NIVA-FAQ  ФОРУМ  | НОВИНКИ FAQ  |  КАРТА САЙТА  |  ПОИСК ПО САЙТУ   
 Двигатель не заводится
 Автор ГАС

"Сел" аккумулятор
"Прикуриваем"
Заводим двигатель автомобиля с буксира
Заводим с "толкача"
Проверка искрообразования
Проверка поступления топлива

С такой неприятностью каждый автомобилист сталкивался и наверняка столкнётся в своей жизни ещё не один раз, и от друзей и знакомых слышал много историй и советов по этому поводу. И если уж придётся столкнуться с такой проблемой, то вооружённому некоторыми знаниями и навыками человеку гораздо легче, быстрее и дешевле будет её решить.

Главное не паниковать и не суетится, даже если вы рискуете опоздать на собственную свадьбу. Если вы действительно рискуете опоздать на ответственное мероприятие, то в первую очередь надо определиться с главным вопросом - какова сложность проблемы, сможете ли вы сами с ней справится и сколько на это уйдёт времени. Во многом это зависит от вашего опыта и логики мышления.

Сразу хочу обратить ваше внимание на то, что касается двигателя и систем обеспечения, т. е. карбюратора и "зажигания" - в этих системах не бывает внезапных поломок за редким исключением. Любому отказу системы предшествуют начальные симптомы, и если вчера и ближайшие предшествующие дни ваш автомобиль бегал бодренько и не вызывал никаких подозрений и нареканий, то проблема, скорее всего, возникла за время стоянки (ночёвки).

Основные причины, начиная со "смешных" - слили бензин, крысы погрызли проводку, забыли отключить "секретку", "сел" аккумулятор, кто-то заткнул выхлопную трубу, завис НЛО :))... Но когда вы спешите тут уж не до смеха.

Основные "не смешные" причины - появилась утечка в высоковольтной части системы зажигания, обычно это связано с появлением влаги на элементах системы при резких перепадах температуры и влажности воздуха в течении вечера, ночи и утра. Чтобы устранить эту неисправность, бывает достаточно сухой тряпочки - протираем верхнюю часть катушки зажигания (там, где подходят провода) и крышку распределителя зажигания. Очень эффективен в таких случаях "осушитель проводов" в аэрозольной упаковке, распыляем туда же и чуть-чуть на провода и свечи. Залип игольчатый клапан в седле (или примёрз - зимой бывает) - эти детали находятся уже в карбюраторе. Бывает достаточно постучать по корпусу воздушного фильтра, чтобы клапан открылся и бензоподача восстановилась. Если "стук" не помогает, то придётся снимать верхнюю часть карбюратора, чтобы добраться до клапана. Эта неисправность характерна для карбюраторов "Солекс" - 08 - 010 моделей "Жигулей". Симптом неисправности - двигатель завёлся, поработал несколько секунд и заглох и больше заводится не хочет.

Ну вот это, кажется, и всё. Ещё раз повторяю, что эти неисправности характерны для случаев - "вчера всё было хорошо, а сегодня утром уже всё плохо". Если же какие- то ухудшения в работе двигателя вы начали замечать ещё раньше, и вот теперь он уже и заводится не хочет, то эта неисправность не из разряда внезапных и определение её потребует проведения диагностических процедур по системе зажигания, системе бензоподачи и самого двигателя. Об этом и о том, что делать если "сел" аккумулятор, в следующих пунктах

"Сел" аккумулятор.

1. Если при повороте ключа лампочки на приборном щитке вашего автомобиля не загораются и не слышна работа стартёра, то первым делом проверяем надёжность контактов на аккумуляторе (как минимум пошевелить клеммы, а лучше зачистить) и в соединении минусового провода с кузовом автомобиля. Проверить, появился контакт или нет, проще всего, нажав на кнопку сигнала на руле.

Если эти" процедуры" не помогли, то скорее всего ваш аккумулятор "сдох", или вы забыли вчера вечером выключить габариты, или время ему пришло...

Но эту проблему можно решить если "прикурить" от аккумулятора другого автомобиля, опять же, если есть для этого провода и есть рядом работающий автомобиль и вообще если вы не один в "диком лесу".

2. Поворачиваем ключ, а стартёр делает несколько вялых оборотов и затихает.

В этом случае сразу начинаем искать, у кого прикурить или кто сможет завести вас с буксира. О том, как правильно "прикуриться" и как заводиться с буксира вы тоже узнаете.

А если вы в "лесу"... подождите, шанс ещё есть. Подождать минут 5-10 в самом деле нужно. Пока стартёр делал свои последние обороты, аккумулятор немножко разогрелся и, отдохнув эти 5-10 мин, снова сможет несколько раз крутануть двигатель. И таких попыток с "отдыхом" у вас, скорее всего будет несколько.

Вам же эти минуты надо провести с пользой. Открываем капот, визуально проверяем, всё ли на месте, если, конечно, знаете мат-часть. Удаляем влагу (а после ночной стоянки она почти всегда бывает) с верхней части катушки зажигания ("бобины") и с крышки распределителя зажигания ("трамблёра") и подкачиваем бензин ручным приводом на бензонасосе (10-20 качков). Не забудьте один момент, бензонасос качает от руки не при любом положении коленчатого вала двигателя.

Дальше снова к рулю. Не забываем выжать сцепление (я надеюсь, в автошколе вам объясняли, что это вас спасёт от ДТП, если не выключена передача, но в нашем случае главное то, что меньше энергии придётся тратить АКБ (аккумуляторной батарее) на прокрутку двигателя и коробки передач, особенно зимой при загустевшем масле).

Если вторая попытка не увенчалась успехом и если у АКБ вообще нашлись силы на неё, то третью попытку, внимание, делаем так. Убираем подсос (ручка управления воздушной заслонкой), нажимаем педаль газа в пол, туда же в пол не забываем и педаль сцепления, и заводим. Если двигатель начинает "схватывать", то помогаем ему педалью газа, ритмично на неё нажимая и не давая заглохнуть. Затем, когда, почувствовали, что двигатель уже ожил, потихоньку вытаскиваем подсос, добиваясь его работы без помощи педали газа. Сцепление не отпускаем до тех пор, пока двигатель немного не прогреется, иначе при отпускании педали сцепления, особенно зимой, он заглохнет, а на следующий пуск АКБ может и не хватить. После чего выбираемся из "леса" или со стоянки, стараясь не заглохнуть. И вообще в ближайшие 30 мин двигатель не глушим, электропотребители не включаем (если мы не ночном шоссе), даём АКБ подзарядиться от генератора.

Первые два случая относились к аккумуляторной батарее, дальше будем рассматривать случаи, когда с аккумулятором порядок, стартёр нормально крутит двигатель, но он не заводится. Проверим искру и бензоподачу (см. ниже).

"Прикуриваем"

При заводке двигателя от аккумулятора, стоящего на другом автомобиле, могут случится некоторые неприятности. Чтобы избежать их, дам несколько советов.

1. Имейте ввиду, что в бортовой сети некоторых автомобилей (грузовиков и автобусов) напряжение может быть не 12 В, а 24 В. "Прикуриваясь" от источника такого напряжения, "спалите" себе в автомобиле половину всей "электрики".

2. Использовать для этой процедуры нужно толстые провода с надёжным контактом соединения, лучше специальные, с мощными "крокодилами". Ток при работе стартёра может достигать 200 ампер, а потому тонкие провода, с искрящими контактами, могут привести к возгоранию и взрыву паров бензина и кислоты.

3. При неисправном реле-регуляторе на одном из автомобилей, можно повредить "электрику" другого автомобиля. Чтобы избежать этого, на автомобиле-доноре снимите одну или обе клеммы с АКБ, обеспечив тем самым разъединение бортовых эл. систем. Только после этого включайте зажигание и стартёр на заводимом автомобиле. Особенно это актуально для инжекторных иномарок, где блок управления ("мозги"), может стоить дороже "Жигулей".

Это основные советы. А вообще, никогда не спешите, думайте головой. "Донора" сразу после заводки не отпускайте, пусть прогреется ваш мотор и чуть зарядится ваш аккумулятор. Не посадите чужой аккумулятор, если чувствуете, что проблема не в вашем АКБ, а в чём- то другом, ну и т. д.

Заводим двигатель автомобиля с буксира

Заводка двигателя с помощью буксировки - довольно опасное мероприятие для автомобиля и окружающих. Придерживайтесь следующих правил.

1. Длина троса и использование световых приборов регламентированы ПДД. Не забывайте об этом.

2. Надёжно закрепляйте концы буксировочного троса к специально предназначенным проушинам, а при их отсутствии - к прочным неподвижным деталям кузова или подвески автомобиля. Неудачно приспособленный для крепления троса подручный инструмент типа гаечного ключа или пассатижей, может вылететь из вашего "сооружения" со страшной силой и покалечить окружающих людей и автомобили. А трос, привязанный к бамперу или к реактивной тяге в неподходящем месте, может их погнуть или вырвать.

3. Имейте в виду, что автомобиль с неработающим двигателем, а значит и с неработающим вакуумным усилителем тормозов, имеет недостаточную эффективность торможения, что может привести к столкновению автомобилей в сцепке при интенсивном торможении буксировщика.

4. Трос при буксировке старайтесь держать всегда в натянутом состоянии. Добиваются этого, используя правило - "передний тянет, а задний тормозит".

Все, вышеперечисленные, правила используются при буксировке и, естественно, при заводке двигателя автомобиля с буксира.

5. Перед заводкой двигателя, выезжаете на относительно спокойный, прямой и нескользкий участок дороги, включаете 2-ю, а лучше 3-ю передачу и плавно (при резком включении сцепления на автомобилях семейства ВАЗ-2109 возможен обрыв ремня ГРМ) отпускаете сцепление при скорости 20 - 30 км/час, не забыв включить зажигание. Важно при начале буксировки автомобиля, не забыть поставить ключ в замке зажигания в положение выключенной блокировки руля, а при заводке - в положение включённого зажигания. Как только двигатель заведётся, выключаете передачу, устанавливаете подсосом устойчивые обороты, притормаживаете и даёте сигнал к остановке буксировщику. Полезно, особенно в зимнее время, провентилировать камеры сгорания, если до буксировки, были попытки завести автомобиль со стартёра и свечи при этом вероятно были "залиты". Чтобы сделать вентиляцию (продувку), надо убрать подсос, нажать на педаль газа и дать покрутиться двигателю в таком режиме некоторое время (естественно при буксировке с включённой передачей).

Заводим с "толкача"

При заводке с помощью человеческих сил, а не лошадиных, нужна ловкость рук и ног и быстрая реакция, т. к. люди, толкающие вас, быстро устают и не могут развить скорость более 5 - 10 км/час.

Сперва дайте автомобилю разогнаться, не забудьте включить зажигание, а потом отпускайте сцепление с включённой 2-й или 3-ей передачей. Дальше действуем, как и при заводке с буксира, только быстрее, не забывая, что на передаче толкать автомобиль люди смогут не более 5 - 10 секунд.

Проверка искрообразования

Стартёр бодренько крутит двигатель, а заводится он не хочет. Ну, во-первых, не рекомендую крутить дольше 5-10 сек без перерывов на 2-3 мин, так как можно вообще "спалить" стартёр и посадить аккумулятор, и тогда уже точно в ближайшее время завести двигатель не получится.

После двух-трёх попыток заводки с "подсосом" - с закрытой воздушной заслонкой, советую сделать продувку цилиндров, т. е. сделать прокрутку с убранным "подсосом" и максимально нажатой педалью газа (акселератора).
Делается это для того, чтобы не "залить" свечи - горючая смесь в цилиндры поступает и не сгорает, свечи намокают от бензина, что затрудняет в итоге искрообразование.

Затем делаем ещё одну попытку заводки с "подсосом" и если двигатель "молчит", то дальше "мучить" его и себя скорее всего будет бесполезно. "Посадите" окончательно аккумулятор и на том всё закончится.

Проведём некоторые диагностические процедуры.

1. Убедимся, что в баке есть бензин. Возможно слили, или вытек через пробоину за ночь и такое тоже бывает.

2. Смотрим под капот, всё ли на месте, может что отвалилось, или украли, или крысы погрызли. На счёт крыс это не шутка, грызут провода и шланги сплошь и рядом...

3. Если под капотом сыро и влажно (по разным причинам), то обязательно протираем насухо верхнюю часть катушки зажигания, там где подсоединяются провода, и крышку распределителя зажигания снаружи и желательно внутри. Очень полезно на такой случай иметь "осушитель проводов" в аэрозольной упаковке. Распыляем на вышеуказанные места, быстро, эффективно и руки остаются чистыми. В осенне-весенний сезон незаменимая вещь. После удаления влаги двигатель можно попробовать завести ещё раз.

4. Дальше проверяем искру. Сперва смотрим на одном из свечных проводов. Снимаем провод со свечи, вставляем в него запасную свечу и кладём её на металлическую часть двигателя. Дальше прокручиваем двигатель стартёром и смотрим, есть ли искра между электродами свечи. Если нет, то возвращаем провод на место и проверяем искру на центральном проводе. Для чего вынимаем его из крышки распределителя зажигания и фиксируем в удобном месте так, чтобы зазор между наконечником и какой-либо металлической частью кузова или двигателя ("массой") составил 8 - 10 мм.

На "классике" удобно вставить колпачок провода между кронштейном бензопровода и крышкой газораспределительного механизма.

На переднеприводных - между бачком тормозной жидкости и главным тормозным цилиндром.

Если на центральном проводе искра есть, а на свечном нет, то в 99% случаев "пробит" бегунок и 1% - проблемы с высоковольтными проводами. С заменой бегунка, надеюсь справитесь (обращайте внимание на фиксаторы и на "классике" поддерживайте снизу ротор).

Если искры нет, то "худо", тут новичку справится будет трудно. Направление дальнейших поисков - проверить крутится ли ротор распределителя зажигания, проводка, катушка зажигания, конденсатор, коммутатор, датчик Холла и т. д.

Если с искрой порядок, то дальше смотрим систему бензоподачи.

Проверка поступления топлива

Смотрим поступление топлива, хотя и это может быть не последней причиной того, что наш двигатель не заводится.

Категорично судить о том, доходит или нет горючее до двигателя, можно только заглянув в поплавковую камеру карбюратора. Косвенно можно определиться по состоянию свечей - мокрые они или сухие, по сливу бензина через сливную трубку, ввёрнутую во впускной коллектор под карбюратором (слив имеется только на "классике" и то не на всех машинах). Но не будем гадать на кофейной гуще, лучше заглянем в карбюратор.

Снимаем корпус воздушного фильтра (в народе - "кастрюля") и отсоединяем бензошланг от карбюратора. Проверяем работу бензонасоса, направив шланг в подходящую ёмкость и покрутив двигатель стартёром несколько секунд. Проверка работы насоса с помощью рычага ручной подкачки может вас обмануть, т. к. его работа "от руки" не всегда означает, что он будет работать от привода мотора. Неисправности бензонасоса рассмотрены отдельно.

Убедившись в работоспособности насоса, снимаем крышку карбюратора, обратив внимание на подсоединение механизмов холодного пуска и не повредив поплавковый механизм.

Для этого, отвернув крепящие винты, поднимаем крышку строго вертикально и кладём её вверх поплавком на ровную поверхность, с которой потом соберём вывалившиеся винты.

Если поплавковая камера заполнена бензином примерно наполовину, то в общем и целом порядок и машина должна заводится. Но если при наличии бензоподачи и искрообразования заводится она не хочет, то без специалистов вы вряд ли справитесь, и причина кроется видимо уже в дефекте самого двигателя. Различные варианты неисправностей и их поиск мы рассмотрим в других статьях.

Возможные причины того, что в карбюраторе нет бензина, при рабочем бензонасосе: "залипла" игла в своём седле или примёрзла (зимой, например) или засорен фильтр в крышке (находится сразу за входным штуцером или прямо в нём - в некоторых иномарках), но это редкий случай, чтобы он засорился до полной непроходимости.

Возможные причины "перелива", это когда поплавковая камера заполнена почти до краёв: 
1 - изношенная запорная игла;
2 - мусор, попавший под иглу;
3 - бензонасос создаёт избыточное давление, но это, скорее всего может произойти, если вы вчера его меняли или ремонтировали и неправильно собрали.

Но даже, если "перелив" присутствует, завести мотор возможно.

Убираем "подсос" нажимаем педаль газа "в пол" и крутим стартёр. Когда "схватится" поддерживаем обороты "играя" педалью газа. Но если у вас нет музыкального слуха и вы не "чувствуете" мотор, то что из этого получится, я не знаю.

Если завестись удалось, то некоторое расстояние можно будет проехать, правда холостые обороты двигатель держать не будет и "съест" много бензина.

Статья скопирована с сайта http://www.as066.narod.ru/ с разрешения автора.

25.07.06.