NIVA-FAQ | ФОРУМ | НОВИНКИ FAQ | КАРТА САЙТА | ПОИСК ПО САЙТУ |
Очиститель
лобового стекла Ведущий раздела SirO |
Рис.
29. Очиститель лобового стекла.
1. Промежуточная тяга.
2. Поводок левого рычага.
3. Внутренний уравнитель.
4. Наружный уравнитель.
5. Ось рычага.
6. Втулки.
7. Войлок.
8. Кронштейн поводка.
9. Рычаг щетки.
10. Поводок правого рычага.
11. Скоба.
12. Моторедуктор очистителя ветрового
стекла.
13. Кривошип.
14. Шатунная тяга.
15. Распорная пружина.
16. Вкладыши.
17. Кожух реле.
18. Якорь реле.
19. Такопроводящая пластина.
20. Опора контактов.
21. Основание.
22. Обмотка реле.
23. Резистор.
24. Кронштейн прерывателя.
25. Биметаллическая пластина прерывателя.
26. Ось шестерни.
27. Шестерня редуктора.
28. Пружинная пластина.
29. Контактные стойки.
30. Смотри 29.
31. Крышка.
32. Вал якоря.
33. Крышка-картер редуктора.
34. Щетка.
35. Щеткодержатель.
36. Постоянный магнит.
37. Войлочное кольцо.
38. Подпятник.
39. Втулка.
40. Корпус.
41. Якорь электродвигателя.
42. Пластина крепления крышки.
43. Коллектор.
44. Электродвигатель смывателя ветрового
стекла.
45. Электродвигатель очистителя ветрового
стекла.
46. Термобиметаллический предохранитель.
47. Выключатель зажигания.
48. Реле зажигания.
49. Блок предохранителей.
50. Переключатель очистителя и смывателя
ветрового стекла.
51. Реле очистителя.
А - Условная нумерация штекеров в колодках
реле и электродвигателя очистителя.
В - Условная нумерация штекеров в колодке
переключателя очистителя.
I. Моторедуктор очистителя ветрового стекла.
II. Реле РС-514 очистителя ветрового стекла.
III. Схема включения электродвигателей
очистителя и омывателя ветрового стекла.
На автомобилях ВАЗ-21213 применяется электрический очиститель ветрового стекла с параллельным движением щеток. Он состоит из рычажного механизма, щеток с рычагами и моторедуктора 12. Вращение кривошипа 13 тягой 14 преобразуется в качание поводков 2 и 10, связанных тягой 1. Частота качания рычагов составляет 50-70 двойных ходов в минуту. Оси поводков вращаются каждая в двух металлокерамических втулках 6, разделенных войлочной вставкой 7. Втулки и войлок пропитаны маслом. Тяги 1 и 14 соединяются с поводками и кривошипом сферическими шарнирами, в которых находятся по два полусферических металлокерамических вкладыша 16, пропитанных маслом, которым также заполнено и пространство между вкладышами.
Моторедуктор состоит из электродвигателя с возбуждением от постоянных магнитов и червячного редуктора. Электродвигатель имеет стальной корпус 40, внутри которого пружинными держателями закреплены два постоянных магнита 36, образующие вместе с корпусом статор. Вал якоря вращается в двух металлокерамических втулках, закрепленных стальными обоймами одна в корпусе, а другая в крышке 33. Вокруг втулок помещены войлочные кольца 37, пропитанные маслом. Осевое усилие, действующее на вал якоря от червячной передачи, воспринимается текстолитовым подпятником 38, в который упирается задний конец вала. Осевой свободный ход вала регулируется подбором шайб, устанавливаемых между коллектором и передней втулкой вала якоря.
Корпус электродвигателя закрывается крышкой 33, являющейся одновременно картером редуктора. Крышка отлита из алюминиевого сплава и крепится к корпусу двумя винтами. С внутренней стороны к крышке приклепан пластмассовый щеткодержатель 35 с двумя щетками, а с наружной (в картере редуктора) находится пластмассовая червячная шестерня 27 с кулачком. Шестерня напрессована на ось 26, которая вращается в металлокерамической втулке, запрессованной в крышку 33.
Передаточное отношение редуктора составляет 51:1. Картер редуктора закрывается пластмассовой панелью и крышкой 31. В панели находятся контактные стойки, к которым припаиваются провода и крепится пружинная пластина 28 с контактами выключателя, обеспечивающего остановку электродвигателя в тот момент, когда щетки находятся в нижнем положении. Контакты пружинной пластины прижимаются к стойке 30, соединенной с источником питания. Когда выступ кулачка шестерни находится против пластины, он отжимает ее от стойки 30 и прижимает к стойке 29, соединенной с "массой".
В очистителе устанавливается термобиметаллический предохранитель 46 многоразового действия, который защищает цепь питания обмотки якоря электродвигателя от перегрузок при заедании механизма очистителя или примерзании щеток к стеклу.
Реле очистителя ветрового стекла. Для получения прерывистой работы очистителя применяется реле типа РС-514. Оно устанавливается под панелью приборов с левой стороны. На сердечнике в пластмассовом каркасе находится обмотка 22 сопротивлением 66 Ом. На пластмассовой опоре 20 расположены две пары неподвижных контактов. Верхняя пара контактов является нормально замкнутой. При срабатывании реле верхняя пара контактов размыкается, а нижняя замыкается. Прерыватель состоит из биметаллической пластинки 25 с обмоткой из нихромовой проволоки.
Работа очистителя.
Рычаг переключателя очистителя расположен с правой стороны рулевой колонки и имеет три положения: "выключено" (рычаг в верхнем положении), "прерывистая работа" (среднее положение рычага) и постоянная работа" (нижнее положение рычага). Включение очистителя возможно только при включенном зажигании.
Постоянная работа очистителя. При включении очистителя (когда пластина 28 замкнута с контактом 29) ток идет от источников питания по пути: зажим "30" генератора - контакты "30" и "87" реле 48 зажигания - штекеры "2" и "Б" блока предохранителей - переключатель 50 очистителя - по серому проводу до пластины 28 выключателя электродвигателя - предохранитель 46 - обмотка якоря электродвигателя - "масса". Электродвигатель работает с постоянной скоростью и щетки качаются с частотой 50-60 циклов в минуту.
Когда электродвигатель начинает работать, шестерня 27 поворачивается и пластина 28 замыкается с контактом 30. В этом случае ток идет более коротким путем непосредственно от блока предохранителей по оранжевому проводу к контакту 30 выключателя электродвигателя, минуя переключатель очистителя.
Прерывистая работа очистителя достигается с помощью реле РС-514, которое включается при среднем положении рычага переключателя 50. Как и в предыдущем случае ток идет от зажима "30" генератора и тем же путем течет до переключателя очистителя. Затем путь тока следующий: переключатель очистителя - красный провод - обмотка электромагнита реле - контакты прерывателя реле - биметаллическая пластина прерывателя - желтый провод переключатель очистителя - "масса".
Ток, протекающий по обмотке электромагнита реле, вызывает притяжение якоря к сердечнику, и замыкаются нижние контакты реле (на схеме верхние), а верхние размыкаются. Через замкнутые нижние контакты реле начинает протекать ток, питающий обмотку якоря электродвигателя. Одновременно протекает ток по обмотке прерывателя реле. Этот ток разогревает обмотку прерывателя. Биметаллическая пластинка от нагревания выгибается, и контакты прерывателя размыкаются, отключая питание обмотки электромагнита. Нижние контакты реле размыкаются, а верхние (на схеме нижние) замыкаются, соединяя с "массой" контакт 29 выключателя электродвигателя. Электродвигатель останавливается.
Поскольку ток теперь не протекает через обмотку прерывателя, то она остывает вместе с биметаллической пластиной. Пластина принимает прежнюю форму, и контакты прерывателя замыкаются, включая питание обмотки электромагнита. Описанный цикл повторяется вновь с частотой 9-17 раз в минуту. За время одного цикла щетки совершают один двойной ход и останавливаются в нижнем положении.
Выключение очистителя происходит после перевода рычага переключателя 50 в исходное положение. В этом случае ток к обмотке якоря электродвигателя подается только от штекера "Б" блока предохранителей по оранжевому проводу через замкнутые контакты 28 и 30 концевого выключателя в электродвигателе. В тот момент, когда щетки очистителя придут в нижнее положение, выступ кулачка червячной шестерни редуктора разомкнет контакты 28 и 30 и отключит питание обмотки якоря. Якорь электродвигателя остановится, и щетки очистителя останутся в нижнем положении.