NIVA-FAQ  ФОРУМ  | НОВИНКИ FAQ  |  КАРТА САЙТА  |  ПОИСК ПО САЙТУ   
 РХХ - вид изнутри
 Автор Serge N

Вскрыл РХХ - публикую, что внутри. Принцип простой.

Это двигатель постоянного тока "наоборот", т. е. ротор с постоянным магнитом, а статор - две катушки "вперед/назад" Поворот ротора происходит при подаче импульса +12 В на одну из обмоток (катушек).

Ротор надет на шток - и в паре с ним это ходовой винт/гайка с резьбой крупного шага - поворот ротора вызывает линейное перемещение штока наружу/внутрь. Сам ротор только вращается в статоре - от линейного перемещения удерживается крышкой сзади и втулкой в статоре - спереди.

На внутреннем конце ротора напрессован подшипник - и статор с этой стороны закрыт крышкой. другой конец ротора опирается на втулку отформованную в теле статора.

Концы обмоток выведены на контакты разъема с внутренней стороны корпуса разъема - одновременно это крышка корпуса РХХ. На статор надет стальной экран, обжатый клипсами в 4-х местах. Задняя крышка(корпус разъема) приклеена эластичным клеем к статору после сборки и зафиксирована в общем стальном корпусе РХХ штифтами со шляпками.

Теперь о дефектах, ИМХО - они чаще чисто механические.

1. Износ ротора и статора от контакта с металлическим штоком: во вскрытом РХХ - буквально стружка пластика на резьбовой части штока и внутри статора (металлический шток движется вперед-назад по пазам на статоре). Результат - сильный радиальный люфт штока.

2. Полное отсутствие какой-либо смазки в подшипнике и стружка пластика в нем - даже от руки проворачивается с трудом. Возможно смазка там вообще не предусмотрена: почему? - непонятно.

Общее впечатление о конструкции РХХ - ОН НЕ МОЖЕТ НЕ СЛОМАТЬСЯ!!!

Сочлененная пара - пластик (полиамид? полиэтилен?)/металл (штока), рано или поздно появятся зазоры, пластик будет съеден кромками пазов и резьбы штока. Что и наблюдается при вскрытии. Шток начнет застревать вместе с ротором. И произойти это может в любой момент и из 500 км, и после 100 тык.

Как уже описано ранее, при желании (отсутствии исправного РХХ с нужным номером), шток дефектного РХХ можно переставить в новый РХХ. Для этого надо:
1. Организовать подключение РХХ к разъему через ответную часть ("маму") и к +12 В вот по этой схеме http://www.chiptuner.ru/content/handmake/ (текст ссылки повторен в Приложении к настоящей статье):
S1 - тумблер задающий направление перемещения (внутрь/наружу);
S2 кнопка нажатие ее сдвигает шток на один шаг.

Теперь из нового РХХ можно вынуть шток - переставив тумблер в положение "наружу" и многократно нажимая кнопку до тех пор, пока шток не выйдет из зацепления с ротором - осторожно, пружина сильная и может резко вытолкнуть шток в конечном положении.

Так же снимается шток с дефектного РХХ.

Теперь "родной" шток устанавливается с надетой пружиной и втулкой в пазы на корпусе статора нового РХХ , тумблер переводится в положение "внутрь", нажимаете на шток (не сильно) и, удерживая шток (преодолевая силу пружины), многократно нажимаем кнопку до тех пор, пока шток полностью (до упора) не войдет в корпус РХХ.

В качестве источника питания +12 В можно использовать любой с допустимым током нагрузки до 0.5 А.

Приложение. Копирую текст по ссылке:

Проверка РХХ

У РХХ две электромагнитные обмотки, которые не связаны между собой. Одна обмотка - движение иглы вперёд, другая - соответственно назад. Перемещение иглы на один шаг происходит в момент подачи на обмотку питания, следующий шаг перемещения - подача питания в обратной полярности на ту же обмотку.

Нажатие и отпускание кнопки S2 приводит к перемещению иглы, положение переключателя S1 задает направление перемещения. Подозреваю, что в механизме РХХ использован анкерный принцип.

© Олег Кравчук aka Ol-102iL

10.12.14. 

Дополнение Serge N от 16.10.16.

Прошло 2 года, и РХХ отстрелился вновь.

симптомы: при сбросе газа перед переключением 1\2 и 2\3 - резко растут обороты до 2500, резко падают, опять растут до 2000 и потом падают еще раз - дефект проявляется нерегулярно. Может вообще не напоминать о себе пару дней. Кончилось тем, что авто отказалась заводиться. Запуск происходил только при подгазовке и в дальнейшем обороты приходилось держать не ниже 1200. Бросил газ - заглохла. Просмотрел диагностику на БК - шаги РХХ - 78. ДПДЗ- норма от 0 до 100. Чек не горит.

Сегодня заменил РХХ - через 1 мин после нормального запуска шаги РХХ - 29-30, обороты стабилизировались на уровне 1500 (как обычно для холодного двигателя).

Вскрыл РХХ от Омеги . Конструктив отличается от родного. Ротор так же - задним концом в подшипнике качения и подшипник - БЕЗ СМАЗКИ . Радиальный люфт штока ок 1мм (!!!). Вращение ротора в подшипнике - с заеданием, неравномерное.

Короче как и в первый раз - РХХ не может не сломаться...

Проанализировав причину заедания ротора РХХ - пришел к выводу , что неплохо было бы просто смазать подшипник и передний конец ротора (подшипник скольжения). Но как это сделать не разбирая? Потому как, если разбирать РХХ, то оторвать выводы катушек при вскрытии - легко...

И вот что я надумал - ротор полый: в него ввинчивается шток с конусом. При этом в задней крышке отформовано углубление под подшипник и имеется зазор - крышка/подшипник. Т.о., вывинтив шток на новом РХХ (путем подачи импульсов 12 В по схеме ссылки выше), можно шприцем (с ПХВ трубкой вместо иглы) - продавить в полость задней крышки консистентную смазку, заодно и смазав резьбу под шток на роторе и направляющие на выходе штока.

А чтобы быть уверенным в отсутствии реакции пластика материала ротора со смазкой - смазка эта должна быть силиконовой.

После смазки шток можно "завинтить" обратно в РХХ, причем максимально глубоко - чтобы потом РХХ самоустановился.

Такая превентивная операция позволит надолго обеспечить равномерность работы РХХ.

И еще - судя по практически полному отсутствию смазки в узлах вращения РХХ, подозреваю, что производитель (ООО Омега) намеренно не смазывает РХХ закладывая ограниченный срок службы изделия. Иначе как объяснить, что шариковый подшипник по внешнему виду буквально промыт растворителем, чтобы удалить даже малое количество смазки которая присутствует в выпущенных производителем подшипниках.