NIVA-FAQ  ФОРУМ  | НОВИНКИ FAQ  |  КАРТА САЙТА  |  ПОИСК ПО САЙТУ   
 ЭБН "Утес"
 Автор Serge N

Как то рано утром при движении на 4-й под светофором мотор "обрезало" (в смысле заглох без видимой причины). Инерции хватило чтобы к тротуару вырулить.

Картина такая - При первом вкл зажигания - на слух насос работает, но как то прерывисто - короткими вкл/выкл 2-3 раза. Если потом вкл/выкл зажигание еще 2 раза - насос работает нормально. Потом при запуске - слышно, что двигатель как бы схватывает пару раз - и все. Вызываю эвакуатор - везем домой, выгружаем - надо бы подвинуть на пару метров - запускается (!!! прошло ок часа от заглохания). Рулю - глушу. Запуск.. не заводится. Ухожу - через 3 часа - заводится. Глушу - еще раз - нет.
Начинаю шевелить мозгами. 12 В? Есть (насос- то сначала крутит). Искра? - Проверил - есть. ДПКВ? Ну грязный он - промыл , разъем передернул... померил сопротивление - норма. Пока возился, прошло ок часа - завелась. заглушил - заводить - нет. Пошел читать форум.

Оказалось, что проблема не нова и решаема заменой т. н. турбины (т.е. мотор-насоса). Или модуля целиком. После замены - характер работы ЭБН изменился - он перестал работать прерывисто при первом включении зажигания. Хотя до этого случая около года первое включение БН было именно "прерывистым".

Возник естественный вопрос - в чем разница дефектного и нового бошевского эл. двигателя?
1. Сопротивление нового (обмотка ротора) 3.4 Ом, старого 2.7 Ом.
2. Коллектор ротора оказался заметно изношенным и имел кольцевую выработку около 0.8 мм - в местах прилегания щеток.
3. Сам модуль был нормальным - чистым и сетка фильтра тоже без грязи.

Возможно ЭСУД как то реагировала на характер первого включения ЭБН и блокировалась.

Ну раз все равно выбрасывать - разобрал мотор-насос. На фото указаны составные части.

Корпус одноразовой конструкции - на стальную трубку надета гильза из более мягкой стали - края ее завальцованы после сборки.

Начнем снизу. Нижний фланец имеет входное отверстие (в него вставляется патрубок сетки) и прилив для крепления сетки. Подшипника для оси ротора нет - ротор упирается во фланец концом вала полусферической формы. На вал ротора надета крыльчатка (фиксируется от проворота лыской на валу ротора) и еще один фланец, имеющий форму, обратную нижнему фланцу, на этом фланце подшипник есть - бронзовая втулка в теле фланца. Фланцы металлические, крыльчатка - пластик. Ротор с надетой крыльчаткой верхним концом вала - входит в верхний фланец (пластик) подшипник скольжения - без каких либо бронзовых или др. втулок. Полукольцевые магниты вложены в корпус и раскреплены вкладной пластиной и приливом верхнего фланца. В верхний фланец вставлены подпружиненные щетки. Пружины сверху прижаты контактами щеток, а сами контакты - приливами на фланце. Помехоподавляющие дроссели (катушка медным проводом на ферритовом сердечнике) вставлены в приливы на верхнем фланце, имеется СМД конденсатор на питании 12 В соединения - обжим. Нижний, верхний фланец и корпус разъема вложены в корпус и удерживаются завальцовкой гильзы, надетой на корпус.

Качество всех деталей - высокое. Фланцы прошлифованы со стороны крыльчатки, вал ротора шлифованный, сам ротор балансируется - видны места снятия металла на сердечнике. Литье (или прессование) пластмассовых деталей - безупречно - нет облоя, следов прессформы: сначала кажется, что это и не пластик вовсе.

Обращаю внимание на то, что заменить сам эл. двигатель можно только с применением строительного фена. Трубка (гофрированная) на выходной штуцер мотор-насоса надета "на горячую" и снять ее без нагрева практически очень трудно (я без фена не смог). Потом надеть ее легко, но надо фиксировать ее на штуцере хомутом, иначе трубку обязательно сорвет при напоре насоса. А другую (пластикатную или из бенсостойкой резины) применить нельзя - малы радиусы перегиба в модуле. 

23.05.16.

Скопировано с http://bvf.ru/forum/showthread.php?p=23794453#post23794453 с разрешения автора.