NIVA-FAQ  ФОРУМ  | НОВИНКИ FAQ  |  КАРТА САЙТА  |  ПОИСК ПО САЙТУ   
 Индикация включения ручника
 Авторы TwoS и Jukov

Нередкой ошибкой начинающих водителей является "забывчивость" на счет снятия с ручника Сам недавно как-то раз метров 300 проехал, после выезда с грунтовки на высокую насыпь оживленной трассы: трогался на крутом подъеме, высматривая просвет в машинах... Так обрадовался ему, что не до конца вернул ручник в нормальное положение: портятся тормоза, стираются диски, накладки.

Стал думать... Поставить на лампочку ручника какую-нибудь пищалку - задолбает своим пиликаньем, надо чтобы только при включенном двигателе напоминала. Проанализировав, нашел решение: поставить пищалку между лампами масла и ручника с диодом, чтобы пищала ТОЛЬКО в том случае, когда масло уже погасло, а ручник еще включен.

Пищалку с мелодией взял из старой поздравительной открытки:

Отогнул и снял скобу с контактиком, крепящую батарейку. На её место , для питания от 12 В напаял резистор на 1,8 кОм и стабилитрон КС133А. И для понижения напряжения до подходящего для открытки и для защиты от бросков в сети автомобиля. Желающие могут подобрать резистор поточнее, но imho это малокритично при таком низком потребляемом токе... Потом понял, что со стабилитроном диод будет уже лишним и схема стала такой:

Припаял проводочки, двухсторонним скотчем прилепил платку на пищалку, а саму пищалку - сзади панели приборов. Проводочки и плату дополнительно прихватил термоклеем:

Итог: 10 минут работы, "копеечные" детали - и все отлично работает. 

На всякий случай проверил: как оказалось, благодаря низкому потребляемому току схема нормально работает не только с обычными лампами накаливания, но и со светодиодными лампами.

ЗЫ: Не как совет, а просто в порядке "мыслей вслух":

В идеале, на инжекторных машинах, конечно правильнее брать второй сигнал не от лампы давления масла, а импульсы от датчика скорости... Тогда пищать будет только при реальном ДВИЖЕНИИ с ручником. Но схема усложнится: добавится пара конденсаторов, транзистор и тройка резисторов. Можно еще и вместо открытки, спаять "пиликалку", все вместе получится типа этого:

Но такой вариант я не пробовал... Не знаю, может кому-то будет интересна эта мысль и будет желание повозиться?

TwoS, 18.11.08.

* * *

Прочитав статьи в FAQ, задумал тоже сделать звуковую индикацию ручника для своей 213-й, но с небольшим усовершенствованием. Принцип действия моего устройства такой: если двигатель не прогрет (воздушная заслонка прикрыта), горит лампа ручника (у меня, кстати, вместо ламп светодиоды) и не горит лампа давления масла - зуммер пищит. Если же воздушная заслонка полностью открыта (манетка управления воздушной заслонкой полностью утоплена), то зуммер пищит только тогда, когда при вышеуказанных условиях нажимаешь на педаль газа. То есть на прогретой машине зуммер начнет пищать до того, как водитель отпустит сцепление и начнет ехать на поднятом ручнике. Для определения нажатия педали газа используется штатный выключатель на карбюраторе, к которому подсоединяется блок ЭПХХ. В идеале следовало бы сделать отдельный герконовый выключатель на педаль газа, но я решил пока не заморачиваться. Под капотом необходимо протянуть дополнительный провод с отводом на карбюратор и на блок ЭПХХ. 

В сигнализаторе используются следующие детали: микросхема DD1 - К561ЛА7 (возможно применение КМОП аналогов более современных серий), резисторы МЛТ мощностью 0,125 Вт, стабилитрон Д814 может быть с индексом В, Г или Д, конденсатор - любой электролитический. В качестве звукоизлучателя используется зуммер со встроенным генератором (в народе "пищалка") - работает при напряжении около 4,5 В. Напряжение для питания схемы снимается с комбинации приборов в том месте, где оно появляется при включенном зажигании.

Принципиальная схема устройства:

Рисунок печатной платы со стороны проводников (в приложении файл в формате Компаса-8):

Печатную плату изготовил из одностороннего стеклотекстолита, отверстия сверлил сверлом диаметром 1 мм. После зачистки платы шлифовальной губкой из оксида алюминия нарисовал дорожки тонким красковым маркером и протравил в растворе хлорного железа.

Плату закрепил через втулки на свободное место с обратной стороны комбинации приборов:

На плате там, где припаивается зуммер, имеются дополнительные два отверстия с шагом 2,5 мм - можно установить разъем и вынести зуммер в другое место (для лучшей слышимости). Провод использовал мой любимый - МГТФ (кроме того, что под капотом).

Схема прошла полевые испытания в течение 5-ти месяцев при температуре от +20 до -30°С и, должен сказать, оно весьма неплохо работает!

Jukov, 25.12.12.