NIVA-FAQ  ФОРУМ  | НОВИНКИ FAQ  |  КАРТА САЙТА  |  ПОИСК ПО САЙТУ   
 2121: контакты + коммутатор ВАЗ-2108
 Автор Игорь Савин

Идея отказаться от "классической" системы зажигания на ВАЗ 2121 у меня возникла, когда, из-за растрескавшегося карболита крышки катушки зажигания начались сбои в работе двигателя. Да и свечи тоже изрядно сгорели. В общем - замена катушки и свечей была очевидна. Учитывая, что стоимость катушки Б-117 и ее "восьмерочного" аналога одинакова (в Бийске 200 рублей), сделал выбор в пользу последней.

Естественно приобрел и коммутатор (еще 200 рублей) и комплект свечей NGK марки BP6ES (свечи гарантировано настоящие - брал у дилера). Осталось дело за трамблером. Самый простой вариант, конечно, купить 213-тый, но во-первых, это дорого (в Бийске - 600 рублей), во-вторых - необходимо корректировать параметры центробежного и вакуумного регуляторов, а в-третьих - контактный трамблер у меня на машине сравнительно новый (предыдущий владелец сменил незадолго до продажи). Поэтому решил трамблер сохранить и сделать формирователь сигнала для коммутатора. 

Так как коммутатор формирует искровой разряд по спаду сигнала с датчика Холла, а контакты прерывателя, подключенные через "подтягивающий" резистор, наоборот в этот момент дают нарастание сигнала (спасибо Aleksandr'у за то, что подтвердил мое предположение в форуме), между выходом трамблера и входом коммутатора пришлось включить инвертор который наиболее просто реализуется на микросхеме К561ЛА7. Можно использовать любые КМОП (К176, К561, К1561 и их импортные аналоги) логические элементы. Логические элементы ТТЛ серий (К155, К555, К531, К533 и К1533) не годится, в связи с тем, что требуют напряжения питания 5 вольт.

Инвертор собран в корпусе реле, из которого удалена "начинка", но сохранены "ножки". Схема инвертора приведена на рисунке:

Клемма 87 подключается к контактам трамблера. Штатный конденсатор можно не отсоединять - задержка сигнала с ним - мизерная, зато устраняется "дребезг" контактов. На клемму 85 подается напряжение с "ножки" 5 коммутатора (+ питания датчика Холла), с клеммы 30 на "ножку" 6 коммутатора поступает сигнал, клемма 86 соединяется с массой.

Резистор R1 - "подтягивающий" - формирует на клемме 87 напряжение логической единицы, близкое к напряжению питания, когда контакты разомкнуты. Мощность этого резистора желательно выбрать не менее 1 Вт (хотя в процессе работы он, как оказалось, греется не очень сильно). Когда контакты замкнуты - напряжение на клемме 87 близко к нулю (логический ноль). Резисторы R2 и R3 повышают устойчивость работы схемы.

Устройство выполнено навесным монтажом на куске нефольгированного текстолита и установлено в корпус реле и через предварительно выполненное отверстие, залитое потом эпоксидным клеем. Обращаю внимание на то, что пайку следует производить по возможности ближе к корпусу микросхемы и возможно большим количеством припоя.

Подключение коммутатора можно выполнить с помощью готового жгута проводов ВАЗ 21213 или ВАЗ 2108, но мне оказалось проще собрать этот жгут самостоятельно. Схема приведена на рисунке:

Включение электронной системы зажигания необходимо осуществлять через реле. Собрав жгут проводки (или использовав готовый) необходимо отключить от старой катушки коричневые провода. Тот, который идет к трамблеру, следует отрезать от наконечника и подключить к формирователю, при этом наконечник остается на проводе, идущем к тахометру. Его следует присоединить к выводу "-" новой катушки. Провод идущей к клемме "+" старой катушки следует подключить к клемме 85 дополнительного реле.

По сравнению со старой контактной системой существенно улучшились пусковые характеристики двигателя, стала лучше езда "в натяг". Поначалу опасался, что электронная система зажигания будет создавать помехи магнитоле, но уже первые поездки показали, что уровень помех не только не возрос, но и снизился.

19.09.05.

Дополнение от 04.05.06.

В ходе эксплуатации этого устройства возникли замечания. 

Предысторя такова - вышел из строя коммутатор. Вскрытие показало, что сгорел резистор в цепи стабилизатора напряжения датчика Холла. Вообще коммутатор изнутри мне не понравился: скорее всего подделка - тонкая плата, резисторы мощностью 0,125 Вт и менее, индикаторное сопротивление - проволочка, свитая спиралью.

В общем, ток, потребляемый инвертором (50-60 мА), оказался непосильным для столь слабеньких резисторов стабилизатора.

Поэтому, желающим повторить устройства советую внести в него небольшие изменения. Сопротивление резистора R1 увеличить до 680 Ом, а его мощность - до 1 Вт. Сопротивление резистора R4 увеличить до 750 Ом, а его мощность до 0,5 Вт. Параллельно конденсатору C3 включить стабилитрон с напряжением 6,8 - 8 В. Питание инвертора осуществлять не от коммутатора, а непосредственно от бортовой сети (клемму 85 инвертора соединить с клеммой 4 коммутатора).