NIVA-FAQ  ФОРУМ  | НОВИНКИ FAQ  |  КАРТА САЙТА  |  ПОИСК ПО САЙТУ   
 Сдвоенный электровентилятор с ШИМ-контроллером
 Автор xxxxRPM

О преимуществе электровентиляторов, а тем более сдвоенных, рассказывать не стоит, так как толку от них больше во всех отношениях.

Были приобретены сдвоенные вентиляторы WALEE-95 21214-1300024 с моторами 1308008. Принесли домой, подключили к блоку питания, смотрим на амперметр ток потребления: 20 А/14 В! И это в тепличных домашних условиях. Дуют при этом неслабо.

Разобрали электромоторы, полностью их осмотрели - ничего подозрительного. Так как заранее предполагалась гидроизоляция электромоторов, промазали сначала силиконом торцы корпуса в местах прилегания крышек, вставили 4 болта и без усилия притянули крышки. Электромоторы без вентилятора подключили к блоку питания, и по минимальному показанию амперметра стали последовательно подтягивать гайки крепления крышек, при этом добиваясь максимальных оборотов электромотора.

При наилучшем уровне затяжки гаек ток потребления составил 3 А/14 В. И так же еще один раз с другим электромотором.

Далее установили электромотор в раму и насадили крыльчатку, подключили питание, и чудо - ток потребления 12 А/14 В, то есть минус 8 А! Дуть при этом стали еще лучше. Так что выводы делайте сами.

Вновь разобрали электромотор и сделали полную гидроизоляцию корпуса, покрыв акриловой мастикой все отверстия и технологические дырки. Проверили качество гидроизоляции вакуумным насосом (разрежение не падает), ставим все эти дела на место и закручиваем. Все! Карлсоны готовы:

Далее возник вопрос, как подключить карлсоны в бортовую сеть. Рассмотрели все известные способы, был выбран самый сложный и лучший. Т.е., используя датчик температуры охлаждающей жидкости для двигателей, оснащённых (ЭСУД). Датчик тип 23.3828 М12/1.5 вставляется в отводящий патрубок рубашки охлаждения:

Ну и ШИМ-контроллер управления скоростью вентиляторами собственной разработки:

Про него чуть подробнее:
- микроконтроллерное управление;
- напряжение питания 8-24 В;
- ток потребления в дежурном режиме 20 мА;
- мягкий старт электромоторов вентилятора (ШИМ-управление), число оборотов вентиляторов зависит от температуры ОЖ;
- два независимых силовых канала управления вентиляторами 100 А (по два ключа IRFP054N на канал);
- температура включения контроллера регулируется с +80 до +110 оС с дискретностью 0,1 оС, контроль - красный светодиод, откалиброван цифровым термометром WT-1;
- график кривой нарастания оборотов вентилятора изменяется по необходимости: гипербола, парабола, линейно;
- целостность и работа каждой цепи вентиляторов контролируется зеленым светодиодом;
- отдельным переключателем на корпусе контроллера (3 положения) выбирается работа вентилятора: принудительно включен - автомат - выключен;
- через разъем DSUB-9 все управление и контроль дублируется в салоне.

Готовимся к инсталляции. Вентилятор, кабели, датчик, блок управления:

Инсталляция завершена, патрубки протянуты, просиликонены, залит антифриз. Вентиляторы установлены на штатное место и подключены к ШИМ контроллеру:

Датчик температуры установлен в верхний патрубок на выходе из мотора:

ШИМ-контроллер прикручен на свое постоянное место, его силовой разъем подключен. Установлен также защитный пакет предохранителей вентиляторов на 25 А, 4 шт.:

Общий вид слева и справа:

Испытания ШИМ-контроллера, настройка температуры срабатывания и калибровка ранее уже проводились и выставлены следующие параметры:
- температура включения контроллера +90 оС (включение генерации ШИМ сигнала);
- температурное окно-пауза +1...+1.5 оС;
- температура включения вентиляторов +91,5 оС; 
- кривая нарастания оборотов - линейно; 
- максимальные обороты электромоторов достигаются при +93,8 оС.

Проведено испытание при температуре воздуха +45 оС. Перед гаражом стоим под открытым солнцем, XX обороты 20 мин. В движении вокруг гаражей 1 передача 2000-2500 об/мин 15 мин с целью выяснения:
- эффективности и стабильности работы системы в целом; 
- проверки скорости обратной связи (реагирование на колебания температуры) по цепочке Мотор-ОЖ-ДТ-Контроллер-Вентиляторы-Радиатор-ОЖ-Мотор-ДТ.

В результате получен превосходный результат: мгновенная реакция, сдвоенные вентиляторы на ХХ раскручивались на 20-25%, в движении на 30-35% оборотов. Температура ОЖ удерживалась в диапазоне от + 91 до +93 оС.

Система рассчитывается на последующую установку кондиционера.

После необходимой доработки контроллера предполагается, что вентиляторы будут, раскручивается в движении не более чем на 60-65% от своей производительности.

Наблюдение:
1) На ХХ оборотах мотор греется-остывает быстрее и чаще, чем при движении.
2) Температура ОЖ +91 оС, вентилятор выключен, останавливаем мотор и через 10-15 сек. из недр двигателя поднимается тепло к ДТ, который определяет температуру как +94...+95 оС, после чего вентилятор крутится на максимальных оборотах 5 минут потом 3 на средних и 1 минуту на малых. Датчик температуры в районе 4 цилиндра показывает около +93 оС.

Вывод:
При работающем моторе температура ОЖ (зависит от ее свойств и качества) ниже, чем температура двигателя, на 1-2 оС.

Следствие:
Необходимо смещение диапазона графика работы системы на 2 градуса ниже, что и было сделано.

Заключение:
Таким образом, имеем законченное устройство (прототипы которого можно обнаружить в сети), которое способно удерживать температуру мотора с точностью +-1 оС, и предотвращать такие нежелательные режимы при работе мотора, как термоудары, так и перенагрузку на бортсеть и высокие пусковые токи электромоторов, что не увеличивает ресурс последних.

На текущий момент проехали 200 км. Отклонений от заданных параметров нет.

09.07.07.

От Ведущего FAQ. Обращаю внимание, что в бортовой сети автомобиля по ГОСТу могут быть выбросы до 160 В. Наблюдались иголки и до 600 В. Вот что писал 01.11.2000 на автору Витим по поводу другой схемы, но...

"Рано или поздно её "вышибет" очередная импульсная помеха от которой я не вижу защиты. Чисто теоретически выброс полярностей может достигать 160 вольт при длительности 1- 2 мс. На исправном автомобиле. На практике, все гораздо хуже. До 600 вольт и t - 0,1 с. Именно с этим я столкнулся в 1990 - 1992 г. , как руководитель кооператива выпускающий регуляторы плавного хода стеклоочистителей (от 0 до 3 мин задержки). Через 3 месяца, после начала продаж пошёл массовый возврат продукции из-за пробоя тиристоров".

При подключении контроллера необходимо принять меры для предотвращения выхода его из строя из-за этих выбросов. Для питания ШИМ-контроллера это сделать несложно, но защитить выходные ключи IRFP054N - проблематично...

ALER.