NIVA-FAQ | ФОРУМ | НОВИНКИ FAQ | КАРТА САЙТА | ПОИСК ПО САЙТУ |
Управление электровентилятором охлаждения Автор MOHCTPOXOD |
На моей машине электровентилятор является не вспомогательным, а основным. Это обуславливает несколько другой подход к управлению его включением, чем при схемах, когда он является дополнительным, описанным в FAQе по Нивам. Есть несколько причин, почему я отказался от принудительного вентилятора. Во-первых, это. конечно, для преодоления бродов. Принудительный вентилятор под водой начинает месить воду, лопасти загибаются, размолачивают радиатор, ломаются. Вторая причина - это шум и вибрация от стандартного Нивского вентилятора. Когда я его снял, стало просто на порядок тише. Что касается необходимости охлаждать выпускной коллектор, тут я не совсем согласен, так как, например, в Самарах коллекторы вообще с задней стороны мотора, и на них ничего не дует.
Купленный мной электронный блок управления электровентилятора погиб смертью храбрых. Подключил я его ещё в начале зимы, а вот отрегулировать так и не дошли руки, так как зимой вентилятор Ниве оказывается и так не нужен, даже при плюсовой температуре. Когда у меня дошли-таки руки до регулировки блока управления, блок просто напросто сгорел. Прикинув, что в машине, в которой, возможно, придётся лезть в болото, в общем, лучше иметь как можно меньше электроники, я решил вернуться к простой схеме с биметалическим датчиком. Врезать вставку я решил в нижний шланг. Так как это всё-таки основной вентилятор, то ему надо контролировать температуру ОЖ на выходе из радиатора. Секрет в том, чтобы подобрать датчик на правильную температуру. Вставку для датчика я купил от Газели. Её пришлось подпилить и приварить к ней две трубки под ВАЗовский диаметр шланга, наискосок под нижний патрубок. Датчик поставил 92-87 градусов, хотя, наверное, надо поставить на более низкую температуру, так как по прибору он включается тогда, когда стрелка находится немного правее отметки 90, правда не отрываясь от самой отметки.
Схема включения приведена на рисунке. В качестве переключателя я взял обычный тумблер типа ON-OFF-ON. В нижнем положении (0) Вентилятор включается автоматически, в среднем (1) всегда выключен (для преодоления бродов). Воды в преодолеваемом водоёме всегда хватит чтобы охладить радиатор. В принципе, в любом случае электровентилятор выключается сразу после погружения в воду. И в верхнем положении (3) вентилятор включен постоянно. 1 - аккумулятор. 2 - электродвигатель вентилятора. 3 - реле включения вентилятора 4 - предохранитель 15 А. Я использовал флажковый предохранитель в корпусе. 5 - контрольная лампа включения электровентилятора. 6 - биметалический датчик. 7 - клемма 15 замка зажигания. Вообще, можно использовать + питания при включённом зажигании, который подведён к панели управления Нивы. Это желтый провод с синей полосой. Провод в силовой сети питания электродвигателя должен быть не тоньше 2,5 квадратных миллиметров. Запитывать силовым проводом лучше непосредственно от аккумулятора, потому, как остальная сеть и без того перегружена так, что напряжение проседает, надо ставить провода большего сечения. Одного лишнего мощного источника может и не выдержать.
MOHCTPOXOD, 05.04.03. Взято с сайта http://www.mzma.net/m/avto/niva.php с разрешения автора.