NIVA-FAQ | ФОРУМ | НОВИНКИ FAQ | КАРТА САЙТА | ПОИСК ПО САЙТУ |
Карбюраторы "Weber" и
"Озон" Составитель Shun Piker |
Карбюратор | |
Работа карбюратора на режиме полной нагрузки. Дроссельные заслонки открыты полностью |
|
Взяться за перо, если можно так выразится, меня «сподвигнули» с одной стороны неоднократно возникающие обсуждения возможности замены штатного карбюратора двигателей 21213 и 2130 «Солекс» на ранее применявшиеся в двигателях 2106 карбюраторы «Вебер» и «Озон», а с другой стороны – сетования на то, что материалов по этим карбюраторам, особенно по «Веберу», в сети нет. Может оно и так, а может быть и нет – не проверял, но так уж сложилось, что в моем распоряжении есть материалы по обоим этим девайсам – описание устройства и регулировок, тарировочные данные, принципы работы. Поэтому считаю своим долгом поделится с миром имеющейся информацией.
Несмотря на то, что выпуск Нивы 21213 с карбюраторным двигателем прекращен, очень много этих машин находится и будет еще немало лет находиться в эксплуатации, а кроме того продолжается выпуск карбюраторных двигателей 21213 и 2130, которые могут быть установлены на эти машины взамен отработавших свое двигателей, да и не только на них – владельцы классики тоже проявляют к ним интерес. Так что вопросы по самостоятельному «тюниху» и «улучшайзингу» этих двигателей еще долго будут периодически всплывать и предлагаемая вниманию уважаемых коллег информация может оказаться кому-то нужной и полезной.
В приведенных ниже материалах карбюратор 2106-1107010 - "Weber". Карбюраторы, сделанные по лицензии фирмы Weber, ставились еще на самые первые Жигули. Позже их сменили карбюраторы отечественной разработки 2107-1107010-10 и 2107-1107010-20 - "Озон". В первой части, взятой из мануала по ВАЗ-2121 и ВАЗ-21219, описаны все три типа карбюраторов, во второй и третьей, взятых из иллюстрированного альбома по ВАЗ-2121, только 2106-1107010 (Weber).
Хочу добавить, что и я сам заинтересовался возможностью замены «Солекса» на «Озон», т. к. не успел еще даже обкатать свой новый двигатель 2130, как уже пришлось столкнуться с требовательностью «Солекса» к чистоте топлива – пришлось вскрывать, чистить-продувать, что на «Озоне» я проделал всего один раз за пять лет, скорее для профилактики и как оказалось, совершенно напрасно. Все жиклеры и поплавковая камера оказались чистыми, с крайне незначительным налетом смолистых отложений, несмотря на то, что в бензобак, порой, заливалось невесть что и топливные фильтры почти сразу становились черными. Согласитесь, что в нашем статус-кво, когда на бензоколонках (особенно чем дальше от МКАД, тем в геометрической прогрессии больше), под видом 92-го и 95-го бензинов продаются продукты неизвестных происхождения, транспортировки и хранения, вряд ли стоит рассчитывать на то, что в каждом отдельно взятом произвольном случае в бензобак будет залито более-менее не содержащее механических примесей топливо. Вот и приходится иногда прямо «на ходу» чистить карбюратор, что все же не слишком приятно. Так что если решусь и проделаю «операцию» по замене карбюратора, то непременно добавлю сюда ее описание. А пока что смотрите, изучайте, пользуйтесь на здоровье!
Считаю особо необходимым выразить свою глубокую благодарность и признательность Awander’у за большую помощь в первичной обработке и подготовке материалов.
В свете последних «веяний» в нивской конференции на auto.ru должен во избежание возможных обвинений в несанкционированном использовании материалов и стремлении к получению материальной выгоды сразу дать оговорку, что все материалы я сопровождаю детальными ссылками на их источники и передаю их в FAQ не преследуя каких-либо целей, имеющих под собой упомянутую выгоду и не намерен требовать их изъятия, за исключением наступления определенных событий или обстоятельств, в силу которых дальнейшее их пребывание в ФАКе буду считать невозможным или нецелесообразным. Право на требование этого изъятия оставляю за собой.
СУВЖ, Александр Буялов aka Shun Piker.
(Яметов В.А., Косарев С.Н. и др. «Руководству по ремонту. Автомобили ВАЗ-2121 и ВАЗ-21219». «РусьАвтокнига». М. 2001. стр. 29-36)
На автомобилях ВАЗ-2121 до 1980 г. устанавливались карбюраторы 2106-1107010. Номер указанных карбюраторов отлит на нижнем фланце корпуса карбюратора. С 1980 г. на автомобилях ВАЗ-2121 устанавливаются карбюраторы 2107-1107010-20 совместно с распределителем зажигания типа 30.3706-02 (2121-3706010-10), имеющим вакуумный регулятор. На части автомобилей может быть установлен также карбюратор 2107-1107010-10 совместно с обычным распределителем зажигания (без вакуумного регулятора). Номер у этих карбюраторов указан на табличке, закрепленной на крышке карбюратора.
Карбюратор 2106-1107010 эмульсионного типа, двухкамерный, с падающим потоком. Имеет балансированную поплавковую камеру и систему отсоса картерных газов за дроссельную заслонку (см. рис. 2-81). Система холостого хода снабжена подогревом зоны дроссельных заслонок и электромагнитным клапаном жиклера холостого хода в первичной камере (см. рис. 2-82). Система рычагов обеспечивает последовательное открытие дроссельных заслонок, а воздушная заслонка имеет диафрагменное пусковое устройство для запуска холодного двигателя (рис. 2-83). Ускорительный насос (рис. 2-84) - диафрагменного типа, с механическим приводом, подает топливо в первичную камеру.
Рис. 2-81. Схема главной дозирующей системы карбюратора и эконостата (распылитель эконостата находится во вторичной камере карбюратора. На схеме он условно показан в первичной камере): 1 - эмульсионный жиклер эконостата*; 2 - эмульсионный канал эконостата*; 3 - воздушный жиклер эконостата*; 4 - воздушный жиклер эконостата*; 5 - топливный жиклер эконостата*; 6 - игольчатый клапан; 7 - ось поплавка; 8 - шарик запорной иглы; 9 - поплавок; 10 - поплавковая камера; 11 - главный топливный жиклер; 12 - эмульсионный колодец; 13 - эмульсионная трубка; 14 - ось дроссельной заслонки первичной камеры; 15 - канавка золотника; 16 - золотник; 17 - большой диффузор; 18 - малый диффузор; 19 - распылитель * На карбюраторе 2106-1107010 отсутствуют |
Рис. 2-82. Схема системы холостого хода карбюратора 2106-1107010: 1 - воздушный жиклер; 2 - запорный клапан; 3 - топливный канал; 4 - эмульсионный колодец; 5 - корпус дроссельных заслонок; 6 - дроссельная заслонка первичной камеры; 7 - отверстие, регулируемое винтом; 8 - отверстия переходных режимов; 9 - канал подогрева корпуса дроссельных заслонок; 10 - регулировочный винт; 11 - эмульсионный канал; 12 - регулировочный винт добавочного воздуха; 13 - крышка корпуса карбюратора |
Рис. 2-83. Схема пускового устройства и привода дроссельный заслонок карбюраторов 2106-11070010: 1 - рычаг управления воздушной заслонкой; 2 - воздушная заслонка; 3 - воздушный патрубок первичной камеры карбюратора; 4 - тяга; 5 - шток пускового устройства; 6 - диафрагма; 7 - регулировочный винт; 8 - полость, сообщающаяся с задроссельным пространством; 9 - телескопическая тяга; 10 - регулировочный винт дроссельной заслонки первичной камеры; 11 - рычаг управления дроссельными заслонками; 12 - сектор; 13 - ось дроссельной заслонки первичной камеры; 14 - рычаг на оси дроссельной заслонки первичной камеры; 15 - ось дроссельной заслонки вторичной камеры; 16 - дроссельная заслонка вторичной камеры; 17 - рычаг; 18 - корпус карбюратора; 19 - рычаг; 20 - тяга |
Рис. 2-84. Схема ускорительного насоса: 1 - шариковый клапан подачи; 2 - распылитель; 3 - топливный канал; 4 - перепускной жиклер; 5 - поплавковая камера; 6 - сектор привода ускорительного насоса; 7 - рычаг привода; 8 - возвратная пружина насоса; 9 - чашка диафрагмы; 10 - диафрагма насоса; 11 - впускной шариковый клапан; 12 - камера паров бензина |
Карбюратор 2107-1107010-10 имеет другие тарировочные данные (см. таблицу 2-6), обогатительное устройство (эконостат), пневмопривод дроссельной заслонки вторичной камеры (рис. 2-85) и измененную систему холостого хода (рис. 2-86). Подогрев корпуса дроссельных заслонок у этих карбюраторов отсутствует. Карбюратор 2107-1107010-10 полностью взаимозаменяем с карбюратором 2106-1107010 и может устанавливаться вместо него на автомобилях, выпущенных до 1980 г.
Карбюратор 2107-1107010-20 отличается от карбюратора 2107-1107010-10 измененными диаметрами некоторых жиклеров и введением патрубка для подачи разрежения к вакуумному регулятору распределителя зажигания. Этот карбюратор можно устанавливать взамен карбюратора 2106-1107010 на автомобилях, выпущенных до 1980 г. Но при этом вместо обычного распределителя зажигания (без вакуумного регулятора) необходимо устанавливать распределитель зажигания типа 30.3706-02, имеющий вакуумный регулятор.
Рис. 2-85. Схема привода дроссельной заслонки вторичной камеры карбюраторов 2107-1107010-10 и 2107-1107010-20: 1 - жиклер пневмопривода, расположенный в диффузоре первичной камеры; 2 - рычаг привода дроссельных заслонок; 3 - рычаг жестко связанный с осью дроссельной заслонки первичной камеры; 4 - рычаг, ограничивающий открытие дроссельной заслонки вторичной камеры; 5 - жиклер пневмопривода, расположенный в диффузоре вторичной камеры; 6 - рычаг, связанный с рычагом 9 через пружину; 7 - ось дроссельной заслонки вторичной камеры; 8 - щиток пневмопривода; 9 - рычаг управления дроссельной заслонкой вторичной камеры; 10 - канал подвода разрежения в пневмопривод; 11 - втулка штока; 12 - пневмопривод дроссельной заслонки вторичной камеры |
Рис. 2-86. Схема системы холостого хода карбюраторов 2107-1107010-10 и 2107-1107010-20: 1 - корпус дроссельных заслонок; 2 - дроссельная заслонка первичной камеры; 3 - отверстия переходных режимов; 4 - отверстие регулируемое винтом; 5 - канал подвода воздуха; 6 - регулировочный винт количества смеси; 7 - регулировочный винт состава (качества) смеси; 8 - эмульсионный канал системы холостого хода; 9 - регулировочный винт добавочного воздуха*; 10 - крышка корпуса карбюратора; 11 - воздушный жиклер системы холостого хода; 12 - запорный клапан; 13 - топливный канал системы холостого хода; 14 - эмульсионный колодец *Устанавливается на части карбюраторов |
Таблица 2-6. Тарировочные данные карбюраторов
Показатели | 2106-1107010 | 2107-1107010-10, 2107-1107010-20 | ||
1-я камера | 2-я камера | 1-я камера | 2-я камера | |
Диаметр диффузора, мм | 23 | 24 | 22 | 25 |
Диаметр смесительной камеры, мм | 32 | 32 | 28 | 36 |
Номер тарировки распылителя смеси | 4 | 4 | 3,5 | 4,5 |
Диаметр главного топливного жиклера, мм | 1,30 | 1,40 | 1,12* | 1,50 |
Диаметр главного воздушного жиклера, мм | 1,50 | 1,50 | 1,50** | 1,50 |
Номер тарировки эмульсионной трубки | Р 15 | Р 15 | Р 15 | Р 15 |
Диаметр топливного жиклера холостого хода и переходной системы, мм | 0,45 | 0,60 | 0,50 | 0,60 |
Диаметр воздушного жиклера холостого хода и переходной системы, мм | 1,70 | 0,70 | 1,70 | 0,70 |
Диаметр отверстия распылителя ускорительного насоса, мм | 0,40 | - | 0,40 | - |
Диаметр перепускного жиклера ускорительного насоса, мм | 0,40 | - | 0,40 | - |
Производительность ускорительного насоса за десять полных ходов, см3 | 7±25% | 7±25% | ||
Диаметр топливного жиклера эконостата, мм | - | - | - | 1,50 |
Диаметр воздушного жиклера эконостата, мм | - | - | - | 1,20 |
Диаметр эмульсионного жиклера эконостата, мм | - | - | - | 1,50 |
Диаметр воздушного жиклера пускового устройства, мм | 0,70 | - | 0,70 | - |
Диаметр жиклера пневмопривода дроссельной заслонки вторичной камеры, мм | - | - | 1,50 | 1,20 |
Расстояние поплавка от крышки карбюратора с прокладкой (размер А, рис. 2-89), мм | 6,5±0,25 | 6,5±0,25 | ||
Зазоры у заслонок для регулировки пускового устройства (см. рис. 2-100), мм: | ||||
воздушной заслонки (зазор В) | 7+0,25 | 5,5+0,25 | ||
дроссельной заслонки (зазор С) | 0,85-0,95 | 0,9-1,00 • |
* 1,25мм для карбюратора 2107-1107010-10;
** 1,90 для карбюратора 2107-1107010-20.
Регулировка холостого хода двигателя осуществляется винтом 2 (рис. 2-87 и 2-88), определяющим состав смеси, и винтом 1, управляющим количеством смеси.
Рис. 2-87. Винты регулировки системы холостого хода карбюраторов 2106-1107010: 1 - винт регулировки открытия дроссельной заслонки; 2 - винт регулировки состава смеси |
Чтобы владелец автомобиля не нарушал заводской регулировки, у карбюратора 2107-1107010-10 и 2107-1107010-20 на винты 1 и 2 (у карбюратора 2106-1107010 только на винт 2) напрессованы ограничительные пластмассовые втулки, позволяющие поворачивать винты только на пол-оборота. Если со втулками не удается отрегулировать содержание СО в отработавших газах, то вывертывая винты, сломайте головки втулок, выверните винты, снимите с них втулки и снова заверните винты в карбюратор.
Примечание. На заводе устанавливается втулка синего цвета, а на станциях технического обслуживания — красного.
Регулировка холостого хода проводится на прогретом двигателе (температура охлаждающей жидкости 90-95° С или масла 75-90° С) с отрегулированными зазорами в механизме газораспределения и с правильно установленным углом опережения зажигания.
Рис. 2-88. Винты регулировки системы холостого хода карбюратора 2107-1107010-10 и 2107-1107010-20: 1 - винт количества смеси; 2 - винт состава (качества) смеси |
Для карбюраторов 2106-1107010 регулировку проводите в следующем порядке:
— винтом 1 (рис. 2-87) установите по тахометру стенда частоту вращения коленчатого вала в пределах:
720-800 мин-1;
— винтом 2 добейтесь концентрации СО (приведенной к 20° С и 1013 гПа (760 мм. рт. ст.) в отработавших газах в пределах 1,5-2,5% при данном положении дроссельной заслонки;
— винтом 1 восстановите частоту вращения коленчатого вала до 720-800 мин-1;
— при необходимости винтом 2 восстановите концентрацию СО до 1,5-2,5%;
— напрессуйте на винт 1 ограничительную пластмассовую втулку, как показано на рис. 2-89,
в.
Для карбюраторов 2107-1107010-10 и 2107-1107010-20 регулировку проводите в следующем порядке:
— винтом 1 (рис. 2-88) установите по тахометру стенда частоту вращения коленчатого вала в пределах 850-900 мин-1;
— винтом 2 добейтесь концентрации СО (приведенной к 20° С и 1013 гПа (760 мм. рт. ст.) в отработавших газах в пределах 0,5-1,2% при данном положении винта 1;
— винтом 1 восстановите частоту вращения коленчатого вала до 850-900 мин-1;
— при необходимости винтом 2 восстановите концентрацию СО до 0,5-1,2%;
— напрессуйте на винты ограничительные пластмассовые втулки, ориентируя шлицы втулок относительно установочных выступов, как указано на рис. 2-89.
Рис. 2-89. Установка ограничительных втулок на винты регулировки системы холостого хода: а - на винт количества смеси; б - на винт качества смеси |
Установка уровня топлива в поплавковой камере
Необходимый для нормальной работы карбюратора уровень топлива обеспечивает правильная установка исправных элементов запорного устройства (рис. 2-90).
Рис. 2-90. Установка уровня топлива в поплавковой камере: 1 - крышка карбюратора; 2 - седло игольчатого клапана; 3 - упор; 4 - игольчатый клапан; 5 - шарик запорной иглы; 6 - оттяжная вилка иглы клапана; 7 - кронштейн поплавка; 8 - язычок; 9 - поплавок; 10 – прокладка |
Расстояние между поплавком и прокладкой 10, прилегающей к крышке карбюратора (размер А), должно составлять 6,5 ± 0,25 мм. Регулируется этот размер подгибанием язычка 8. При этом опорная поверхность язычка должна быть перпендикулярна оси игольчатого клапана и не должна иметь зазубрин и вмятин.
Контроль производите калибром 67.8151.9505. Крышку корпуса держите вертикально так, чтобы язычок 8 поплавка слегка касался шарика 5 игольчатого клапана 4, не утапливая его.
Величину 8 ± 0,25 мм максимального хода поплавка регулируйте подгибанием упора 3. Оттяжная вилка 6 игольчатого клапана не должна препятствовать свободному перемещению поплавка.
При установке крышки карбюратора проверьте, не задевает ли поплавок за стенки поплавковой камеры.
Примечание. Проверять установку поплавка следует всегда при замене поплавка или игольчатого клапана; в последнем случае необходимо заменять также уплотнительную прокладку клапана.
Регулировка привода карбюратора
При полностью нажатой педали 9 (рис. 2-91) дроссельная заслонка первичной камеры должна быть полностью открыта и рычаг дроссельной заслонки не должен иметь дополнительного хода. При отпущенной педали дроссельная заслонка должна быть полностью закрыта. Если этого нет, то согласовать положение педали и дроссельной заслонки можно изменением длины тяги 2, свертывая или навертывая ее наконечник. Одновременно проверьте и при необходимости отрегулируйте длину тяги 1. Межцентровое расстояние ее наконечников должно быть 80 мм.
Рис. 2-91. Привод управления карбюратором: 1 - поперечная тяга; 2 - продольная тяга; 3 - скоба крепления тяги; 4 - трос управления воздушной заслонкой; 5 и 7 уплотнители; 6 - рукоятка троса; 8 - стопорная шайба; 9 - педаль управления дроссельными заслонками; 10 - возвратная пружина; 11 - рычаг; 12 - валик; 13 - кронштейн крепления валика; 14 - рычаг; 15 - промежуточный рычаг; 16 - винт крепления возвратной пружины; 17 - возвратная пружина |
Трос и его оболочку необходимо закреплять так, чтобы при полностью вытянутой рукоятке 6 воздушная заслонка была полностью закрыта, а при утопленной рукоятке — полностью открыта.
Снятие и установка карбюратора на автомобиле
Снимите воздушный фильтр. Отсоедините от рычага привода дроссельной заслонки тягу 1 (рис. 2-91) и возвратную пружину 17. Отсоедините от карбюратора трос 4 привода воздушной заслонки. Отсоедините от карбюратора шланги. Концы шлангов подвода топлива и охлаждающей жидкости закройте пробками, чтобы не допустить утечки топлива и жидкости.
Снимите карбюратор. Закройте заглушкой входное отверстие впускного трубопровода.
Установку карбюратора проводите в порядке, обратном снятию. После установки отрегулируйте привод дроссельных заслонок карбюратора, а также холостой ход двигателя.
Рис. 2-92. Вид на карбюратор 2107-1107010-20 со стороны привода дроссельных заслонок: 1 - воздушная заслонка; 2 - пусковое устройство; 3 - рычаг управления воздушной заслонкой; 4 - телескопическая тяга; 5 - рычаг привода дроссельной заслонки первичной камеры; 6 - рычаг, ограничивающий открытие дроссельной .заслонки вторичной камеры; 7 - возвратная пружина; 8 - тяга, связывающая дроссельную заслонку первичной камеры с приводом пускового устройства; 9 - шток пневмопривода; 10 – пневмопривод |
Снимите возвратную пружину 7 (рис. 2-92) рычага, ограничивающего открытие дроссельной заслонки вторичной камеры.
Расшплинтуйте и отсоедините от рычага дроссельной заслонки тягу 8.
Отсоедините шток 9 пневмопривода от рычага привода дроссельной заслонки вторичной камеры*.
Сжав пружину телескопической тяги 4 отсоедините ее от трехплечевого рычага 3.
Отсоедините от корпуса карбюратора крышку с прокладкой, стараясь не повредить ее и поплавок.
Вывернув винты крепления, отсоедините от корпуса карбюратора корпус дроссельных заслонок, стараясь не повредить запрессованные в корпус переходные втулки топливовоздушных каналов карбюратора и гнезда втулок. Осторожно отсоедините теплоизоляционную прокладку.
* Для карбюраторов 2107-1107010-10 и 2107-1107010-20.
Рис. 2-93. Детали крышки карбюратора: 1 - регулировочный винт; 2 - крышка пускового устройства; 3 - пружина; 4 - диафрагма; 5 - шток диафрагмы; 6 - корпус пускового устройства; 7 - телескопическая тяга; 8 - ось воздушной заслонки; 9 - воздушная заслонка; 10 - крышка карбюратора; 11 - прокладка; 12 - фильтр; 13 - пробка фильтра; 14 - седло игольчатого клапана; 15 - игольчатый клапан; 16 - ось поплавка; 17 - поплавок; 18 - прокладка; 19 - тяга пускового устройства. |
Разберите крышку корпуса карбюратора (рис. 2-93):
— оправкой осторожно вытолкните ось поплавка 16 из стоек (выталкивать в сторону стойки с разрезом) и выньте ось плоскогубцами с гладкими губками. Стараясь не повредить язычки поплавка, снимите его с игольчатым клапаном 15;
— снимите прокладку 11 крышки, выверните седло 14 игольчатого клапана, отверните пробку 13 и выньте топливный фильтр 12;
— отсоедините от рычага оси 8 воздушной заслонки телескопическую тягу 7 и тягу 19 привода пускового устройства;
— отверните два винта крепления корпуса 6 пускового устройства и снимите его;
— отверните три винта крепления крышки 2 пускового устройства и снимите крышку с регулировочным винтом 1 и пружиной 3;
— снимите диафрагму 4.
Разберите корпус дроссельных заслонок (рис. 2-94):
— выверните винт 18 регулировки холостого хода;
— отверните винты крепления втулки 17 (рис. 2-95) винта количества смеси холостого хода и снимите ее вместе с винтом
16*;
— отогните усик стопорной шайбы 2 (рис. 2-93) и отверните гайку 1 крепления рычагов на оси заслонки первичной камеры;
— снимите с оси заслонки первичной камеры стопорную шайбу, рычаги 3, 5, 8 и 21 с шайбами 7 и втулкой 6, а затем поджимную пружину 20 золотника и золотник 19;
— отверните гайку 9 крепления рычага 10 на оси дроссельной заслонки вторичной камеры и снимите рычаг с шайбами.
У карбюратора 2107-1107010-10 и 2107-1107010-20 с оси дроссельной заслонки вторичной камеры снимаются два рычага с шайбами и пружиной (см. рис. 2-95).
Рис. 2-94. Детали корпуса дроссельных заслонок карбюраторов 2106-1107010: 1 - гайка крепления рычагов на оси дроссельной заслонки первичной камеры; 2 - стопорная шайба; 3 - рычаг привода заслонок; 4 - шайба; 5 - рычаг привода дроссельных заслонок вторичной камеры; 6 - втулка; 7 - пружинная шайба; 8 - рычаг связи с пусковым устройством; 9 - гайка крепления рычага на оси дроссельной заслонки вторичной камеры; 10 - рычаг дроссельной заслонки вторичной камеры; 11 - корпус дроссельных заслонок; 12 - возвратная пружина дроссельной заслонки первичной камеры; 13 - ось дроссельной заслонки вторичной камеры; 14 - дроссельная заслонка вторичной камеры; 15 - дроссельная заслонка первичной камеры; 16 - ось дроссельной заслонки первичной камеры; 17 - ограничительная втулка винта; 18 - винт регулировки состава смеси холостого хода с уплотнительным кольцом; 19 - золотник; 20 - пружина; 21 - рычаг оси дроссельной заслонки первичной камеры; 22 - шайба * Для карбюраторов 2107-1107010-10 и 2107-1107010-20 |
Рис. 2-95. Детали корпуса дроссельных заслонок карбюраторов 2107-1107010-10 и 2107-1107010-20: 1 - рычаг привода дроссельных заслонок; 2 - рычаг, ограничивающий открытие дроссельной заслонки вторичной камеры; 3 - втулка; 4 - рычаг связи с воздушной заслонкой; 5 - рычаг, закрепленный на оси дроссельной заслонки вторичной камеры; 6 - пружина; 7 - рычаг, связанный с пневмоприводом; 8 - корпус дроссельных заслонок; 9 - возвратная пружина первичной дроссельной заслонки; 10 - ось вторичной дроссельной заслонки; 11 - дроссельные заслонки; 12 - ось первичной дроссельной заслонки; 13 - ограничительная втулка; 14 - винт регулировки состава смеси холостого хода; 15 - уплотнительное кольцо; 16 - винт регулировки количества смеси; 17 - втулка винта количества смеси; 18 - смесительная втулка; 19 - золотник; 20 - пружина золотника; 21 - рычаг оси дроссельной заслонки первичной камеры |
Разберите корпус карбюратора (рис. 2-96):
— выверните винт 27 крепления рычага 26 управления воздушной заслонкой, снимите рычаг и пружину 4, отсоедините от рычага тягу 25;
— выверните винты, крепящие крышку 19 ускорительного насоса, снимите крышку с рычагом и диафрагму 18 ускорительного насоса с возвратной пружиной 17;
— выверните главные воздушные жиклеры 10 и 12, переверните корпус и, слегка постукивая по нему, вытряхните из колодцев эмульсионные трубки 11 и 13;
— отверните корпус 6 жиклера и выньте его вместе с жиклером 5, выверните запорный клапан 20;
— отверните клапан-винт 9 и снимите распылитель 8
ускорительного насоса с прокладками, выверните регулировочный винт 14 ускорительного насоса;
— выверните винт 23, регулирующий открытие дроссельной заслонки;
— выньте малые диффузоры 7;
— выверните главные топливные жиклеры 15 и 16;
— отверните винт и снимите кронштейн 2, на котором крепится оболочка троса для управления воздушной заслонкой.
Рис. 2-96. Детали корпуса карбюраторов 2106-1107010: 1 - винт крепления оболочки троса управления воздушной заслонкой; 2 - кронштейн крепления оболочки троса; 3 - винт крепления троса; 4 - возвратная пружина рычага управления воздушной заслонкой; 5 - топливный жиклер переходной системы вторичной камеры; 6 - корпус топливного жиклера; 7 - малый диффузор; 8 - распылитель ускорительного насоса; 9 - винт-клапан ускорительного насоса; 10 - главный воздушный жиклер вторичной камеры; 11, 13 - эмульсионные трубки; 12 - главный воздушный жиклер первичной камеры; 14 - регулировочный винт ускорительного насоса; 15, 16 - главные топливные жиклеры вторичной и первичной камер; 17 - возвратная пружина ускорительного насоса; 18 - диафрагма ускорительного насоса; 19 - крышка ускорительного насоса; 20 - запорный клапан; 21 - топливный жиклер холостого хода, расположенный в запорном клапане; 22 - корпус карбюратора; 23 - винт регулировки открытия дроссельной заслонки; 24 - стопорная пружина; 25 - тяга привода дроссельной заслонки; 26 - рычаг привода воздушной заслонки; 27 - винт крепления рычага |
У карбюраторов 2107-1107010-10 и 2107-1107010-20 вместо кронштейна 2 снимается пневмопривод дроссельной заслонки вторичной камеры.
Для разборки пневмопривода отверните три винта крепления крышки 4 (рис. 2-97) и снимите ее, а затем пружину и диафрагму 3 со штоком.
Рис. 2-97. Детали корпуса карбюратора 2107-1107010-10 и 2107-1107010-20: 1 - шток пневмопривода вторичной дроссельной заслонки; 2 - корпус пневмопривода; 3 - диафрагма; 4 - крышка пневмопривода; 5 - топливный жиклер переходной системы вторичной камеры; 6 - корпус топливного жиклера; 7 - малый диффузор; 8 - распылитель ускорительного насоса; 9 - клапан-винт ускорительного насоса; 10, 12 - главные воздушные жиклеры вторичной и первичной камер; 11, 13 - эмульсионные трубки вторичной и первичной камер; 14, 15 - главные топливные жиклеры вторичной и первичной камер; 16 - регулировочный винт ускорительного насоса; 17 - топливный жиклер холостого хода первичной камеры; 18 - запорный клапан; 19 - возвратная пружина ускорительного насоса; 20 - диафрагма ускорительного насоса; 21 - крышка ускорительного насоса; 22 - малый диффузор первичной камеры; 23 - возвратная пружина рычага привода воздушной заслонки; 24 - рычаг привода воздушной заслонки; 25 - тяга связи с дроссельной заслонкой; 26 -кронштейн возвратной пружины дроссельных заслонок |
Очистка и проверка технического состояния
Топливный фильтр. Промойте фильтр в бензине и продуйте сжатым воздухом. Проверьте состояние фильтра и уплотняющего конического пояска пробки фильтра. Если фильтр или пробка повреждены, замените их новыми.
Поплавковый механизм. Поплавок не должен иметь повреждений и любых искажений формы. Масса поплавка должна составлять 11 -13 г. На уплотняющих поверхностях игольчатого клапана и его седла не допускаются повреждения, нарушающие герметичность клапана. Клапан должен свободно перемещаться в своем гнезде, а его шарик свободно перемещаться и не зависать. Неисправные детали замените новыми.
Крышка карбюратора. Очистите от грязи и масла крышку и все отверстия и каналы. Промойте крышку в бензине или ацетоне и продуйте сжатым воздухом. Осмотрите уплотняющиеся поверхности крышки. Если обнаружены повреждения — замените крышку новой.
Пусковое устройство. Все детали пускового устройства очистите, промойте бензином и продуйте сжатым воздухом. Осмотрите детали, поврежденные замените новыми.
Жиклеры и эмульсионные трубки. Очистите жиклеры и эмульсионные трубки от грязи и смолистых отложений. Промойте их ацетоном или бензином и продуйте сжатым воздухом.
ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ: Не допускается прочищать жиклеры металлическим инструментом или проволокой, а также протирать жиклеры и другое детали карбюратора ватой, тканью или ветошью, так как ворсинки могут засорить топливно-эмульсионный тракт.
При сильном засорении можно очистить жиклеры иглой из мягкого дерева, смоченной ацетоном.
Запорный клапан карбюратора (рис. 2-98). При перебоях в работе клапана необходимо проверить, нет ли заеданий иглы клапана, а также проверить сопротивление катушки, которое должно быть 150-160 Ом при 20° С. Если оно отличается от номинального — замените запорный клапан.
Корпус карбюратора. Очистите корпус от грязи и масла. Промойте корпус и его каналы бензином или ацетоном и продуйте сжатым воздухом. При необходимости каналы и эмульсионные колодцы очистите специальными развертками. Осмотрите уплотняемые поверхности корпуса, при их повреждении — замените корпус новым.
Рис. 2-98. Запорный клапан карбюратора: 1 - топливный жиклер холостого хода; 2 - игла; 3 - уплотнительное кольцо; 4 - корпус клапана; 5 - контактная пластина; 6 - катушка; 7 - кожух катушки; 8 - штекер; А - калиброванное отверстие жиклера; В - отверстие для выхода топлива в эмульсионный канал системы холостого хода карбюратора |
Ускорительный насос. Очистите детали насоса, промойте их и продуйте сжатым воздухом. Проверьте легкость перемещения шарика в винте-клапане 9 (рис. 2-96) и состояние уплотняемых поверхностей и прокладок. Проверьте легкость движения подвижных элементов насоса (рычага, ролика, деталей диафрагмы). Заедания не допускаются. Диафрагма должна быть целой, без деформаций. Поврежденные детали замените новыми.
Пневмопривод дроссельной заслонки вторичной камеры. Очистите детали, промойте и продуйте сжатым воздухом. Проверьте состояние диафрагмы, она не должна иметь повреждений.
Корпус дроссельных заслонок и его детали. Очистите детали и промойте их бензином или ацетоном. Осмотрите детали, поврежденные замените.
Карбюратор собирается в последовательности, обратной разборке. При этом обращайте внимание на следующее:
— поплавок должен свободно вращаться на своей оси, не задевая за стенки камеры;
— игольчатый клапан должен свободно скользить в своем гнезде без перекосов и заеданий, а поплавок клапана не должен препятствовать движению язычка поплавка.
Чтобы при сборке не перепутать местами жиклеры первичной и вторичной камер, обращайте внимание на маркировку жиклеров и при установке их руководствуйтесь таблицей тарировочных данных, приведенной в начале главы.
Главные воздушные жиклеры 3 (рис. 2-81) имеют маркировку на верхней плоскости головки жиклера (например, «150»), которая обозначает диаметр отверстия жиклера (1,50 мм).
У главных топливных жиклеров 11 цифры наносятся на боковой поверхности («130») и тоже обозначают диаметр отверстия жиклера (1,30 мм). Эмульсионные трубки 13 имеют маркировку на цилиндрической поверхности, в нижней части трубок. Там наносятся цифры (например «Р 15»), которые обозначают номер тарировки трубки. На малых диффузорах 18 также имеются цифры (например «4»), обозначающие номер тарировки отверстия распылителя. У топливных жиклеров холостого хода цифры выбиваются на цилиндрическом пояске (например, «45» или «60») и указывают диаметр отверстия (0,45 или 0,60 мм).
Установка пневмопривода дроссельной заслонки вторичной камеры. Присоединять шток 8 (рис. 2-85) к рычагу 6 на оси дроссельной заслонки вторичной камеры необходимо в следующем порядке:
— поверните дроссельную заслонку вторичной камеры в вертикальное положение;
— нажмите до упора на шток 8 пневмопривода и, удерживая втулку 11 от проворачивания, вывертывая или завертывая шток отрегулируйте его длину так, чтобы отверстие в наконечнике штока 8 оказалось против штифта на рычаге 6;
— наденьте шток 8 на штифт рычага 6 и закрепите стопорной шайбой;
— закрепите шток 8 контргайкой, удерживая другим ключом втулку 11 от проворачивания.
Регулировка и проверки карбюратора после сборки
Положение дроссельных заслонок карбюратора 2106-1107010. В положении рычага 4 (рис. 2-99), при котором верхний усик рычага 3 соприкасается с рычагом 2, дроссельная заслонка первичной камеры должна быть приоткрыта на 7 ± 0,25 мм. Эту величину можно получить подгибанием верхнего усика рычага 3.
Обе дроссельные заслонки должны быть полностью открыты, когда рычаг 4 повернут в крайнее положение до упора усика рычага 3 в специальный прилив на корпусе дроссельных заслонок (рис. 2-99, в).
Такое положение дроссельных заслонок регулируйте подгибанием нижнего усика рычага 3.
Положение дроссельных заслонок карбюраторов 2107-1107010-10 и 2107-1107010-20. Полное открытие дроссельных заслонок проверяйте поворотом рычагов их привода в положение до упора. Величину максимального открытия дроссельной заслонки первичной камеры (13 ± 0,5 мм) регулируйте подгибанием нижнего усика рычага 3 (рис. 2-100). Величину максимального открытия дроссельной заслонки вторичной камеры (17 ±0,5 мм) регулируйте заворачиванием или отворачиванием штока пневмопривода.
Частичное открытие дроссельной заслонки первичной камеры, при котором верхний усик рычага 3 соприкасается с рычагом 2 (см. рис. 2-101. а) должно быть 6 ± 0,25 мм. Этот размер регулируется подгибанием верхнего усика рычага 3.
Рис. 2-99. Регулировка полного и частичного открытия дроссельных заслонок карбюратора 2106-1107010: а - регулировка частичного открытия заслонки первичной камеры; в - регулировка положения дроссельной заслонки вторичной камеры; 1 - рычаг на оси дроссельной заслонки вторичной камеры; 2 - рычаг привода дроссельной заслонки вторичной камеры; 3 - рычаг, жестко связанный с осью дроссельной заслонки первичной камеры; 4 - рычаг привода заслонок; 5 - дроссельная заслонка первичной камеры; 6 - дроссельная заслонка вторичной камеры |
Рис. 2-100. Регулировка положения дроссельных заслонок карбюраторов 2107-1107010-10 и 2107-1107010-20: а - частичное открытие дроссельной заслонки первичной камеры; в - полное открытие дроссельных заслонок; 1 - рычаг на оси дроссельной заслонки вторичной камеры; 2 - рычаг привода дроссельной заслонки вторичной камеры; 3 - рычаг, жестко связанный с осью дроссельной заслонки первичной камеры; 4 - рычаг привода заслонок; 5 - дроссельная заслонка первичной камеры; 6 - дроссельная заслонка вторичной камеры. Размеры на рисунках: а) 6±0.25; б) слева - 17±0.5, справа 13±0.5 |
Пусковое устройство. При повороте рычага 1 (рис. 2-101) против часовой стрелки до упора, воздушная заслонка должна быть полностью закрыта, причем в этом положении рычага конец тяги 3 должен находиться в конце паза штока 4 пускового устройства, но при этом не передвигать шток. Это требование выполняется подгибанием тяги 3.
При полностью закрытой воздушной заслонке, дроссельная заслонка первичной камеры должна быть приоткрыта на 0,85-0,95 мм (зазор С — расстояние между заслонкой и стенкой камеры в месте переходных отверстий системы холостого хода). Этот зазор регулируется подгибанием тяги 7. Полностью закрытая воздушная заслонка должна открываться на 7 ± 0,25 мм (зазор В) штоком 4 пускового устройства при перемещении его вручную вправо до упора. Это величина регулируется винтом 5. Для карбюраторов 2107-1107010-10 и 2107-1107010-20 зазор В должен быть 5,5 ±0,25 мм, а зазор С — 0,9-1,0 мм
Рис. 2-101. Регулировка привода пускового устройства: 1 - рычаг привода воздушной заслонки; 2 - воздушная заслонка; 3 - тяга пускового устройства; 4 - шток пускового устройства; 5 - регулировочный винт; 6 - дроссельная заслонка первичной камеры; 7 - тяга привода дроссельной заслонки |
Производительность ускорительного насоса проверяется за десять полных поворотов (ходов) рычага 4 (рис. 2-100) управления дроссельными заслонками. Топливо, вышедшее из распылителя насоса за эти десять ходов, собирается в мензурку. Объем его должен быть 5,25-8,75 см3. Перед началом проверки сделайте десять пробных ходов рычагом 4 для заполнения каналов ускорительного насоса.
Герметичность игольчатого клапана проверяется на стенде, который обеспечивает подачу топлива к карбюратору под давлением 30 КПа (3 м водяного столба). После установки уровня в контрольной пробирке стенда, падение его не допускается в течение 10-15 сек. Если уровень топлива понижается, то это указывает на утечку топлива через игольчатый клапан.
УСТРОЙСТВО КАРБЮРАТОРА 2106-1107010 (Вебер) (Лист 14)
(В.А. Вершигора, Л.И. Вахно, Е.М. Золотарев, А.П. Игнатов, Ю.М. Пашин, К.Б Пятков «Автомобиль ВАЗ-2121. Многокрасочный альбом, стр. 30,31» М. Машиностроение, 1994. 92 стр. с илл. – доп. тираж альбома 1982 г. изд.)
1. Дроссельная заслонка вторичной смесительной камеры.
2. Корпус дроссельных заслонок.
3. Нерегулируемые отверстия переходной системы вторичной камеры (для подачи смеси в начале открытия дроссельной заслонки).
4. Соединительная втулка каналов переходной системы
5. Корпус карбюратора.
6. Большой диффузор.
7. Поплавковая камера.
8. Распылитель главной дозирующей системы.
9. Распылитель эконостата.
10, Корпус топливного жиклера переходной системы.
11. Патрубок подачи топлива в поплавковую камеру.
12. Крышка корпуса карбюратора.
13. Малый диффузор.
14. Колодец воздушных жиклеров главкой дозирующей системы.
15. Форсунка-распылитель ускорительного насоса.
16. Воздушная заслонка.
17. Рычаг воздушной заслонки.
18. Тяга от пускового устройства к воздушной заслонке.
19. Шток.
20. Корпус автоматического пускового устройства.
21. Крышка.
22. Трос ручного управления пусковым устройством.
23. Телескопическая тяга привода воздушной заслонки.
24. Рычаг ручного управления пусковым устройством.
25. Дроссельная заслонка первичной смесительной камеры.
26. Компенсаторный патрубок вентиляции картера двигателя.
27. Регулировочный винт открытия дроссельной заслонки первичной смесительной камеры.
28. Соединительная втулка каналов системы вентиляции картера.
29. Упор.
30. Патрубок жидкостного подогрева каналов системы холостого хода.
31. Рычаг управления дроссельной заслонкой первичной камеры от ручного привода.
32. Рычаг управления дроссельными заслонками от педали.
33. Рычаг управления дроссельными заслонками.
34. Рычаг управления дроссельной заслонкой вторичной смесительной камеры.
35. Тяга соединения, приводов дроссельной и воздушной заслонок.
36. Рычаг управления дроссельной заслонкой вторичной смесительной камеры.
37. Упорный регулировочный винт.
38. Пробка впускного клапана ускорительного насоса.
39. Корпус топливного жиклера системы холостого хода.
40. Заглушка регулировочного винта заводской подстройки системы холостого хода.
41. Воздушный жиклер пускового устройства
42. Регулировочный винт пускового устройства.
43. Диафрагма пускового устройства.
44. Воздушный жиклер системы холостого хода.
45. Нагнетательный клапан распылителя.
46. Воздушный жиклер главной дозирующей системы.
47. Эмульсионная трубка.
48. Игольчатый клапан.
49. Фильтрующий элемент.
50. Поплавок.
51. Главный топливный жиклер.
52. Перепускной жиклер ускорительного насоса
53. Канал подачи топлива к ускорительному насосу.
54. Кулачок привода ускорительного насоса.
55. Рычаг ускорительного насоса.
56. Регулировочный винт ускорительного насоса.
57. Диафрагма ускорительного насоса.
58. Крышка ускорительного насоса.
59. Канал сообщения пускового устройства с задроссельным пространством.
60. Регулировочный винт состава смеси системы холостого хода с ограничительной втулкой.
61. Штекер электромагнитного клапана
62. Катушка.
63. Якорь с запорной иглой в сборе.
64. Возвратная пружина.
65. Уплотнительное кольцо.
66. Корпус.
67. Топливный жиклер системы холостого хода первичной камеры, устанавливаемый в электромагнитный клапан.
Дня приготовления горючей смеси на двигателе автомобиля ВАЗ-2121 установлен вертикальный двухкамерный эмульсионный карбюратор 2106-1107010 с падающим потоком смеси, с последовательным открытием дроссельных заслонок и балансированной поплавковой камерой. Привод открытия вторичной дроссельной заслонки механический. Основные данные карбюратора двигателя ВАЗ-2121 приведены в таблице.
Параметры |
Смесительная камера |
|
первичная |
вторичная |
|
Диаметры, мм: |
||
смесительной камеры |
32 |
|
горловины большого диффузора |
23 |
24 |
главного воздушного жиклера |
1,5 |
|
главного топливного жиклера |
1,3 |
1,4 |
воздушного жиклера системы холостого хода |
1,7 |
0,7 |
топливного жиклера системы холостого хода |
0,45 |
0,6 |
воздушного жиклера переходной системы |
- |
0,70 |
топливного жиклера переходной системы |
- |
0,60 |
распылителя ускорительного насоса |
0,40 |
- |
Малые диффузоры* |
Т4 |
Т4.5 |
Эмульсионные трубки |
F15 |
|
Производительность ускорительного насоса за 10 полных ходов, см3 |
5,25—8,75 |
|
Диаметр отверстия в седле игольчатого клапана, мм |
1,75 |
|
Масса поплавка, г |
11 |
|
Регулирование уровня топлива в поплавковой камере (зазор С), мм |
6,5** |
* Указывается заводское обозначение; диаметр горловины соответственно 8,0 и 10.5 мм
** Производится в соответствии с заводской инструкцией: при изготовлении карбюратора расстояние от уровня топлива до плоскости разъема не определяется и этой величиной при регулировании карбюратора не пользуются.
Необходимо отметить, что завод постоянно совершенствует топливную аппаратуру и по мере выпуска автомобилей указанные данные могут изменяться. Поэтому в каждом конкретном случае необходимо пользоваться инструкцией, приложенной к автомобилю, а также консультироваться у специалистов станций технического обслуживания АвтоВАЗ.
Карбюратор оборудован полуавтоматическим пусковым устройством с воздушной заслонкой, установленной в первичной камере, диафрагменным ускорительным насосом, золотниковым устройством системы вентиляции картера, подогревом каналов системы холостого хода в корпусе дроссельных заслонок от системы охлаждения двигателя и запорным электромагнитным клапаном холостого хода первичной камеры.
Карбюратор состоит из трех корпусных деталей корпуса 5, крышки 12 и корпуса 2 дроссельных заслонок. В крышке 12 выполнены входные горловины первичной и вторичной камер, колодец 14 подвода воздуха к воздушным жиклерам 46 главных дозирующих систем и канал, сообщающий полость поплавковой камеры с полостью за фильтрующим элементом воздушного фильтра.
На четыре шпильки, ввернутые в крышку 12, устанавливается корпус воздушного фильтра. Во входной горловине первичной камеры установлена воздушная заслонка 16 пускового устройства. В крышке 12 установлены игольчатый запорный клапан 48 подачи топлива, поплавок 50, фильтрующий элемент 49, патрубок 11 подачи топлива в поплавковую камеру. К крышке 12 крепится корпус 20 пускового устройства с крышкой 21 и диафрагмой 43 в сборе. Крышка карбюратора крепится к корпусу пятью винтами и уплотнена картонной прокладкой.
Ввиду того, что поплавок закреплен на крышке корпуса карбюратора, то при ее снятии для регулирования уровня топлива он извлекается из полости поплавковой камеры, при этом изменяется уровень топлива (по отношению к уровню на собранном карбюраторе). Так как непосредственный замер уровня топлива в поплавковой камере в массовом производстве оказывается нетехнологичным, то при изготовлении карбюраторов двигателей ВАЗ этим параметром не пользуются.
Правильность установки уровня топлива в эксплуатации определяется величиной зазора между поплавком и привалочной плоскостью крышки с установленной прокладкой, при этом крышка должна быть установлена вертикально патрубком 11 подачи топлива вверх, а язычок поплавка должен касаться шарика игольчатого клапана не утапливая его. Из условий подобного регулирования прокладка может быть разобщена с крышкой только после снятия поплавка, что надо иметь в виду при демонтаже крышки корпуса карбюратора и отделять прокладку от корпуса осторожно. Подобная система регулирования принята также на карбюраторах Вебер и Солекс.
Схема регулирования уровня топлива в поплавковой камере показана на листе 14. Зазор С устанавливается путем подгибания язычка В; положение поплавка в конце его хода, определяемое размером Е, одинаковым для всех карбюраторов, устанавливается подгибанием язычка А.
В корпусе 5 отлиты большие диффузоры 6, установлены малые легкосъемные диффузоры 13, отлитые заодно с распылителями 8 и 9 главной системы, выполнены каналы главной дозирующей системы, системы холостого хода, переходной системы, ускорительного насоса, канал 59, сообщающий рабочую полость диафрагмы 43 пускового устройства с задроссельным пространством. В корпусе 5 также усыновлены форсунка-распылитель 15 с нагнетательным клапаном 45 ускорительного насоса, воздушные жиклеры 46 и эмульсионные трубки 47 главных дозирующих систем, отверстие под электромагнитный клапан системы холостого хода первичной камеры.
На карбюраторных двигателях ВАЗ-2121 устанавливается электромагнитный клапан отсечки подачи топлива через систему холостого хода, запирающий топливный канал системы холостого года при выключении зажигания, чем предотвращается возможность самопроизвольной работы двигателя после его выключения – калильное зажигание.
В приливе корпуса установлен регулировочный винт заводской подстройки системы холостого хода, который закрыт заглушкой 40. Пользование регулировочным винтом и вскрытие заглушки 40 при эксплуатации автомобиля не рекомендуется.
К приливу корпуса карбюратора, образующему рабочую полость ускорительного насоса, на четырех винтах крепится крышка 58 ускорительного насоса с рычагом 55 привода в сборе и рабочая диафрагма 57 насоса. К корпусу крепится также рычаг 24 управления пусковым устройством.
В корпусе 5 установлены корпус 10 топливного жиклера переходной системы вторичной камеры карбюратора, запрессован приемный патрубок 26 золотниковой системы вентиляции картера двигателя. В прилив корпуса установлен подпружиненный регулировочный винт 27 ограничения закрытия дроссельной заслонки первичной камеры.
В корпусе 2 установлены дроссельные заслонки 25 первичной и 1 вторичной камер карбюратора. На оси дроссельной заслонки первичной камеры установлены, рычаг 32 управления дроссельными заслонками от педали; рычаг 34 управления дроссельной заслонкой вторичной камеры; рычаг 31, управляющий дроссельной заслонкой первичной камеры при помощи тяги 35, связывающей его с рычагом 24 управления пусковым устройством; рычаг 33 с упором под винт регулирования оборотов холостого хода и упором 29, определяющим начало открытия дроссельной заслонки вторичной камеры (открытие начинается после того, как упор 29 войдет в контакт с торцовой поверхностью рычага 34), и кулачок 54 привода ускорительного насоса. Под рычагом 33 в корпусе дроссельных заслонок установлены пружина и золотник системы вентиляции картера, доступ к которым открывается после отворачивания гайки и удаления всех рычагов.
На оси дроссельной заслонки 1 установлен рычаг 36 управления дроссельной заслонкой вторичной камеры.
В корпус 2 запрессованы патрубки 30 жидкостного подогрева каналов системы холостого хода, установлен регулировочный винт 60 состава смеси системы холостого хода с ограничительной втулкой и упорный винт 37 закрытия дроссельной заслонки 1 вторичной камеры (регулируется на заводе и закернивается).
Ограничительная втулка на регулировочный винт 60 устанавливается на заводе после регулировки системы холостого хода карбюратора и контроля автомобиля на токсичность отработавших газов.
Подрегулировка холостого хода допускается в пределах, определяемых ограничительной втулкой на регулировочном винте 60. Снятие ограничительной втулки невозможно без ее разрушения. Замена втулки производится на станциях технического обслуживания при перерегулировке карбюратора.
РАБОТА КАРБЮРАТОРА 2106-1107010 (Вебер) (лист 15)
(В.А. Вершигора, Л.И. Вахно, Е.М. Золотарев, А.П. Игнатов, Ю.М. Пашин, К.Б Пятков «Автомобиль ВАЗ-2121. Многокрасочный альбом», стр. 32,33. М. Машиностроение, 1994. 92 стр. с илл. – доп. тираж альбома 1982 г. изд.)
1. Дроссельная заслонка, первичной смесительной камеры.
2. Канал подачи топлива к клапану распылителя ускорительного насоса.
3. Большой диффузор.
4. Дроссельная заслонка вторичной смесительной камеры.
5. Нерегулируемые отверстия переходной системы.
6. Эмульсионная трубка.
7. Канал подачи топлива в переходную систему.
8. Главный топливный жиклер.
9. Поплавковая камера.
10. Впускной клапан ускорительного насоса.
11. Жиклер ускорительного насоса.
12. Рычаг ускорительного насоса.
13. Диафрагма ускорительного насоса.
14. Регулировочный винт ускорительного насоса.
15. Канал подачи топлива в камеру ускорительного насоса.
16. Топливный жиклер переходной системы.
17. Воздушный жиклер переходной системы.
18. Воздушный жиклер главной дозирующей системы.
19. Корпус распылителей.
20. Распылитель главной дозирующей системы
21. Малый диффузор.
22. Нагнетательный клапан распылителя ускорительного насоса.
23. Форсунка-распылитель ускорительного насоса.
24. Воздушная заслонка.
25. Канал сообщения пускового устройства с за дроссельным пространством.
26. Воздушный жиклер пускового устройства
27. Тяга, соединяющая пусковое устройство с воздушной заслонкой.
28. Воздушный жиклер системы холостого хода.
29. Диафрагма пускового устройства.
30. Регулировочный винт пускового устройства.
31. Игольчатый клапан поплавковой камеры.
32. Фильтрующий элемент.
33. Поплавок.
33. Топливный жиклер системы холостого хода.
35. Канал подачи топлива в систему холостого хода.
36. Регулировочный винт состава смеси при работе двигателя на холостом ходу (винт качества).
37. Переходные отверстия системы холостого хода.
Работа карбюратора при пуске и прогреве холодного двигателя
Для надежного пуска холодного двигателя необходимо сильное обогащение рабочей смеси из-за низкого качества смесеобразования, обуславливаемого низкими температурами деталей двигателя, топлива и воздуха и низкими скоростями воздуха, проходящего через карбюратор. Обогащение смеси обеспечивается пусковым устройством, работающим следующим образом.
При пуске двигателя (см. лист 14) рукоятку управления пусковым устройством вытягивают на себя до упора. Педаль управления дроссельными заслонками при этом трогать нельзя во избежание подачи в двигатель неконтролируемой избыточной порции топлива. При этом под воздействием троса 22 рычаг 24 поворачивается против часовой стрелки, телескопическая тяга 23 через рычаг 17 закрывает воздушную заслонку 16. Конец тяги 18, перемещаясь в прорези штока 19 диафрагмы 43 пускового устройства, занимает крайнее левое положение, а тяга 35, опускаясь вниз, поворачивает рычаг 31, который своим правым шипом воздействует на упор 29 рычага 33 и приоткрывает дроссельную 'заслонку 25 на необходимый угол. При прокручивании двигателя стартером возникающее при этом разрежение передается к отверстиям системы холостого хода и через приоткрытую дроссельную заслонку первичной камеры к распылителю главной дозирующей системы. Под действием этого разрежения топливо начинает интенсивно истекать из отверстий системы холостого хода и распылителя. Одновременно разрежение передается по каналу" 59 и жиклеру 41 в рабочую полость диафрагмы 43, однако оно еще не в состоянии преодолеть сопротивления возвратной пружины, и диафрагма остается неподвижной. В момент пуска двигателя (появление устойчивых вспышек) разрежение во впускной трубе резко возрастает, под действием которого диафрагма 43* со штоком 19 втягивается и с помощью тяги 18 и рычага 17 приоткрывает воздушную заслонку 16. Рычаг 17 поворачивается в сторону открытия заслонки, так как телескопическая тяга 23, имеющая внутри пружину, сжимается.
Крайнее вытянутое положение диафрагмы 43 определяется установкой регулировочного винта 42; установка винта производится на заводе и нарушать ее не следует. Для случаев, когда необходимо установить винт 42 самостоятельно, следует руководствоваться тем, что при полностью вытянутой рукоятке управления пусковым устройством и воздействии на тягу 8 в сторону пускового устройства воздушная заслонка должна при открываться, и зазор между ее нижней кромкой и стенкой входной горловины составлял бы 7—7,5 мм.
Все элементы пускового устройства подобраны таким образом, что воздушная заслонка при пуске и начале прогрева двигателя открывается или прикрывается автоматически, не допуская чрезмерного обогащения или обеднения смеси.
По мере прогрева двигателя воздушную заслонку полностью открывают, посте, пенно возвращая рукоятку управления пусковым устройством в исходное положение.
Система пуска карбюратора обеспечивает успешный пуск исправного и правильно отрегулированного двигателя без какой-либо предварительной его подготовки до температур -25°С.
Работа карбюратора на холостом ходу
На режиме холостого хода (см. лист 15) дроссельная заслонка 1 приоткрыта, при этом переходные отверстия 37 системы холостого хода находятся над верхней кромкой заслонки. Воздушная заслонка 24 открыта полностью. Разрежение из-за дроссельной заслонки 1 через отверстие в центре корпуса дроссельных заслонок и по каналу через регулировочный винт 36 передается к топливному жиклеру 34 сие. темы холостого хода. Под действием разрежения топливо, поступающее в эмульсионный колодец через главный топливный жиклер 8, поднимается к топливному жиклеру 34, частично смешивается с воздухом, поступающим через воздушный жиклер 28 системы холостого хода, вторично смешивается с воздухом, поступающим через переходные Отверстия 37, и через отверстие, регулируемое винтом 36, поступает во впускной трубопровод, двигателя. Уровень топлива в эмульсионном колодце понижается и становится меньше уровня в поплавковой камере. Разность уровней создает напор, под действием которого в данном случае происходит истечение топлива из главного топливного жиклера 8. На этом режиме разрежение в малом диффузоре у распылителя главной дозирующей системы незначительно и топливо в двигатель через него не поступает.
При снятии питания с электромагнитного клапана отверстие топливного жиклера 34 перекрывается запорной иглой и единый путь, по которому топливо может поступать в двигатель при закрытых до упора дроссельных заслонках и открытой воздушной заслонке, закрывается, чем и обеспечивается невозможность самопроизвольной работы двигателя.
Для регулирования оборотов холостого хода в карбюраторе имеется регулировочный винт 36 состава смеси и упорный винт 27 (см. лист 14), устанавливающий начальное открытие дроссельной заслонки первичной камеры. При завертывании винта 36 смесь обедняется, при завертывании винта 27 приоткрывается дроссельная заслонка.
Ввиду действующих в настоящее время норм по токсичности, ограничивающих предельно допустимое содержание окиси углерода (СО) на холостом ходу двигателя, регулирование оборотов холостого. хода необходимо проводить в строгом соответствии с заводской инструкцией, не допускающей увеличения выброса окиси углерода.
Регулирование оборотов холостого хода производят на станциях технического обслуживания. Это делают следующим образом, предварительно сняв ограничительную втулку. На прогретом, исправном и полностью укомплектованном двигателе с отрегулированными зазорами в клапанном механизме и правильной установкой зажигания при помощи винта 36 состава смеси устанавливают максимальные обороты холостого хода при данном положении упорного винт 27 (см. лист 14) дроссельной заслонки. Упорным винтом 27 устанавливают обороты холостого хода в пределах 750— 800 об/мин. Винтом 36 устанавливают концентрацию окиси углерода в пределах 1,5— 2,5% при данном положении упорного винта.
При отсутствии газоанализатора регулирование оборотов холостого хода производят следующим образом. Упорным винтом 27 устанавливают обороты двигателя в пределах 750—800 об/мин, а винтом 36 — максимальные обороты двигателя при данном положении упорного винта; упорным винтом 27 уменьшают обороты двигателя до 750—800 об/мин, заворачивая винт 36 состава смеси, добиваются работы двигателя с заметной неравномерностью и затем отворачивают винт 36 (на 30—60° не более) до достижения устойчивой работы двигателя.
Правильность регулирования проверяют также резким нажатием на педаль дроссельных заслонок и сбросом газа — двигатель не должен глохнуть.
После регулирования оборотов холостого хода на регулировочный винт необходимо установить ограничительную втулку красного цвета.
Работа карбюратора на режимах дросселирования
На режимах дросселирования работает в основном первичная камера, которая обеспечивает работу двигателя в широком диапазоне. Необходимый состав смеси лри этом обеспечивается совместной работой системы холостого хода и главной дозирующей системы.
По мере открытия дроссельной заслонки 1 первичной камеры переходные отверстия 37 попадают под действие за дроссельного разрежения и перестают работать в качестве воздушных жиклеров. Через них также начинает поступать топливо-воздушная смесь. При дальнейшем открытии дроссельной заслонки разрежение в распылителе увеличивается, топливо в эмульсионном колодце начинает подниматься и при достижении нижнего ряда отверстий эмульсионной трубки 6 захватывается воздухом, поступающим внутрь эмульсионной трубки через воздушный жиклер 18 главной дозирующей системы, и увлекается в распылитель 20. С этого момента начинается совместная работа системы холостого хода и главной дозирующей системы.
После того, как дроссельная заслонка 1 повернется примерно на 48° от первоначального положения, начинает открываться дроссельная заслонка 4 вторичной камеры. Обе заслонки приходят в положение полного открытия одновременно. Отсутствие провалов в работе двигателя обеспечивается переходными отверстиями 5 вторичной камеры.
Вторичная камера работает аналогично первой, за исключением работы на холостом ходу, так как отверстие 5 находится выше верхней кромки дроссельной заслонки, и разрежение из задроссельного пространства в каналы дозирующей системы не передается. Максимальное закрытие дроссельной заслонки 4 ограничивается винтом 37 (см. лист 14), положение которого регулируют на заводе. После регулирования винт 37 закернивают.
Работа карбюратора на режиме полной нагрузки. Дроссельные заслонки открыты полностью
При полном открытии дроссельных заслонок разрежение в каналах холостого хода первичной камеры и в каналах переходной системы вторичной камеры падает, а в малых диффузорах возрастает, в результате чего топливовоздушная смесь интенсивно истекает из распылителей. Вследствие наличия воздушных жиклеров 18, имеющих большие проходные сечения, а также весьма больших проходных сечений каналов распылителей и канала, соединяющего распылитель с эмульсионным колодцем, разрежение а колодце все же остается меньшим, чем разрежение в области отверстий 37. Поэтому система холостого хода и переходная система вторичной .камеры работают как топливные и излишнего переобеднения смеси не происходит, однако количество топлива, поступающего на этих режимах в двигатель через упомянутые системы, незначительно.
Для обогащения смеси на режиме разгона служит ускорительный насос, который осуществляет впрыск дополнительной порции топлива в воздушный поток, проходящий через карбюратор. Топливо в рабочую полость насоса поступает из поплавковой камеры 9 через впускной шариковый клапан 10 и жиклер 11. При резком открытии дроссельной заслонки кулачок 54 (см. лист 14) привода ускорительного насоса поворачивается и воздействует на рычаг 55, который сжимает пружину, помещенную внутри телескопического стакана рабочей диафрагмы 57, Разжимаясь, пружина плавно перемещает диафрагму 57, чем обеспечивается затяжной впрыск топлива. При перемещении диафрагмы 13 (см. лист 15) насоса топливо через канал 2 поступает в нагнетающий клапан Д2 и далее через форсунку-распылитель впрыскивается в первичную смесительную камеру карбюратора. Кулачок 54 (лист 14) имеет специальный профиль, благодаря чему обеспечивается двойной впрыск топлива, причем второй впрыск совпадает с началом открытия дроссельной заслонки 4 камеры. Ось рычага привода ускорительного насоса может устанавливаться на крышке ускорительного насоса в положения, обозначенные цифрами 1 и 2, что зависит от регулировки, принятой на заводе-изготовителе.
24.12.04.