NIVA-FAQ | ФОРУМ | НОВИНКИ FAQ | КАРТА САЙТА | ПОИСК ПО САЙТУ |
Пластичные
смазки Автор White Akela |
Пластичные смазки используют для уменьшения трения и износа узлов, в которых создавать принудительную циркуляцию масла нецелесообразно или невозможно. Например - подшипники колес, шарниры рулевого управления, ШРУСы, карданные и шлицевые соединения и так далее.
Состав
Основной компонент - масло (70-90% от массы). Свойства масла определяют основные свойства смазки.
Загуститель - каркас смазки. Упрощенно его можно сравнить с поролоном, удерживающим своими ячейками масло. Загуститель составляет 8-20% от массы смазки.
Присадки - практически те же, что используются в товарных маслах (моторных, трансмиссионных и т. п.). Представляют собой маслорастворимые поверхностно-активные вещества и составляют 0,1-5% от массы смазки.
Наполнители - улучшают антифрикционные и герметизирующие свойства. Представляют собой твердые вещества как правило неорганического происхождения, нерастворимые в масле (дисульфид молибдена, графит, слюда и др.), составляют 1-20% от массы смазки.
Модификаторы структуры - способствуют формированию более прочной и эластичной структуры смазки. Представляют собой поверхностно-активные вещества (кислоты, спирты и др.), составляют 0,1-1% от массы смазки.
Основные показатели качества смазок
Пенетрация (проникновение) - характеризует консистенцию (густоту) смазки по глубине погружения в нее конуса стандартных размеров и массы. Пенетрация измеряется при различных температурах и численно равна количеству миллиметров погружения конуса, умноженному на 10.
Температура каплепадения - температура падения первой капли смазки, нагреваемой в специальном измерительном приборе. Практически характеризует температуру плавления загустителя, разрушения структуры смазки и ее вытекания из смазываемых узлов (определяет верхний температурный предел работоспособности не для всех смазок).
Предел прочности при сдвиге - минимальная нагрузка, при которой происходит необратимое разрушение каркаса смазки и она ведет себя как жидкость.
Водостойкость - применительно к пластичным смазкам обозначает несколько свойств: устойчивость к растворению в воде, способность поглощать влагу, проницаемость смазочного слоя для паров влаги, смываемость водой со смазываемых поверхностей.
Механическая стабильность - характеризует тиксотропные свойства, т. е. способность смазок практически мгновенно восстанавливать свою структуру (каркас) после выхода из зоны непосредственного контакта трущихся деталей. Благодаря этому уникальному свойству смазка легко удерживается в негерметизированных узлах трения.
Термическая стабильность - способность смазки сохранять свои свойства при воздействии повышенных температур.
Коллоидная стабильность - характеризует выделение масла из смазки в процессе механического и температурного воздействия при хранении, транспортировке и применении.
Химическая стабильность - характеризует в основном устойчивость смазок к окислению.
Испаряемость - оценивает количество масла, испарившегося из смазки за определенный промежуток времени, при ее нагреве до максимальной температуры применения.
Коррозионная активность - способность компонентов смазки вызывать коррозию металла узлов трения.
Защитные свойства - способность смазок защищать трущиеся поверхности металлов от воздействия коррозионно-активной внешней среды (вода, растворы солей и др.).
Вязкость - определяется величинами потерь на внутреннее трение в смазке. Фактически определяет пусковые характеристики механизмов, легкость подачи и заправки в узлы трения.
Классификация смазок по консистенции (густоте)
Разработана NLGI (Национальный институт смазочных материалов США). Согласно этой классификации смазки делят на классы в зависимости от уровня пенетрации (см. выше) - чем больше численное значение пенетрации, тем мягче смазка. Классификация NLGI пластичных смазок по консистенции приведена в таблице (соответствует сортам по DIN 51818. DIN - Институт стандартов Германии).
Классификация смазок NLGI по консистенции
Класс | Диапазон пенетрации | Визуальная оценка консистенции |
000 | 445...475 | Очень мягкая, аналогичная очень вязкому маслу |
00 | 400...430 | Очень мягкая, аналогичная очень вязкому маслу |
0 | 355...385 | Мягкая |
1 | 310...340 | Мягкая |
2 | 265...295 | Вазелинообразная |
3 | 220...250 | Почти твердая |
4 | 175...205 | Твердая |
5 | 130...160 | Твердая |
6 | 85...115 | Очень твердая, мылообразная |
Пластичные смазки, используемые на автомобиле, принадлежат как правило ко второму классу.
В статье использованы материалы издательства "За Рулем".
White Akela.
Взято с сайта Нива-клуба www.niva.msk.ru.