёр в сборе с эмульсионной трубкой (поз. 2 на рис. 8, слева). На верхнем торце воздушного жиклёра указаны маркировки 150 и ZD. Главный топливный жиклёр вторичной камеры имеет маркировку 117,5 и устанавливается на дно ПРАВОГО колодца, в который затем вкручивается воздушный жиклёр в сборе с эмульсионной трубкой. На верхнем торце воздушного жиклёра указаны маркировки 135 и ZC (поз. 2 на рис. 8, справа).
- Перед установкой держателя распылителя ускорительного насоса (поз. 19 на рис. 9) поставить на него резиновое уплотнительное кольцо и смазать его моторным маслом - это облегчит позиционирование кольца и всего держателя в его колодце, исключит его деформацию и возможность негерметичности ускорительного насоса.
- Перед установкой винта регулировки состава смеси на холостом ходу (поз. 3 на рис. 8) установить на него резиновое уплотнительное кольцо и смазать это кольцо моторным маслом.
- Механизм ускорительного насоса следует ставить за два прохода: сначала диафрагма и корпус монтируются на место соответствующими винтами, но винты не затягиваются; затем, нажав на верхнюю часть рычага (поз. 4 на рис. 8) до утапливания в корпус, затягивают винты. При правильной установке после этого каждое нажатие на верх рычага (на неустановленном карбюраторе) должно давать характерный звук прокачки воздуха диафрагмой насоса через канал подачи топлива ускорительным насосом.
Касательно сборки корпуса и крышки в один агрегат
- Во избежание повреждения поплавкового механизма или нарушения его регулировки, целесообразно накладывать корпус на крышку (т. е. совмещать их в опрокинутом состоянии), предварительно аккуратно позиционируя их друг относительно друга и следя за точностью позиционирования прокладки на направляющем штифте и относительно всех отверстий крышки карбюратора.
- Винты, соединяющие корпус и крышку, затягиваются постепенно, за 2-3 прохода. В начале закручивания винтов применение силы воспрещается.
Касательно монтажа карбюратора на двигатель
- Устанавливать карбюратора следует только на охлаждённый двигатель.
- Армированная металлической сеткой прокладка, устанавливаемая между торцом нижней части карбюратора и теплоизолирующей прокладкой коллектора, должна иметь чистую и неповреждённую поверхность (иногда эта прокладка разбухает и расслаивается от воздействия бензина). Необходимо учитывать, что поверхность этой прокладки, обращённая к карбюратору, образует стенки некоторых каналов, по которым разрежение передаётся в системы карбюратора.
- Во избежание деформации (смятия) краёв отверстий в корпусе карбюратора, которыми он устанавливается на шпильки впускного коллектора, следует использовать специальные шайбы под гайки и располагать их выпуклой стороной вверх (при этом усилие затяжки гаек будет передаваться в зоны, удалённые от краёв отверстий в корпусе карбюратора); при несоблюдении этой рекомендации может возникнуть ситуация, когда одна или несколько шпилек окажутся зажатыми сплющенным металлом корпуса карбюратора, и демонтаж карбюратора станет возможен только при выкручивании шпилек из впускного коллектора.
- Во избежание деформации нижней привалочной плоскости карбюратора и возникновения в результате этого - подсоса воздуха во впускной коллектор, гайки на шпильках крепления карбюратора к впускному коллектору следует затягивать без чрезмерного усилия.
- Шланг отбора разрежения для вакуумного регулятора трамблёра подключается к самому нижнему из трёх патрубков, и соответственно, два шланга отбора разрежения в систему рециркуляции отработавших газов - к двум верхним патрубкам с той стороны карбюратора, где находится упорный винт рычага дроссельной заслонки (на рис. 8 они, естественно, отсутствуют).
21.10.03.