NIVA-FAQ | ФОРУМ | НОВИНКИ FAQ | КАРТА САЙТА | ПОИСК ПО САЙТУ |
Боковые габариты, дополнительные поворотники. Установка и подключение Автор Baton055 |
На данную доработку подтолкнула необходимость замены заводских повторителей - через пару лет эксплуатации в передних боковых повторителях поворотов стала скапливаться вода. Причинно-следственная связь выглядит следующим образом. С завода изначально был перетянут крепеж - на промежуточных черных пластмассовых кожухах гайки (гайка М5 с зубчатым буртиком) оставили глубокое промятие. От корпуса повторителей отломились крепежные винты, оставившие сквозные отверстия. Повторители долгое время держались на "честном слове"...
Являюсь обладателем авто ВАЗ_213100, поэтому по примеру некоторых "крокодиловодов" решил также (заодно) дополнительно установить задние боковые повторители. У тех, с кем доводилось общаться, практически идентичное мнение: "Заметность повысилась, хуже точно не стало...". Для того и приобрел четыре желтых поворотника 2106 (ОСВАР) и две прокладки. Ранее был неудачный опыт эксплуатации плафонов стороннего производителя, поэтому и искал именно ОСВАР.
Повторители поворотников на замену оказались в "свободном полете" в гараже, поэтому и время на их доработку не было лимитированным... Идея витала давно, но в зачаточном состоянии - авто темное, светотехника стандартов полувековой давности, аварийных ситуаций из-за низкой заметности так же хватало. Когда-то присматривался к боковым желтым габаритам от фур под установку в боковые клыки бамперов, но так и не решился.
Решил, что стоит подсвечивать именно внутреннюю поверхность поворотников, дабы был ненаправленный мягкий рассеянный свет. В качестве источника света выбраны ЖЕЛТЫЕ яркие светодиоды (те, что в прозрачном корпусе). На один поворотник два последовательно соединенных светодиода с добавочным токоограничивающим резистором R~630 Ом (I~15 мА/14 В). Номинал R произвольный от 500 до 800 Ом (выше - темнее), мощность от 0,25 Вт:
В корпусе поворотника вплотную к цилиндрической части, сверлим пару отверстий ~Ф5 (зависит от приобретенных светодиодов), продуваем. Вставляем ранее согнутые под прямой угол светодиоды (проще будет, если все светодиоды будут согнуты в одну сторону), временно фиксируем пластиковой стяжкой. Контролируя направление светового пучка светодиода, шевелим его добиваясь параллельности света продольной оси поворотника, для этих целей удобно использовать 3-вольтовый литиевый элемент питания типа CR2032. Далее я фиксировал светодиоды (с герметизацией дополнительного отверстия) термоклеем (у меня был черный), возможно, конечно, и герметиком, но придется ждать полного высыхания до следующих операций:
Далее необходимо зафиксировать (заизолировать) ножки светодиодов к белому цилиндру (после остывания термоклея или высыхания герметика - временные стяжки можно снять). Решил использовать термоусадочную трубку (с клеевым подслоем - держит намертво, но размер великоват и цена за м/п тоже - просто была на работе). Оказалось, что белый пластик очень легкоплавкий и при легком перегреве строительным феном "течет", на нескольких поворотниках потом пришлось слегка рассверливать посадочные отверстия под патрон (опять продувка)... Как вариант - можно использовать "дешевую" тонкую тянущуюся изоленту в несколько перекрывающихся слоев:
В качестве соединительной перемычки между светодиодами - добавочный резистор в кембрике (следить за соблюдением полярности). Чтобы сохранилась возможность оперативного отключения "подсветки", снятия поворотника, повышения удобства подключения, использовал разъемный соединитель под пайку от RGB-светодиодных лент, подобных для монотонных лент в свободной продаже не встречал. В отличие от соединителей питания LED-лент он обладает "замком-фиксатором" препятствующим разъединению при вибрации и натяжке (лишнюю пару проводков откусил - дабы не мешались), соединение также защищено кембриком. В приобретенных "дубовых" прокладках поворотников, пришлось слегка увеличить внутренние отверстия, родные "мягкие" садились без проблем, так что дополнительные поворотники лучше ставить в теплую погоду. Снятию/установке патрона ничего не мешает, просто надо быть аккуратнее, да и сама операция очень редкая.
На фото два идентичных поворотника: в левом включены только "габариты", в правом только ЛН 4_Вт. Считаю, что спутать габарит с поворотником - маловероятно из-за большой разницы в яркости свечения.
В замене передних поворотников нет никаких проблем, да и дополнительное подключение габаритов можно сделать позднее - путей много - выбирай на вкус (запараллелить к передним габаритам).
При подключении задних боковых габаритов RGB-разъем пришлось нарастить проводом типа ПВС_2*0,75 мм2 примерно по 50 см (сечение не по нагрузке, а по возможности присоединения прокалывающими ответвителями типа ОВ-1).
Опыт эксплуатации
Пояснение: в задних габаритах стоят стандартные ЛН 4_Вт. Четко просматривается задний габарит в боковые зеркала заднего вида, но только при небольшом наклоне в сторону соответствующего зеркала, тоесть в обычном режиме водителю о себе не напоминают. Боковые габариты при виде сзади/спереди стали дублерами заводских габаритов, считаю что надежность дополнительных повыше родных задних часто подводящих лампочек... На виде сбоку (снято примерно с 10 метров), родные габариты практически не заметны (даже при мощных всенаправленных LED-лампах в передних габаритах).
За полтора месяца эксплуатации замечены "зависающие" на девайсе взгляды сервисменов, сотрудников ГИБДД и некоторых прохожих, однако вопросов пока не возникало. Перед техосмотром, на всякий случай, недолго и соединители RGB поскидывать (сзади - через штатные лючки).
Установка и подключение дополнительных повторителей поворота
Задние дополнительные повторители поворотов установить конечно проблематично, необходимо "достать" подходящий инструмент. Возможно и без снятия обшивки багажника, только придется запастись большим терпением, запасными гайками М5, и прочим...
В разметке крепежных отверстий, в конце "желоба", проблем нет. У меня не было шильдика "4х4" (давным-давно ставили красные катафоты), владельцам оного стоит отталкиваться от его точек крепежа. Самое проблематичное - сделать центральное отверстие (подобрать инструмент) - в передних крыльях оно больше "юбки" прокладки. Постарался повторить, если нет такой возможности, то "юбку" придется обрезать.
В качестве инструмента под изготовление отверстия, можно использовать ступенчатое коническое сверло до Ф30-32 мм (~1500 р.) или коронку по металлу Ф30-35мм (~500 р.) с соответствующим мощным шуруповертом (с трещёткой ограничения момента - спасает при заклинивании), + пара мощных магнитов в пакетиках, внутри авто: ловить стружку}; просекатель нерж. моек под смесители (диаметр 35 мм) - например из Икеи (~650 р.)(http://www.ikea.com/ru/ru/catalog/products/28512100/) или еще что-нибудь...
Дополнительные повторители поворотов подключил
напрямую к жгутам задних фонарей при помощи ответвительных проколок типа ОВ-1. При данной мизерной дополнительной нагрузке примерно через 1500 км
в жаркую погоду (+28оC) начало "моросить" реле поворотов 494.3747, стоявшее с завода (наработка ~52000 км). Реле производства
ОАО "АВТОЭЛЕКТРОАРМАТУРА" (ОАО "АВАР"). Мнение технической службы данного завода - однозначное:
"...Информация о номинальных нагрузках имеется на сайте в разделе описания данного реле по адресу
http://zavodavar.ru/catalog/7/207
(и на корпусе реле то же).
Любые отклонения от номинальных нагрузок, как в меньшую, так и в большую сторону, не допускаются.
Подключение дополнительной нагрузки напрямую к выходу реле, например, дополнительные указатели поворота на прицепе, приведет к снижению ресурса реле (в том числе и к «зависанию» при включении аварийной сигнализации) и отказу производителя от гарантийных обязательств.
--
С уважением,
Алексей ******
Заместитель начальника технического отдела
ОАО "АВАР"
И все-таки я считаю, что (касаемо дополнительных повторителей поворотов на авто) проще и дешевле впоследствии поменять реле поворотов, чем тянуть в багажник отдельный постоянный "+" и развязывать цепи при помощи двух дополнительных промежуточных релюшек... Возможно, что мне просто несколько не повезло и последующие реле поворотов окажутся более живучими... Общался с единомышленниками (в установке доп. поворотников) - говорят, что проблем с релюшкой не было... В случае повторения проблем с реле поворотов, следующим действием будет добавление параллельного резистора к встроенному измерительному шунту, дабы привести в к стандартному падение напряжения при увеличившейся нагрузке (+7% от номинальных значений). Данная дополнительная нагрузка скорее повлияет на работу электронной начинки реле, чем на ресурс встроенной электромагнитной исполнительной релюшки.
В вопросе подключения поворотников прицепа, полагаю, что если заморачиваться с установкой розетки прицепа, то стоит подключение всех ламп (в т. ч. и поворотников) делать с отдельным силовым питанием и управлением через доп. реле.
18.08.15.