NIVA-FAQ | ФОРУМ | НОВИНКИ FAQ | КАРТА САЙТА | ПОИСК ПО САЙТУ |
Тросиковый привод газа в
карбовой Ниве Авторы Карбофоs, Тихий Дон, Yaro, Alex A. Bel., george |
Форум «Нива 4х4» NIVA-FAQ Техника Двигатель Карбюратор и его привод |
В моей жизни было три Нивы: первая машина 2121 1977, через несколько лет и иномарок почти новая трёхлетняя 21213 как вторая машина в семье и теперь 2121 1991 года специально купленная и подготовленная для внедорожных соревнований. Переделок очень много, не всем некоторые из них нужны. Подробно будет на сайте www.niva.tv.
Одна из проблем Нивы это архаичная конструкция привода дроссельной заслонки карбюратора тягами и коромыслом. Проблема так же и с педалью, она пружинит. Коллективный нивоводский разум пытался разобраться с этой проблемой, переворачивая коромысло. Таким способом ход педали увеличивался, но неравномерность и рывки сохранялись.
В процессе внедорожной подготовки моей машины назрела необходимость замены карбюратора Озон на что-нибудь другое. Подходящий мне карбюратор (WEBER 36PHN) оказался с приводом тросиком.
![]() |
![]() |
Чтобы управлять дросселем, пришлось переделать привод на тросик. Абсолютно так же можно использовать тросик и с 21073 карбом, если сразу купить вариант для восьмёрки с сектором под тросик. Но можно и стоящий на 21213 карбюратор переделать, купив сектор под тросик. Он продаётся отдельно.
Педаль газа удаляется, для упрощения задачи я отломал её из салона прямо у моторного щита. Это самая сложная часть работы :)
Детали:
педаль от ГАЗ 31029 в Кэмпе за 125 руб.;
тросик от Оки 50 руб.;
два болта длиной 25-35 мм с гайкой, один М5 25 мм с двумя гайками с
тефлоном и две шайбы:
Отверстие под тросик сверлил в мотором щите под корпусом печки, выше тройника тормозной трубки в самой верхней вертикальной части моторного щита. Диаметр померить по резинке на тросике.
Педаль по месту, сначала всё проверить, потом сверлить.
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
|
Тросик газа мне подошёл от Оки, но если сектор газа на карбе расположен спереди по ходу, то надо тросик газа от 2141 под Солекс (он длиннее). Фиксируется в щите передка он штатной резинкой. К педали прикручен винтиком М5, но не жестко а с конрагайкой, чтобы наконечник троса мог вращаться на оси, а винт был прикручен жёстко к педали.
Гайка с тефлоном рекомендуется.
Фиксация оболочки тросика на двигателе по месту. Может, понадобится сделать кронштейн.
Педаль имеет регулировку, отрегулировать как удобно.
Желательно сделать упор под педалью, чтобы не порвать тросик. Я приклеил крепким скотчем крышку от аэрозольного баллончика (показан стрелкой на левом верхнем фото).
После этого можно наслаждаться адекватным газом. Тронутся с места на подъёме без излишнего газования и порчи сцепления теперь легко!
Я переделал привод, сломав приводной вал, резко газанув на крутой 45 градусной горке. ШРУСы дороже, чем тросик!
Карбофоs, 10.04.04.
* * *
Верхняя часть педали изгибается вправо, что позволяет закрепить её кронштейн вертикально под "старым" отверстием педали. В результате трос выходит без изгибов прямо к "уху" рычага:
В резиновый уплотнитель старого рычага педали (видно на левом фото) впихивается кусок пористой резины для звуко- и прочей изоляции:
![]() |
![]() |
Пружина на сектор - снята с тяги газа (педальная):
Кронштейн троса - "зубильный", разогнут по месту:
![]() |
![]() |
Трос в моторном щите входит в отверстие диам. 16 мм в самом углу изгиба:
Тихий Дон, 24.04.05.
Дополнение от 23.11.06, автор utma.
Троса газа у себя устанавливал по варианту Тихого Дона, но с небольшим отличием:
![]() |
![]() |
Крепеж для натяжения троса газа лучше не ставить на кастрюлю. Тогда будет удобнее регулировать обороты xx.)
* * *
Не хочу сказать, что идея полностью моя, т. к. подобные конструкции АвтоВАЗ делал на 21212 и 21216-х моделях, но, во-первых, я это сделал из подручных материалов, т. е. того, что реально свободно найти. Во-вторых, даже если вы найдете оригинальные запчасти к вышеуказанным моделям, то вам придется изобретать по кузову, так как, судя по каталогам, там достаточно оригинальное крепление и "лишние детали", которые надежности не добавляют.
Предлагаемый мною метод позволяет с минимальными вложениями (у меня ушло на
все 450 р. по состоянию на август 2005 и день времени на раздумья-работу,
хотя реально пару часов хватит с перекурами) добиться
максимального
результата по
крайней мере на 213-й и 31-й Ниве - точно, на 21-й, возможно, придется
додумывать, не помню её конструкции.
Что потребуется из материалов
1) Педаль газа 21214 в сборе (21214-1108011).
2) Кронштейн регулирующего наконечника (тот, что на ресивере, каталожный номер того, что у меня не нашел. В магазине Нива меня поняли сразу, когда я попросил кронштейн для троса газа на 214-ю Ниву, самый похожий: 2123-1108069:
3) Сектор управления дроссельными заслонками от карбюратора 2108 (в простонародии "Сектор газа", в каталоге номера не нашел).
4) Трос привода акселератора 2108 (2108-1108054).
История вопроса
Итак: не знаю, как у кого, но на моей старой 21-й Нивке в один не очень прекрасный день отломилась педаль газа, причем, в самый неподходящий момент, когда мне потребовалось срочно увеличить скорость. Разумеется, когда мне назвали сумму в сервисе по замене "Валика акселератора", как написано в каталоге, я как можно быстрее на подсосе уехал искать "дядю Васю", который все это приварит на место. Идея изложенная в статье возникла еще тогда, но через пару месяцев я продал машину и забыл. На моей текущей машинке я отъездил 1.5 года и случилось то же самое. Это навело на мысль, что это проблема, которую надо решать кардинально. На улице было -20, поэтому долго не раздумывая поехал к тому же "дяде Васе".
Однако, параллельно на рынке начал искать, как бы заменить конструкцию на более надежную. Следует отметить, что в сервисе сказали, что вариантов нет, а также в магазине "Нива 4х4" в СПб надо мной посмеялись, когда услышали идею заменить "валик" на трос. Тем не менее, изучив соседскую 214-ю Ниву, я понял, что кузова у них одинаковые и проблем не будет, если купить 214-ю педаль в сборе. На рынке я нашел человека, который согласился мне из Тольятти на заказ привести педаль газа в сборе с кронштейном:
![]() |
![]() |
Последний - жуткий дефицит, нигде его нет, только на заказ из Тольятти.
Переделка
Привезли мне через неделю за 300 р. Бросил я её в багажник и забыл. Вот в прошлую субботу вечером у меня обламывается сваренная штатная педаль. Магазины, ессно, закрыты, а ехать надо в понедельник утром. В воскресенье нашел в ближайшем открытом трос газа от 2108 и начал мастерить из того, что найдется у каждого:
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
Изначально пытался приделать тросик к двухплечевому рычагу, но трос оказался очень длинным, плюс оставался этот рычаг с пластиковыми наконечниками, поэтому было реализовано, как на вышеуказаных рисунках. Конструкция показала себя вполне работоспособной, но педаль была слишком тугая для комфортной езды. Пробовал смазать трос - особого результата не дало. Во время поездки (около 200 км) то ли я привык, то ли смазка по тросику расползлась, но ехать стало легче. Поскольку денег на установку штатной на место у меня все равно не было предусмотрено в бюджете, то я решил эту конструкцию довести до ума:
![]() |
![]() |
Для этого были приобретены "сектор газа" от 2108 и кронштейн от 21214. После установки результат превзошел все ожидания: педаль стала намного мягче на всем своем ходу (даже легче штатной конструкции!!!), легче стало избегать ударов со стороны трансмиссии не сжигая при этом сцепление. Теперь, в случае обрыва троса (говорят, на зубилах бывает; может его смазать просто надо и все?) замена его займет не более 10 минут и с этим справится даже школьник, а уж найти его можно в каждом магазине запчастей за 50 деревянных.
Совет
Рекомендую не ждать, пока у Вас отвалиться, а найти или заказать педаль 21214 и возить в багажнике или положить в гараж, а лучше переделать не дожидаясь. Поверьте, ездить НАМНОГО удобнее чем со штатной конструкцией. Остается загадкой, почему АвтоВАЗ не сделал подобную конструкцию при рестайлинге в 1993-м году, а повторили все как было на 2121.
Дополнительные комментарии
1) На фото видно, что кронштейн троса крепится проволокой к болтам клапанной крышки. Естественно, что это тоже временное решение, пока до сварки не доберусь. Потом кронштейн будет приварен навсегда. Кстати, сам кронштейн изогнут не под углом в 90. Так вот, его надо выпрямить еще чуть-чуть парой ударов молотком, с целью направить трос не в кастрюлю, а прямо на сектор газа.
2) Оттягивающая пружина на карбюраторе крепится одним концом за датчик системы рециркуляции. Насколько это временно - посмотрим. Датчик у меня все-равно не рабочий был, менять я его не собираюсь. Чтобы не отломался пластиковый цилиндр, я туда загнал гвоздь диаметром с отверстие. Вообще в зубилах там кронштейн который, вроде бы, крепится на тех же шпильках, что и сам карбюратор. В магазинах их нет, надо ехать на разборку, если вспомню, когда буду мимо проезжать, то, может, куплю. Возможно, что этот кронштейн не встанет как раз из-за датчика.
3) В салоне надо освободить отверстие тросика подсоса и протянуть его (трос) через пыльник, который раньше на педали был, т. к. он остается неиспользованным, а вот трос к новой педали вставляется в родное отверстие тросика подсоса:
Так штатно и на 214-х (штатный уплотнитель отверстия можно выкинуть нафиг или положить в резерв). У меня длины тросика подсоса хватило нормально.
И, наконец, лишние теперь уже :-) запчасти:
Yaro, 17.08.05.
* * *
Поскольку в статье сказано почти всё, и я сделал аналогично, остановлюсь только на отличиях и на некоторых доработках и уточнениях.
Комплект деталей для переделки:
- педаль от ГАЗ-31 180 рублей;
- тросик привода заслонки Москвич-2141, он же ВАЗ2108, по маркировке на самом тросике 70 рублей;
- два болта с гайками под отверстия в кронштейне педали и шайбы для них;
- болт с гайками и шайбами для крепления тросика к тяге педали; какие они по размерности не скажу, просто не замерял, подобрал их по месту;
- cектор газа для 73-го солекса 20 рублей;
- лист железа 2 мм.
Инструменты:
- болгарка маленькая, ручная;
- дрель с набором свёрл, нужны диаметром 6, 10 и 14-15 мм;
- набор ключей.
Больше всего времени отнял демонтаж старой системы привода газа. Как эта система могла сама сломаться, я просто не представляю. Мне пришлось снимать её с помощью болгарки. Снял пластмассовую накладку, забрался болгаркой как можно ближе по штоку к стенке двигателя отпилил тягу. Потом в двигательном отсеке руками отломал коромысло, приводившее рычажки управления, снял продольную тягу и всё по частям удалил из подкапотного пространства. Болгарка потом понадобилась, чтобы убрать излишек отделочного пластика тоннеля КПП - мешал установке новой педали.
Педаль я поставил хоть и на то же место, что у всех в этой статье, но с небольшим наклоном в сторону всех остальных педалей. Тягу гнул по месту так, чтобы она при нажатии не упиралась в корпус печки. Его я не пилил, просто долго примерял, чтобы всё влезло. И всё удалось. Полный ход педали соответствует полному ходу заслонки, не пришлось ставить какие-либо ограничители и упоры. В принципе, когда покупал педаль, предлагали педаль от Газели,, но я почему-то решил, что её хода будет в условиях Нивы недостаточно и купил, что было уже описано в статье. И зря, вероятно, потому, как видел потом такую педальку на ГАЗ 69 установленную. Нормально работала. Так что думаю, можно и газелевскую устанавливать. Но это предположения. Старой длинной пружиной, что отжимала старый привод газа и была установлена на "вертолёте", я подпружинил саму педаль, что бы разгрузить тросик:
Засверлив отверстие диаметром 14 мм, там, откуда должен выходить трос, снял с троса резиновый наконечник, тщательно намылил его и вставил в отверстие. Насухо его инсталлировать туда не удалось вообще никак. Вставил в него трос и завёл на тягу педали. ТОЛЬКО после этого я установил педаль на своё место и подпружинил её. В салоне на этом работы были завершены.
Осталось завести трос на сам карбюратор. Так, как сделаны кронштейны в предыдущих вариантах, меня не устраивало. Вырезал из бумаги вариант кронштейна, примерил, вырезал из металла, установил. Нет не то: трос идёт с перекосом. Пришлось импровизировать, "на глаз", вырезал из 2 мм металла болгаркой, увеличенный кронштейн. Он хоть немного упирается теперь в кастрюлю фильтра, но трос держит и трос идёт без перекоса.
Всё.
Казалось мне: вот оно - счастие. Фига там! Пружина карбюратора не могла до конца закрыть заслонку, после отпускания педали. Обороты двигателя, типа холостые, плясали от 730 до 3500. Взял старую пружину, что оттягивала слева в подкапотном пространстве коромысла старого привода газа вниз и… куда же её приспособить то? Сначала пытался сделать как в статье. Крепил её на сектор газа и …. Куда придётся. Разорвал витую пару 5 категории, вытащил одну пару проводков, сделал петлю и проводками привязал пружину к трубе охлаждения. Временно, думаю… Доехал до работы, поплакался кенту-нивоводу. Он похихикал, снял пружину и с другой стороны карба натянул её вот так:
Вот теперь точно всё. Разве что не стоит брать такой трос:
Присмотритесь, как он зафиксирован в кронштейне. Отвратительное крепление! Предпочту полый винт из металла и две гайки, как на предыдущих фото. Но уже в следующий раз.
Alex A. Bel. 03.09.05.
* * *
Вот мой вариант установки троса. Причем, если трос порвется, тяги с вертолетом ставятся на место и можно ехать дальше. На последних фотографиях концы стяжек специально не обрезал, чтобы было понятно. А с обрезанными концами все смотрится замечательно.
Пружина от сцепления используется для оттяжки привода ускорительного насоса, что способствует лучшему закрытию заслонки карбюратора и стабильным оборотам холостого хода:
Для крепления пружинки привода газа в кастрюле сверлится отверстие и прикручивается клемма для проводов (используется как наконечник). Пружинка привода газа используется стандартная и служит для обеспечения необходимой жесткости педали газа:
Весь привод крепится за счет скобы оттяжной пружины сцепления от классики. Гнуть пришлось по месту (стрелка на фото). Для успешной работы понадобятся молоток и тиски.
Для установки привода газа отверстие в скобе сверху надо прорезать (стрелка на фото). Вся конструкция крепится к карбюратору винтом крепления подсоса, естественно вместе с подсосом. Справа вид на крепление с обратной стороны:
![]() |
![]() |
Вся конструкция крепится к карбюратору винтом крепления подсоса, естественно вместе с подсосом. Справа вид на крепление с обратной стороны:
![]() |
![]() |
Место прохождения привода газа от восьмерки:
Вход в салон через резиновую заглушку (стрелка на фото). Стандартную пружинку на оттяжку педали газа, под запаской, нужно снять:
Регулировка открытия второй камеры с помощью смещения точки крепления троса (стрелки на фото):
Привод крепится к рулевой стойке стяжками, для этого заранее сверлятся три отверстия. Конец троса оборачивается вокруг педали и фиксируется стяжкой. Хомут для фиксации регулировки полного открытия второй камеры (стрелка на фото):
Финальная версия крепления с обрезанием концов стяжек и использованием металлической полоски для полной перпендикулярности троса по отношению к педали газа. Металлическая полоска изгибается в виде хомута и обеими концами крепиться под болт к рулевой стойке (стрелка на фото):
![]() |
![]() |
Добавлю, что используется штатная (стандартная) педаль газа, как у всех карбюраторных машин. Поэтому, если порвется трос – можно легко вернуться к старому варианту и доехать до нужной точки и дальше. Естественно, нужно сохранить две тяги с наконечниками и вертолет. Переделка обратно занимает несколько минут. При варианте использования троса и стандартной педали газа нагрузки на сварной шов практически отсутствуют, педаль будет служить вечно.
george, 01.11.06.