NIVA-FAQ  ФОРУМ  | НОВИНКИ FAQ  |  КАРТА САЙТА  |  ПОИСК ПО САЙТУ   
 Дополнительные тумблеры
 Авторы fanngorn, RaFaeL-NN

После установки большого количества дополнительных электропотребителей (вентилятор охлаждения, электропомпа, много дополнительного света) появилась необходимость всем этим как-то управлять. Дополнительные тумблеры на штатных местах быстро исчерпали свои возможности и вскоре уже были не в силах управлять нештатным электрооборудованием, количество которого увеличивалось в геометрической прогрессии. Требовалось как минимум 7 отдельно работающих тумблеров вкл/выкл и один вкл/вкл/выкл.

После некоторых раздумий задачу решил, о чем сейчас и расскажу.

Для работы потребуются: острый нож, плоскогубцы, бронзовые соединители проводов в пластиковой оплётке, штекеры типа "папа", термоусадочный кембрик, дрель со сверлом 12 мм и много секундного клея (я использовал "Момент" и "Момент-гель").

Сначала занялся нижней частью панели.

Тумблеры, которые предполагалось установить, снял со старого телевизора советских времён. На мой взгляд, по надёжности с ними не сравнится ни один из тех, что можно купить в магазинах.

[От Ведущего FAQ. Я (как радиоинженер) не разделяю мнение уважаемого автора. Телевизионные сетевые тумблеры не очень подходят для автомобиля. Они рассчитаны на высокое напряжение и малый ток, а в автомобиле наоборот: напряжение низкое, но токи большие. Ниже на фото видна маркировка тумблера: напряжение 220 В и мощность 120 Вт. Делением получаем, что их рабочий ток около 0,5 А. А ток электровентилятора охлаждения от 8 А и более, лампы фары - 5-10 А... Поэтому подключение подобных нагрузок через реле совершенно необходимо.

Кроме того, 30-летняя выдержка повышает в цене только коньяк и тому подобные продукты и изделия, но не контакты тумблеров, которые окисляются. Кроме того, телевизионные радиодетали советского периода имели только одно преимущество: были фантастически дешевы. Сейчас в продаже присутствует масса коммутационных устройств, которые на порядки лучше их по параметрам.

ALER.]

Для установки двух тумблеров на штатное место одного переключателя корпусы тумблеров пришлось разместить горизонтально. Каркасом служит штатная заглушка, обрезанная с боков по месту. На фото заглушка с установленными тумблерами рядом со стандартной:

Тумблеры рассчитаны на применение в телевизорах и могут работать под напряжением 220 В. Обратите внимание на год выпуска:

Для соединения тумблеров с проводкой автомобиля потребовались соединители проводов. Проводки, подпаянные к выводам тумблера, остались штатные от телевизора. К ним я подсоединил блок из трёх соединителей. С другой стороны последних закрепил штекеры "папа":

Для эксперимента на другом блоке из двух тумблеров попробовал такой вариант: к выводу соединительного блока прикручиваются обычные провода, а к их концам крепил штекеры типа "папа", заизолированные термоусадочным кембриком. Увидеть всё это можно на фото ниже.

Для установки блоков тумблеров в центральную консоль пришлось выломать боковые стенки штатных гнёзд. Таким образом, теперь возможность установки штатных переключателей исключается.

Способ закрепления заглушек с тумблерами до безобразия прост. Оставшиеся после обрезания лишнего лапки слегка разгибаются в стороны, намазываются секундным клеем и всё это БЫСТРО устанавливается на место и на несколько секунд фиксируется в желаемом положении. Как показал опыт, даже такой небольшой площади контакта склеиваемых деталей оказывается достаточно. Тумблеры держатся очень прочно.

ВНИМАНИЕ! С секундным клеем следует работать крайне внимательно. По возможности избегать попадания на кожу. Если уж такое случилось, ни в коем случае не прислонять ни к чему части тела, на которые попал клей. Автор этих строк лично имел опыт склеивания двух пальцев на руке. Разнять их удалось только после 15-ти минутной выдержки в ацетоне.

Для установки тумблера управления вентилятором на место подсветки пиктограмм рычажков отопителя использовалась пластина от блока подсветки с пиктограммами. В пластине аккуратно просверливаем по центру отверстие диаметром 12 мм и приклеиваем её секундным клеем на место. В отверстие вставляем тумблер и закрепляем его штатными гайками:

При установке аналогичного тумблера вместо правой подсветки пиктограммы я был не столь аккуратен и просверлить в пластине отверстие не смог, просто расколов её пополам. Из положения вышел, использовав всё тот же блок подсветки:

Вынул из блока лампу, прозрачную пластмассовую крышку, отпилил ножовкой круглый выступ для тумблера и приклеил его на место, тем самым уменьшив его высоту для установки тумблера. Затем, обрезав всё это дело по месту, закрепил в проёме бывшей подсветки секундным клеем:

Тумблеры, устанавливающиеся на место правой заглушки симметричной тумблеру габаритов и ближнего света, ставятся очень просто: в заглушке срезается внутренняя часть, сверлятся отверстия, далее происходит вклейка в штатное место по ранее описанной технологии:

После установки всех тумблеров выяснилось, что один из них, установленный на место правой подсветки, упирается в кронштейн переключения рычажков управления отопителем. Поэтому кронштейн в соответствующем месте пришлось подрезать. Так как на кронштейне от рычажков не возникают больших усилий, надёжность доработанной конструкции я посчитал приемлемой:

Наконец, консоль собрана и очищена он пыли. Красота!

01.06.06.

* * *

Дополнение от 08.05.07, автор vvv.

После установки различных электродевайсов, как то электропомпа, электровентилятор радиатора, 08 печка и т. д. катастрофически стало не хватать выключателей и места под них. На рынке была куплена горсть мелких клавишных выключателей, из алюминиевого уголка сделан кронштейн и на саморезах прикручен к торпеде.

Два выключателя подключены к габаритам (при включении габаритов появляется напряжение) - противотуманки и дополнительное освещение салона. На трех других напряжение появляется после включения зажигания. Они обслуживают электропомпу и вентилятор радиатора. Один пока резервный. Естественно, всё через релюшки.

* * *

В моей Ниве 21213 недавно закончились штатные места под дополнительные кнопки, и это в ситуации, когда еще не все планируемое дополнительное электрооборудование установлено. Смотрел варианты на Али, некоторые были неплохие, но все равно вставал вопрос, куда и как их крепить. И вдруг практически случайно наткнулся на это:

Итак, это переключатель клавишный 53.3710-06.09. Штатно идёт на какой-то Кировец. Обращаю внимание на последние цифры (06.09) — именно с такими цифрами будет комплектация с пиктограммами вентиляторов и фар. Это очень удобно, так как одни из самых популярных доработок в плане дополнительных кнопок это как раз управление вентиляторами охлаждения и дополнительным светом (рабочим или диодной балкой). Есть варианты без пиктограмм, главное не купите от троллейбуса — там на кнопках двери нарисованы. Слева направо у нас будет — вентилятор левый, вентилятор правый, люстра-линейка, рабочий свет передний, рабочий свет задний. Внешне кнопки похожи на "классические", но это не они, по размеру больше похожи на "волговские" (совместимость не проверял). Все кнопки двухпозиционные (вкл/выкл):

Установочные размеры:


Теперь о том, куда этот блок будем ставить. Слева от руля под панелью полно места, там этот блок будет смотреться идеально. Для крепления нужны всего лишь два металлических уголка, которые мы купим в Оби:

Крепить будем за шпильки блока предохранителей. Важное замечание — установка делалась после замены блока на флажковые предохранители, есть ли доступ к шпилькам с обычным блоком не уверен, но, если вы решите ставить дополнительные кнопки, то скорее всего или у вас уже заменен этот блок, или самое время этим заняться.

Блок предохранителей чуть шире, чем блок кнопок, поэтому уголки чуть-чуть подгибаем поперек, сверлим отверстия крепления блока и крепления уголков. Должно получиться примерно так:


Устанавливаем уголки на шпильки блока предохранителей:

Уже можно крепить блок позади уголков, но это будет не очень эстетично, поэтому чуть-чуть подрезаем ребра жесткости на блоке кнопок:

Примеряем:

На этом механическая часть закончена. Остается электрическая часть. Можно просто подсоединить провода, но есть нюанс. На управление вентиляторами ставят, как правило, трехпозиционные кнопки от печки (выключено, автомат, принудительное включение), а в комплекте у нас двухпозиционные. Однако, внимательные читатели могли на фото заметить, что задняя часть кнопок это плюс-минус "классическая" кнопка, только чуть пошире и без выступов. Поэтому просто разбираем кнопки, и из комплекта "кнопка из блока двухпозиционная + кнопка печки" собираем "кнопка в блоке трехпозиционная". Для этого вынимаем один из выводов двухпозиционной кнопки (который с подъемом) и ставим два вывода трехпозиционной, также меняем сам переключающий контакт. Это нужно повторить два раза для двух кнопок, так как теперь управление вентиляторами будет независимое:

Итого у нас остались два набора для двухпозиционной кнопки. Можно просто их собрать и оставить впрок, но я сделал вот что. Заказал кнопку П150-19.44, в оригинале это переключатель предпускового подогрева, но также пиктограмма весьма похожа на… шланг компрессора. Эта кнопка без фиксации, с нее нам нужна только верхняя часть (с пиктограммой), остальное соберем из оставшегося набора. Соответственно на освободившееся на панели место, где у нас стояла кнопка управления вентиляторами, ставим кнопку включения компрессора, так как практика показала, что место слева от руля для управления компрессором не совсем удобно (при накачивании правой стороны приходится бегать вокруг машины), на "бороде" будет в самый раз:

Кнопка без пиктограммы на фото это включение второго аккумулятора, кстати такая кнопка штатно тоже в природе есть, это П150М-14.48, не было в наличии, но я ее обязательно найду и заменю

Итак, мы установили 5 дополнительных кнопок, использовав только штатные детали, находящиеся в продаже, не просверлив в машине не единого нового отверстия и каких-либо других изменений, всё доступно для любой Нивы. Кому понравилось решение — репост!

RaFaeL-NN, 14.05.18.

Оригинал.  Скопировано с разрешения автора.