NIVA-FAQ  ФОРУМ  | НОВИНКИ FAQ  |  КАРТА САЙТА  |  ПОИСК ПО САЙТУ   
 Особенности компоновки системы питания ВАЗ-2131-41
 Автор Leo2131

Итак, предмет наблюдений - "крокодил" с двигателем 21214-10 с системой питания с распределенным попарно-параллельным впрыском топлива, управляемой ЭБУ Bosch MP7.0H - он же исполнение 41 всем известной "тридцать первой". В чем отличия компоновки системы топливоподачи от 21214-20 ("короткая" машина с таким же мотором и ЭСУД)?

Понятно, что длиннее трубки и жгуты электропроводки. Но в "тридцать первых" еще и по-иному расположен топливный бак - он большего объема, и более глубокая его часть располагается не ближе к носу автомобиля, а напротив - ближе к корме. Именно в ней, понятно, и закреплен погружной электрический бензонасос - абсолютно идентичный примененному на 21214.

Насосы бывают двух типов - с маркировкой на фланце "УТЕС" и выбитым каталожным номером, начинающимся с цифр 21214, а также более старые, у которых фланец имеет не серебристо-оловянный, а бронзовый оттенок, наружной маркировки, кроме стрелки, указывающей направление установки, нет. Разные и разъемы на фланце - у "Утеса" овальный горизонтально ориентированный четырехконтактный разъем белого цвета, в который вставляется "хвост" длиной сантиметров 10-12 с квадратным четырехполюсным разъемом (розовый, лиловый, серый и черный провода). У безымянного изделия (замечу, оно дороже минимум на треть - скорее всего, ведет свою родословную еще от систем GM) - на фланце намертво заделанная фишка грязно-желтого цвета, из которой идет такой же "хвост" в 10-12 см длиной с четырехконтактным разъемом, описанным выше. То есть, по посадочным местам и подключению ЭБНы идентичны - отличаются только шириной топливозаборника (у "Утеса" шире, и это лучше - меньше вероятности перекрытия присосавшейся грязью).

Датчики уровня топлива и контакты включения лампы аварийного резерва топлива идентичны, поплавки - тоже, отличаются только цветом пластмассы.

Как добраться до насоса на "крокодиле" с распределенным впрыском?

К счастью, проектируя кормовую часть этого автомобиля, ВАЗовские разработчики проявили больше ума и фантазии, чем обычно. Для доступа к ЭБН в 2131-41 не надо полностью снимать пластину, закрывающую бензобак - она в длинной Ниве сложной формы, плюс к тому именно к ней крепятся подушка и спинка заднего сиденья, и ответные части (замки) задних ремней безопасности.

Итак - два пути. Либо нужно начинать с разборки пластиковых накладок всей кормы (порожек багажника, нижние края боковин, накладки арок задних колес) и извлечения ковролина, которым покрыт пол багажного отсека (ковролин заходит на спинку заднего сиденья и крепится там накладками на саморезах) - либо поступить согласно старому совету из какой-то книжульки по зубилкам - вооружившись трафаретным ножом, отрезать ковролин, прикрепленный к спинке, от куска, лежащего горизонтально. Это резко снижает трудозатраты при доступе в багажный отсек, и ничего не меняет для владельца - ведь практически у каждого из нас в багажнике живет коврик-корыто, а длинномеры мы возим пару раз в год по обещанию, и не так часто таскаем их волоком по багажнику...

Снимаем спинку заднего сиденья: для этого надо отвернуть два болта М6 с головкой на "10", крепящие петли спинки к ушкам-скобам на защитном кожухе бензобака. Спинку вынимаем вместе с куском ковролина с пола багажника - или, если решились и произвели хирургическую операцию, описанную выше - отдельно, а ковролин в багажнике аккуратно выводим из-под накладок арок задних колес и отворачиваем в направлении кормы, открывая доступ к "гребню" - отштампованному на кожухе бензобака поперечному профилю.
Отвернув три болта на "17", снимаем и откладываем в сторону ПРАВУЮ ПО ХОДУ усиливающую коробчатую продольную накладку пола вместе с замками ремней безопасности.

Теперь внимательно смотрим на правую по ходу автомобиля половину поперечного ребра жесткости. Часть этого ребра представляет собой люк, посаженный на восемь винтов М5 с головкой "под крест". Винты ввернуты в закладные гайки накладки бензобака. Сразу предупреждаю - поддаваться они будут нелегко, так как от души прокрашены. Мне, например, так и не удалось вывернуть до конца два самых нижних (ближних к носу автомобиля) винта, и люк открывали, слегка выгибая нижнюю кромку накладки...

После снятия люка открывается чудный вид на ЭБН - у 2131 он, в отличие от короткой машины, стоит не в углублении - подштамповке бака, а на приливе. Доступ к фланцу прекрасный - трубки, правда, откручивать и затягивать немного неудобно, мешает кромка накладки - но вполне возможно. Подлезается.

На насосах "Утес" лучше отключать перед снятием для проверки или замены тот разъем, что стоит на корпусе фланца, не трогая четырехконтактник. Если дернуть последний, разъединятся две хилые "папы-мамы", лежащие между бензобаком и накладкой - переходник от жгута 2131 (серо-красный и розовый провода от панели приборов) к фишке ЭБН (лиловый и розовый) - и умрут лампа и показометр на панели приборов. В случае с "безымянным" изделием альтернативы нет - придется аккуратно и нежно подтягивать на себя квадратный четырехконтактник и столь же нежно его расстыковывать - иначе неизбежно снятие накладки бака целиком...

Насос свободно извлекается и устанавливается через люк. При замене или обратной установке жизненно необходимо применение герметика - иначе почти стопроцентно гарантирована течь по шпилькам и из-под прокладки насоса - работающая "обратка" создает в баке изрядное избыточное давление.

Внимательно следим за тем, как проложены соединительные шланги системы - даже незначительный перегиб способен снизить эффективность топливоподачи. Причем не только в корме, но и в моторном отсеке - именно такой случай, ошибочно принимаемый долгое время за "глюки" управляющей электроники, маршрутного бортового компьютера Штат БК-214 либо блокировок охранных систем, привел у меня к скоропостижной смерти стартер нового образца с планетарным редуктором (его нельзя долго крутить, а приходилось это делать постоянно - поскольку ввиду отсутствия давления в рампе двигатель начинал "схватывать" только на пятый-шестой раз, а запускался на седьмой-восьмой...).

Последовательно устраняя воздействие сторонних электронных систем и элементов управления, пришел к выводу, что дело все же в недостаточном количестве топлива, подаваемого в двигатель - этому же выводу способствовал и резкий провал при интенсивном разгоне после 4500 об/мин. по тахометру на второй и третьей передачах.

Регулятор давления топлива на рампе оказался исправным, но... работающим только наполовину, поскольку его вакуумный шланг не сообщался с полостью ресивера - трубка отвода разрежения была залита тем же компаундом, каковым зафиксирована в посадочном гнезде. Гвоздик сделал свое дело - теперь работает.

Гипотеза о неисправном ЭБН отпала после того, как в моторном отсеке был обнаружен переходной шланг, изогнутый на 90 градусов. Видимо, одна из трубок, использованных в схеме топливоподачи, оказалась длиннее, чем нужно (плохо подбирали, учитывая лишних полметра базы) - и шлангу стало некуда деваться...
Проблема легко решается подбором идентичных по посадочным местам шлангов и трубок 2109 - они есть в продаже в любом приличном магазине автозапчастей.

Плюсы проведенного "лечения" - пропала перегрузка бензонасоса, стабилизировалась топливоподача в переходных режимах (трогание, разгон в гору, маневрирование при парковке) и на режимах, близких к оборотам максимальной мощности, восстановилась нормальная эластичность двигателя.

Минус - слегка вырос расход топлива, что естественно - и... появился "эффект газировки", которого раньше не было - потому как вообще не работала "обратка" - давления еле-еле хватало для работы форсунок, чего сливать-то? :)

Совет всем, у кого появляются трудности с пуском или работой мотора на каких-то режимах - не ограничивайтесь высокоумной электронной диагностикой. Манометр, подключенный к штуцеру топливной рампы, порой не менее, а иногда и более информативен, чем тестеры различного рода. И забывать об этом способе проверки здоровья мотора совсем не лишне....

Leo 2131 26.05.03.