NIVA-FAQ | ФОРУМ | НОВИНКИ FAQ | КАРТА САЙТА | ПОИСК ПО САЙТУ |
Доработка схемы указателей поворота и аварийной сигнализации Автор AlexM из конф. "ЗР" |
К этой идее меня подтолкнули обстоятельства. Ехал на дачу - вдруг закончился в баке бензин. Как я не обратил внимание на индикатор уровня топлива, понять не могу - первый раз такое! Короче, пришлось ловить буксир…
Висеть "на галстуке" с непривычки оказалось неприятно. Малая дистанция, необходимость точного повтора маневров буксира, держало меня в сильном напряжении. А ведь надо еще, едущих сзади водителей как-то предупредить о маневрах, им же за моим автомобилем не видно сигналов буксира. Для этого приходится отвлекаться от дороги - нажимать кнопку аварийной сигнализации, включать зажигание, "переключать" повороты. Ведь известно, что на наших машинах (у меня "Нива"), когда лампы аварийной сигнализации (они же - лампы указателей поворота) включены, правый и левый указатели поворота работают синхронно. Значит, для того чтобы показать всем свой маневр, надо выключить аварийную сигнализацию, повернуть ключ зажигания и включить переключатель поворота. Соответственно, после маневра - снова включить аварийную сигнализацию и выключить зажигание. Понятно, что бесконечное манипулирование кнопками раздражает (особенно на буксире) и отвлекает внимание.
Неудивительно, что после такой поездки, я немедленно занялся усовершенствованием электрики. Появилась идея, повышающая внешнюю информативность активной безопасности автомобиля, - и новая схема, которая избавляет водителя от метания между кнопками, а порядок включения указателей поворота теперь не отличается от привычного. Например: при включении правого поворотника, при включенной аварийной сигнализации, лампы левой стороны автомобиля выключаются, а при возврате переключателя в среднее положение - опять включаются.
В схему я добавил два диода с прямым током не мене 5 А и два пятиконтактных реле - они дополнительно уменьшают токовую нагрузку на контакты подрулевого переключателя указателей поворота. Как диоды и реле подключены, можно понять на примере схемы "Нивы 21213".
Как видите, подключить нетрудно (инструкция вариант №1 и вариант №2). А польза ощутимая: причем, не только для вас, но и для окружающих.
В выходной, 14 июня, наконец, нашел время доработать схему своего авто. На переделку ушло не более полутора часов, с перекурами. Доработанная схема стала работать сразу, выходит, я нигде не ошибся. :-)))
На схемах:
1 - реле - прерыватель указателей поворота и аварийной сигнализации.
2 - выключатель аварийной сигнализации.
3 - подрулевой переключатель указателей поворота.
4 - дополнительные пятиконтактные реле.
5 - дополнительные диоды на ток не менее 5 А (установил диоды Шоттки SP540, 5 А, 40 В, Uп = 0,57 В).
А - работа штатной схемы | Б - работа доработанной схемы |
Замок зажигания в положении "Стоянка". На Пр. №2 нет напряжения. На Пр. №9 - 12 В. |
|
Замок зажигания в положении "Зажигание". На Пр. №2 и Пр. №9 напряжение 12 В. Питание подается на реле поворота, а на доработанной схеме и на дополнительные реле. |
|
Подрулевой переключатель в положении левого поворота. С подключенными лампами реле поворотов начинает работать. |
|
Подрулевой переключатель в положении правого поворота. С подключенными лампами реле поворотов начинает работать. |
|
Замок зажигания может быть в любом положении. Аварийная сигнализация включена, при этом цепи правых и левых ламп поворотов замкнуты. Лампа выключателя горит в противофазе с лампами поворота, так как от них "получает" массу. |
|
Подрулевой переключатель в положении левого поворота. В штатной схеме мигают все лампы, а в доработанной - отключились цепи правах ламп, лампа в выключателе аварийной сигнализации горит постоянно. |
|
Подрулевой переключатель в положении правого поворота. В штатной схеме мигают все лампы, а в доработанной - отключились цепи левых ламп, лампа в выключателе аварийной сигнализации горит постоянно. |
|
P. S. Предложил эту идею в рубрику "Советы бывалых" журнала "За рулем", материал (одна схема и 4...5 поясняющих предложений) был готов еще к февральскому номеру 2003 г., но что-то не складывается с публикацией. Похоже этот совет никогда не появится на страницах журнала. :-(((
Последовательность работ по доработке схемы. Вариант №1.
Для справки, старая и новая схемы:
Инструменты: крестовая отвертка, паяльник, устройство для обжима клемм, тонкое шило, бокорезы, технический фен, ключ “на 10".
Материалы: два пятиконтактных автомобильных реле, два диода на ток не менее 5А, провод 0,75 мм, клеммы (мама) под колодки – 4 шт., простые – 7 шт. и одна под винт М6, термоусадочный кембрик, п/в изоляция.
Порядок работ:
Работа закончена.
Последовательность работ по доработке схемы. Вариант №2.
Этот вариант доработки схемы включения указателей поворота и аварийной сигнализации отличается от
варианта №1 тем, что большую часть работы можно сделать не в автомобиле, например, дома. А именно, дома можно изготовить модуль, состоящий из двух реле и двух (папа, мама) восьми штекерных колодок, которые используются для соединения трехрычажного подрулевого переключателя со жгутом в панели приборов.
Принципиальная схема модуля:
Обозначения на схеме:
1 - реле для левых ламп поворота;
2 - реле для правых ламп поворота;
3 - колодка (мама);
4 - колодка (папа);
5 - вид на колодку и порядок штекеров по схеме ВАЗ-21213;
а - провод идущий к выключателю аварийной сигнализации.
Монтажная схема модуля:
Обозначения на схеме:
1 - реле для левых ламп поворота;
2 - реле для правых ламп поворота;
3 - колодка (мама);
4 - колодка (папа);
а - провод идущий к выключателю аварийной сигнализации.
Изготовления модуля.
Инструменты: устройство для обжима клемм, бокорезы, технический фен.
Материалы: два пятиконтактных автомобильных реле, две колодки (мама, папа), провод 0,75 мм, клеммы (мама) под колодки – 8 шт., клеммы (папа) под колодки – 8 шт., простые (мама) – 9 шт. и одна под винт М6, термоусадочный кембрик, п/в изоляция.
Порядок работ:
Монтаж модуля в автомобиль.
Инструменты: крестовая отвертка, паяльник, устройство для обжима клемм, тонкое шило, бокорезы, технический фен, ключ "на 10".
Материалы: собственно модуль, два диода на ток не менее 5А, провод 0,75 мм, клеммы (мама) под колодки – 1 шт., простые (мама) – 1 шт., термоусадочный кембрик, п/в изоляция.
Порядок работ:
Работа закончена.
Взято из http://alexm.za.ru/htm/kopilka/kopilka.htm с разрешения автора.
17.09.03.