NIVA-FAQ  ФОРУМ  | НОВИНКИ FAQ  |  КАРТА САЙТА  |  ПОИСК ПО САЙТУ   
 Газификация ВАЗ-2121
 Автор Nets

У многих (судя по форумам и статьям) вопрос газификации Нивы начинается с вопроса: А оно мне надо или нет??? Если надо - куда ставить баллон? Ну и прочие вытекающие вопросы. 

Мой вариант был проще. Приобретая Ниву вместо имевшейся на тот момент ВАЗ-2101 1972 года выпуска (которая ранее была на газу, но потом он был убран в силу многих обстоятельств), я уже знал, что на Ниве будет газ, баллон будет находиться под днищем вместо глушителя. Оставались мелочи - купить Ниву и поставить газ.

Нива бралась исключительно для выездов на рыбалку и охоту (для других поездок имеется Ланос), так что терять место и в без того маленьком багажнике я просто не мог себе позволить.

Итак, сей девайс ВАЗ-2121 1989 года выпуска в конце концов был приобретен. Для установки ГБО, как оказалось необходимо всего пару вещей:
1. Желание
2. Деньги
3. Инструмент и материалы.

Как ни странно, на тот момент все оказалось в наличии: желания хоть отбавляй, деньги, необходимые на приобретение ГБО, нашлись, инструмент тоже вроде как есть, осталось сделать подвес баллона и кое-какие мелочи, причем желательно из того, что есть в гараже под рукой (к счастью, металла было предостаточно + остатки от изготовления металлической лестницы на 2-й этаж).

Итак, была приобретена ГБО Ловато (заказывал через инет, все про все порядка 1400 грн), газовый баллон 50 л оставался с бывшей копейки, так что оставалась на первый взгляд ерунда - подвесить все куда надо, и - вперед!

Но, как оказалось, делается не все быстро и самой большой проблемой было именно правильно и нормально закрепить баллон под днищем приобретенного вездехода (изначально все же была попытка установить ГБО на сервисе, но когда увидел их работу и качество крепления баллона - эта идея очень быстро ушла в небытие, такой хамской работы я еще не видел, хотя вроде и сам небольшой специалист по металлу).

Долго описывать полет мыслей при проектировании крепления не буду (хотя времени на размышления ушло очень много - и основная цель, побудившая меня все таки сесть и потратить время на написание этой статьи - потенциально избавить Вас от этого), скажу одно: основой идеи послужила статья от пользователя PovIpet и установленное ГБО у знакомого нивовода Annik64. Перенос глушителя сделан практически так, как описано в статьях от Жоры с применением резонатора от М-2141, только без сварочных работ все же не обошлось (необходимо было укоротить штаны и сделать крепления под резонатор). Идеи были адаптированы под то, что имелось под рукой, в результате имеем Нивку, работающую на двух видах топлива.

Как говорится, начнем с начала. Понадобилось из материалов - метр швеллера 50х50х50, металлическая полоса, кусок швеллера для изготовления крепежа, лист металла, болты крепления, кусок старого диэлектрического коврика, грунтовка (не помню - вроде пару баллонов) и краска черная (тоже 2-3 баллона).

Инструмент - дрель, сверлилка (под большое сверло), болгарка маленькая, болгарка большая (в принципе можно управиться любой одной - но две удобнее), сварочный аппарат (при отсутствии можно просто сходить с заготовками до ближайшего сварочного поста), соответственно, диски на болгарку (отрезные, шлифовальные), щетки на болгарку (для зачистки металла), плашка (удлинение резьбы на длинных болтах), тиски, нож, циркуль, ну и набор ключей.

В качестве лирического отступления - если руки растут нестандартно, или две левые/правые, или же сотрясение мозга не грозит по причине отсутствия такого - на этом месте статью читать перестаем.

Основой крепления баллона послужил швеллер 50х50х50 длиной примерно 50 см (после сборки рамы крепления длину необходимо будет подогнать на месте):

Отверстия я высверливал по предварительно прочерченной линии с помощью циркуля (как оказалось в дальнейшем - рассверливать было совершенно необязательно, с помощью маленькой болгарки без проблем можно сразу вырезать необходимый контур). Если все же решите предварительно рассверлить - не забывайте про машинное масло для сверла, дабы не спалить его.

Для разметки швеллера использовал вот такое приспособление (деревянный брусок служит основой для циркуля, не забываем, что диаметр на заготовке должен немного превышать диаметр баллона для установки резиновых прокладок):

В итоге имеем вот такое страшноватое изделие:

Не пугаемся, с помощью шлифовального круга убираем все неровности, периодически примеряя заготовку на баллон:

Когда заготовки подогнаны, имеем:

Далее пошел процесс творческий мучений - как же сделать само крепление. К счастью, на глаза попался кусок швеллера, оставшийся от основания лестницы:

Вот из него и было решено сделать основные крепления - нарезаем четыре части, свободно садящиеся в наше основание:

Примеряемся к баллону:

Зачищаем образцы с помощью болгарки с насаженной щеткой по металлу, просверливаем отверстие под имеющиеся болты. Лично я просверливал отверстия в два этапа - небольшим сверлом, затем сверлилкой выходил на нужный диаметр:

Теперь прикидываем это все на основу вместе с баллоном:

Прокладки изготовлены из б/у диэлектрического коврика. Как видно на последней картинке, на большом болту явно не хватает резьбы. Недостаток был устранен с помощью тисков и плашки в течении 15 минут (хоть и всего два болта, но времени пришлось потратить на прогон плашки туда-обратно).

Из листа металла вырезаем две полосы для усиления всей конструкции в багажнике и с помощью болгарки с насаженной щеткой зачищаем все изделия.

Хомуты изготовлены из металлической полосы. К сожалению, во время изготовления хомутов фотоаппарат забыл дома, но с картинок все должно быть понятно и так. К полосе металла привариваем заготовленный заранее уголок, прикручиваем уголок с полосой к одной стороне, выгибаем полосу по контуру баллона. Далее отмечаем необходимую длину (обязательно оставлять просвет для подтяжки баллона), откручиваем полосу, обрезаем и привариваем второй уголок на другой стороне полосы. И так два раза:

На этой фотографии видно, что швеллер к основанию не только прикручен, но и проварен. Сварка в данном случае большой необходимости не имеет и необязательна, крепление и так довольно надежное, но - мне так захотелось:

Может, конечно, количество фотографий излишнее, но иногда (знаю по себе) не хватает ракурсов, что полностью понять картинку, ну и самое главное - из большего всегда можно сделать меньшее, так что кому не так - лишние картинки удаляем.

Далее приступаем к облагораживанию данного проекта - изначально грунтуем все металлические изделия, затем покрываем в два слоя черной краской (баллон после подгонки был пройден третьим слоем). Баллон в красном цвете оставлять не захотел - не очень эстетично смотрится. Листы в багажник только погрунтованы - в покраске смысла не увидел, их и так не видно. Да, еще одно - из-за обильного наличия металла листы сделаны довольно большие, на самом деле их можно было делать намного уже:

Теперь крепим заготовку под днище авто (глушитель перенесен ранее - фотки в конце):

Как писалось ранее, заготовки необходимо подгонять по месту (обрезать лишнее). Да, совсем забыл - листы усиления в багажнике:

Баллон ставил сам, но использовал не веревки, а УАЗовский домкрат:

Немного фоток по теме переноса глушителя:

Справа - резонатор М-2141 - слева труба штатного глушителя (сам конец глушителя обрезан - при установке Вы увидите, где лишнее):

Слева - резонатор М-2141, надетый на укороченные родные штаны:

Это место укорочения штанов (вырезан прямой кусок и на место вварена часть с изгибом):

Новые крепления для резонатора:

Теперь поговорим об установке самой ГБО. Фотографий очень мало, да и вряд ли их много надо. 

ВЗУ было решено установить в бампере авто, хотя если бы знал сразу, что будет столько мороки, наверное просто прикрутил бы к бамперу, и все (хотя вопрос очень даже спорный).

Расходная магистраль саморезами не крепилась - была протянута и закреплена в штатные крепления тормозных трубок и бензопровода, так как места там вполне предостаточно.

Одной из проблем было вывести проводку под капот. Если выводить в штатное отверстие под капотом со стороны руля - длины кабеля не хватало, поэтому кабель был выведен через бардачок (там имелось отверстие, диаметр которого было необходимо немного увеличить, и во избежание протирания кабеля вставил пластмассовую втулку). При таком подходе длины штатного жгута хватило на УРА.

Далее, над чем много потерял времени - установка редуктора. Уж очень хотелось установить его вертикально, но как бы негде. В некоторых Нивах на правом брызговике есть "Домик" для бачка омывателя фар - вот там бы и в самый раз. Но за отсутствием такового пришлось "сваять" подобие этого домика, где расположился редуктор и, кстати, сам не ожидал - вполне удачно сел газовый клапан:

Переключатель газ/бензин - на любое свободное место стандартного переключателя.

Запитываем ГБО (красный провод с предохранителем) от 15-го контакта регулятора напряжения (находится на правом брызговике, там появляется "+" только при включенном зажигании, что нам и нужно). Остальное все согласно схемы включения. Если сам не в курсе - лучше пригласи электрика или электронщика, работы с обжимом и пропайкой контактов максимум на полчаса. Не ленимся - покупаем клеммы в любом радиомагазине и оконечиваем все концы жгута ГБО (минимум - хороший обжим, максимум - предварительно залудить и пропаять), будет надежней и проще в обслуживании.

Настройка ГБО не описываю - сам спец невеликий и все приемы брал с инета, хотя на первый раз можно заехать на станцию (у нас цена вопроса 10 грн).

Ну вот вроде бы и все, если кому что-то непонятно - ivolkov@ukrpost.ua.

P. S. После установки и начала эксплуатации ГБО обнаружил еще очень приятную мелочь - в сильные морозы пуск двигателя теперь без проблем.
Пуск двигателя зимой с помощью ГБО.

Как известно, при минусовой температуре эксплуатация ГБО имеет свои проблемы: на холодную работа редуктора крайне нежелательна, так как это может привести к выходу мембраны из строя.

Но. Я заметил одну интересную вещь - на газу завести холодную машину намного проще, чем на бензине (на бензине если что пошло не так - залил свечи, газ свечи не зальет, и в отличие от холодного бензина газ попадает в цилиндры имея не жидкую, а газообразную форму). Поэтому в сильные морозы пуск двигателя проводится в следующей последовательности:

1. Включаем массу, прогреваем АКБ (включив на 20-30 сек ближний/дальний свет фар).
2. Переключатель ГБО находится в положении "бензин" - так мы его оставили с вечера.
3. Включаем зажигание, полностью вытягиваем подсос (положение подсоса у каждой машины свое), при необходимости подкачиваем вручную бензонасосом бензин до уровня - обязательно при включенном зажигании и кнопка переключателя вида топлива в положении "бензин", дабы был открыт бензиновый клапан.
4. Вместо того, чтобы качнуть 4-5 раз педалью газа - переключаем переключатель ГБО в положение "газ", после блокировки клапанов переводим обратно в положение "бензин". Небольшая порция газа попадает в редуктор и карбюратор соответственно.
5. Включаем стартер - машина с полоборота хватает на газу и дальше работает на бензине.
6. Радуемся беспроблемному пуску.
7. После прогрева двигателя до 40-50 градусов переходим на газ.

Это не панацея - может я и не прав, но реально эта процедура работает!

Всем удачи,

Nets, ВАЗ-2121

13.02.2012