NIVA-FAQ  ФОРУМ  | НОВИНКИ FAQ  |  КАРТА САЙТА  |  ПОИСК ПО САЙТУ   
 Отопитель с СУОС-1
 Автор PzVII

Первые впечатления

Какой чудак на букву "м" спроектировал заслонку воздухпритока так, что она по площади в два раза меньше поперечной площади сечения воздухозаборника?

Видимо, втайне ненавидя автомобилистов, конструктор не остановился на достигнутом, а еще сделал так, чтобы заслонка эта открывалась едва на 30 градусов, оставляя входящему воздуху щель в палец шириной.

Но, как говорится в рекламе, и это еще не все. За те же деньги вы получаете замечательные рычажки управления печкой, которые надо двигать двумя руками. Причем, если двигать один, за ним ползут и все остальные...

 

Процесс работы

Сначала приведу краткий перечень работ.

1. В воздухозаборник установлен вентилятор печки 2108.
2. Удалена заслонка воздухопритока.
3. Удален штатный вентилятор отопителя.
4. Удалено штатное добавочное сопротивление вентилятора отопителя.
5. Установлен набор дополнительных сопротивлений вентилятора отопителя 2108.
6. В разрыв отводящего патрубка отопителя установлен электрический клапан отопителя (СУОС-1).
7. Удален штатный переключатель вентилятора отопителя.
8. Установлен блок управления клапаном СУОС-1.
9. Установлена часть блока управления отопителем 2110; регулятор температуры 2110 заменен переменным сопротивлением 3,3 кОм.
10. Установлен модифицированный датчик внутрисалонной температуры 2110; из датчика удалены дополнительные и шунтирующие сопротивления в цепи терморезистора; вентилятор датчика включен через дополнительное сопротивление 82 Ом.

Теперь подробно:
Сначала устанавливаем вентилятор от 2108 и сеточку от комаров. Как это сделать, неоднократно изложено в FAQ, поэтому повторяться не буду. В результате получается следующее:

Разбираем бороду, снимаем все разъемы с кнопок и т. п. Неплохо было бы зарисовать расположение проводов, чтобы не забыть, что куда подключается. Особенно это касается выключателя внешнего света - там почему-то нет единой колодки, а все провода подключаются отдельно.

Теперь снимаем нижнюю часть печки (там, где штатный вентилятор) и торжественно этот вентилятор выковыриваем. Его можно снести в помойку. А можно и положить куда-нибудь в "закрома родины" - вдруг пригодится. То, что не пригодится, это точно, но жаба будет довольна;-)

Ну, раз уж у нас есть восьмерочный вентилятор, то логично поставить и набор сопротивлений от восьмерки с возможностью устанавливать три скорости вентилятора (тем более, что, как показывает практика, полная скорость вообще не требуется).

Для этого, предварительно выковыряв штатное добавочное сопротивление, в левом боку нижней половины печки прорезаем квадратное отверстие, куда вставляем восьмерочный набор сопротивлений и прикручиваем его саморезом. К сожалению, фотографию установленного набора сопротивлений я сделать не смог, поскольку фотографировал все существенно позже того, как все сделал. А снимать еще раз бороду ради фотографии было выше моих сил.

Теперь устанавливаем СУОС. Опять-таки установка клапана столь примитивна, что комментарии кажутся излишними:

Хочу только обратить внимание почтеннейшей публики, что его надо монтировать на отводящем шланге.

Поехали дальше.

Конструкторы СУОС остановились "в двух шагах от миллиона": вместо того, чтобы измерять и управлять температурой воздуха в салоне, они зачем-то решили измерять температуру воздуха, исходящего из печки. Но шаловливые ручонки и русская смекалка это недостаток легко устранили.

Недостатком также является отсутствие разъемных колодок на элементах СУОС.

Проводов, которые прилагаются, конечно же, не хватает, и приходится либо припаивать недостающие куски, либо прикручивать. Первое не всегда удобно, второе - не всегда надежно. Кроме того, чтобы заменить вышедший из строя элемент придется раскручивать изоляцию и раздирать (зубами!!) провода. В общем, наши производители в своем репертуаре: строят дом, а экономят на гвоздях.

Но, что-то я отвлекся.

Блок управления СУОС - такая черная коробочка величиной с релюшку, только вместо ножек - безобразная метелка из проводов.

Блок управления прикручивается в любом удобном месте, в принципе, его можно просто примотать куда-нибудь изолентой, чтобы не болтался.

А вот теперь начинается самое интересное: устанавливаем модернизированные элементы СУОС.

Датчик температуры

В штатном исполнении это терморезистор, который торчит из пластмассовой трубочки длиной сантиметра 3. Производителем предполагается, что эту трубочку надо вставить в нижнюю часть печки, предварительно просверлив дырку. Таким образом, терморезистор оказывается в потоке выходящего из печки воздуха. Но, как я уже говорил, мы не ищем легких путей. Мы будем измерять температуру воздуха в салоне. Для этого возьмем датчик температуры со встроенным вентилятором от 2110.

Этот датчик температуры внутри представляет собой ни что иное, как тот же терморезистор с добавочными сопротивлениями, включенными как последовательно, так и параллельно. Видимо, на заводе, подбирая номиналы этих сопротивлений, добиваются единообразия выходных характеристик.

Вот эти все сопротивления мы выкидываем на фиг: все закорачиваем так, чтобы они не участвовали в цепи. Выпаиваем родной терморезистор, и на его место впаиваем терморезистор из набора СУОС. Вот тут есть одна засада: терморезистор от СУОСа в этой самой трубочке залит термоклем, и, чтобы извлечь его не сломав, надо аккуратно разрезать трубочку вдоль с одной стороны и развернуть ее в плоскость. Теперь отлепить терморезистор вместе с клеем от остатков трубки, и аккуратно снять клей.

Итак, будем считать, что вы все поняли, и в датчик температуры впаян терморезистор от СУОС. 

Начинается следующая засада: встроенный вентилятор датчика температуры запитывается напряжением а 1,2 вольта, которые должны приходить от блока управления отопителем. Но у нас этого блока нет. Поэтому идем другим путем.

Надо найти датчик температуры с обычным коллекторным электродвигателем, и впаять дополнительное сопротивление (последовательно) номиналом (если мне память не изменяет) 82 Ом мощностью 25 Вт. Если же попадется датчик, у которого двигатель с "электронным коллектором", то не уверен, что такой номер прокатит.

Вообще, правильнее всего было бы установить стабилизатор питания. Вот тут обсуждалось: http://wwwboards.auto.ru/niva/361389.shtml.

Но пока все работает и так, ничего менять не стал, оставил просто гасящее сопротивление.
Этот датчик я установил на бороде, а тем, кого это место уже занято, придется поискать другое. Причем, когда я монтировал туда датчик, я исходил из того, что на него не должно попадать прямое солнце, он должен быть ближе к полу, но не совсем низко:

Блок элементов управления

Это всего лишь лицевая часть от блока управления печкой в десятке. Под левой ручкой (которая отвечает за температуру) - переменник из набора СУОС. Под правой - десяточный переключатель вентилятора. Весь этот блок управления приляпан на место пепельницы:

Для справки: десяточный и восьмерочный переключатели вентилятора идентичны, за исключением длины вала. Если вам (как, например, мне) попадется блок управления с дохлым переключателем, то его легко восстановить, используя купленный за 40 руб. восьмерочный переключатель.

С обратной стороны все это хозяйство выглядит так:

Электрическая схема

Теперь все опутываем проводами, согласно электрической схеме:

Ну вот и все, устанавливаем бороду на место, укладываем аккуратно провода, и радуемся жизни:-)

 

Былое и думы

После переделки системы воздухопритока по МОНСТРОХОДУ результаты получены ошеломляющие: воздуха даже продуваемого самотоком вполне хватает и на вентиляцию (при теплой погоде) и на отопление (при холодной). Правда, ниже -25 не было. Но при этой температуре отопления полностью хватало. Стекла не запотевали совершенно.

Резко снизился шум от вентилятора. Хотя он и не исчез совсем, как обещал Монстроход, но из надрывного "В-В-В-В!!!" превратился в ненавязчивое "ф-ф-ф-ф". Поток воздуха вполне достаточен на первых двух скоростях и нужды включать "на полную" нет.

Наконец-то стало возможным забыть страхи, связанные с краном отопителя: поскольку надобность дергать его туда-сюда отпала, может, он и не потечет никогда.

Теперь, если приходится ездить на "обычных" машинах, то всегда раздражает, что в салоне то жарко (когда едет быстро), то холодно (когда стоит).

Система вполне нормально поддерживает температуру, заданную пользователем, на открытие окна или двери реагирует адекватно - волной теплого воздуха из печки. Однако, если зимой ездить в мини-юбке и босоножках, может быть не вполне приятно - все же воздух, выходящий из печки становится то теплее, то холоднее. Что бы этого избежать, в голове уже есть идея использовать два датчика температуры. Один расположен в салоне, а второй - в самой печке. Пока температура в салоне не достигнет заданной, клапан управляется первым датчиком, а как только достигнет - вторым. Тогда температура воздуха из печки не будет падать ниже заданной.

Но это пока проект. Даже электрической схемы пока нет. И не уверен, что смогу ее без посторонней помощи придумать - не силен я в электронике.

Пока же я всем доволен, поскольку ни босоножек, ни мини-юбок не ношу. ;-))

Более позднее примечание: Как показали эксперименты на женских людях, в мини-юбках ездить тоже нормально;-))

Поскольку штатные рычажки остались без работы (во всяком случае, два из трех), то есть у меня идейка сделать безработным и третий, установив вакуумный привод заслонки, которая управляет направление воздухопотока "стекло-морда", как в десятке с управлением кнопочкой. А еще понтовей - автоматически: пока заданная температура выше наружной - заслонка в положении "стекло", когда же заданная температура ниже или равна наружной - заслонка переводится в положение "морда". Во всяких взрослых климат-контролях именно так это и работает. Правда, тогда понадобится еще один датчик - наружной температуры и еще один блок управления, который все это будет сравнивать и выполнять, но на досуге этим позаниматься даже прикольно.

Да, к чему это я? К тому, что скоро штатные рычажки управления печкой станут совсем не нужны, и их можно будет убрать. А на их место торжественно водрузить что-нибудь полезное (или хотя бы прикольное, типа бортового компьютера).

06.04.04.