NIVA-FAQ  ФОРУМ  | НОВИНКИ FAQ  |  КАРТА САЙТА  |  ПОИСК ПО САЙТУ   
 Перепрошивка контроллера ЭСУД на примере Bosch M7.9.7
 Автор SVA

Использовалась программа ChipLoader 1.6 скачанная из интернета: http://freetuning.narod.ru/soft/ChipLoader1.6.rar. Качать всем! Программа хорошая, но на народе сайты долго не живут.

Системные требования

Цитата из руководства пользователя: "Процессор Пентиум-1 (или аналог) и старше. ОЗУ желательно от 32 Мб для "ровной" работы ОС. Операционная Система Windows 98, 2000, XP".

Необходимое оборудование

Собственно компьютер, адаптер k-line и шнур для прошивки (или штатная проводка автомобиля вместе с автомобилем и щуп с резистором), паяльник. Паяльник нужен для того, чтобы перепаять чипрезисторы в контроллере. Иначе он не будет выходить на связь с программой. Процесс перепайки доступно описан в инструкции к программе. Я думаю авторы не обидятся, если я их буду цитировать по мере необходимости.

Описание для M7.9.7 старой реализации.

Цитата: "...Для программирования или считывания с ЭБУ семейства Bosch 7.9.7 необходимо впаять 2 SMD резистора номиналом порядка 6 кОм, как показано на рисунке. После окончания программирования выпаивать резисторы не нужно:

...Конец цитаты.

Далее описан процесс перевода в режим программирования ЭБУ БЕЗ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ СПЕЦИАЛЬНОГО ШНУРА. Т. е прямо на машине. Правда, придется заниматься этим в позе вниз головой. Но экономия того стоит. Цитата:"...В случае, если резисторов нет в наличии, то можно использовать следующую методику разового перевода ЭБУ в режим программирования. Для этого можно использовать щуп-перемычку с зажимом типа "крокодил". Необходимо помнить о надежности электрического контакта и недопустимости замыкания соседних с контрольными точками выводов. При необходимости острие щупа нужно заточить, а "крокодил" заизолировать. Желательно использовать токоограничительный резистор порядка 4-8 кОм. В качестве массы можно использовать шину идущую по периметру ЭБУ:

Далее, удерживая щуп, подать питание на программатор и через 2-4 секунды, убрав щуп, нажать на кнопку "Установить связь":

 

...Конец цитаты

Для контроллера М7.9.7+

Предлагается следующее. Цитата: "Для программирования или считывания с ЭБУ семейства Bosch 7.9.7+ необходимо впаять 1 SMD резистор номиналом порядка 6 кОм, как показано на фото (обозначен как R). После окончания программирования выпаивать резистор не нужно. Удалить на время программирования резистор (перечеркнут на фото), после завершения программирования вернуть его на прежнее место":

Альтернативный способ. Без специального шнура, с помощью щупа и двух резисторов:

"...можно использовать следующую методику разового перевода ЭБУ в режим программирования. Для этого можно использовать щуп-перемычку с зажимом типа "крокодил". Необходимо помнить о надежности электрического контакта и недопустимости замыкания соседних с контрольными точками выводов. При необходимости острие щупа нужно заточить, а "крокодил" заизолировать. Желательно использовать токоограничительный резистор порядка 4-8 кОм. В качестве массы использовать шину идущую по периметру ЭБУ с верхней стороны платы:

Вторая перемычка с обычным токоограничительным резистором на время программирования для удобства запаивается.

Впаять перемычку и, удерживая щуп, подать напряжение питания на программатор. Через 2-4 секунды, убрав щуп, нажать на кнопку "Установить связь". После окончания программирования удалите перемычку..." Конец цитаты.

Следует иметь в виду что размер прошивки для М7.9.7 512 Кб, а для М7.9.7+ 832 Кб. Если у вас что то другое, не зашивайте, вы можете убить контроллер.

Манипуляции с программой:

1. Настройка программы. 
Необходимо указать COM-порт компьютера к которому подключен адаптер k-line. Это делается в меню настройки. 
Далее необходимо выбрать контроллер и нажать "Установить связь" (естественно проделав манипуляции с железом, если использовался альтернативный способ). Программа поддерживает не только М7.9.7 но и другие ВАЗовские контроллеры.

2. Считывание и сохранение прошивки контроллера (на всякий случай).
Для считывания прошивки из флеш-памяти ЭБУ необходимо использовать команду "Считать FLASH". При этом содержимое контроллера будет считано в буфер. После чего нужно сохранить содержимое буфера программы на диск. Файлу лучше дать имя, соответствующее вашей версии прошивки, и расширение .bin. Впоследствии этот файл пригодится, если вы захотите вернуться к старой прошивке.

3. Считываение и сохранение EEPROM.
Операции те же, что и в предыдущем случае, за исключением того, что нажимать нужно не "Считать FLASH", а "Считать EEPROM". И записывать желательно под таким именем, чтобы было понятно, что это EEPROM. Напоминаю: в EEPROM хранятся настройки иммобилайзера, ВИН и другая информация. Теоретически машина должна поехать и со старым EEPROM, а практически лучше использовать для каждой версии прошивки свой EEPROM, поскольку может оказаться, что нужная информация в разных прошивках хранится по разному.

4. Запись новой прошивки.
Цитата: "При помощи пункта меню Файл-Открыть (сочетание клавиш Ctrl+O) либо используя соответствующую иконку. В данном случае после выбора необходимого файла он будет загружен в буфер загрузчика".
Загрузить нужно файл с прошивкой, естественно. Затем нужно нажать "Загрузить флеш". Напоминаю что размер прошивки для М7.9.7 512 Кб, а для М7.9.7+ 832 Кб.

5. Запись нового EEPROM.
Все те же действия, что и в предыдущем пункте, за исключением того, что используется файл с EEPROM и кнопка "Загрузить EEPROM". Размер EEPROM M7.9.7+ 1024 байт.

Примечание: По окончании этих мероприятий необходимо переобучить заново иммобилайзер. 

И замечание по поводу ИМО. Если иммобилайзер слетел, то вышеописанным способом достаточно залить в ЭСУД Bosch M7.9.7 чистый EEPROM от данной версии прошивки.

06.11.06.