NIVA-FAQ | ФОРУМ | НОВИНКИ FAQ | КАРТА САЙТА | ПОИСК ПО САЙТУ |
Ленточные,
рычажные, масляные... Подобрала Cockchafer |
Форум «Нива 4х4» NIVA-FAQ Техника Подвеска колес Амортизаторы |
Первые автомобили, как и их предки – экипажи на конной тяге, обходились вовсе без амортизаторов. Вполне хватало рессор, которые сами выполняли функции гасителей благодаря взаимному трению листов. Выходило, что старая, грязная и ржавая рессора гасила колебания машины лучше новой. О том, как появились амортизаторы, "вспоминает" Сергей КАНУННИКОВ.
Чтобы обеспечить комфорт, а главное -
устойчивость и управляемость автомобиля на
растущих скоростях, от конструкторов
потребовалось создать демпфирующие
устройства в дополнение к рессорам. Первые
амортизаторы были предложены в 1904 году.
Однако они оказались слабы и поэтому очень
недолговечны - ими служили, как правило,
резиновые детали или дополнительные
рессоры, которые ограничивали ход основных.
Более совершенная конструкция
представлена на фото.
Амортизатор ударов на автомобиле "Испано-Сюиза"
состоял из двух ножницеобразных рычагов,
один из которых был шарнирно связан с осью (рессорой),
а другой – с рамой. Колебания гасили
фрикционные диски, интенсивность действия
которых регулировали гайкой. Такие
амортизаторы дожили до 30-х годов.
Распространенный в США ленточный
амортизатор работал только в одну сторону,
не позволяя сжатой рессоре быстро "расслабляться".
Укрепленная на оси мощная лента свободно
скользила при сжатии рессоры внутрь
корпуса, а при обратном ходе сильно
тормозилась комбинацией фрикционных
пластин и нажимной пружиной. Первые
гидравлические (масляные) амортизаторы
были рычажными. Небольшой резервуар
располагался на раме, причем параллельно
последней (фото справа представляет более
позднюю модель "Испано-Сюизы"). Рычаг
амортизатора соединялся с тягой, которая
другим концом была связана с рессорой.
Такая конструкция, совершенствуясь, просуществовала до 50-х годов – достаточно вспомнить заднюю подвеску "Победы" и ЗИМа (ГАЗ-12). В задней подвеске "Москвича-401" амортизатор крепился, напротив, к рессоре, а тяга, связанная с рычагом, – к кузову. В передней подвеске "Победы" и ЗИМа амортизатор был закреплен на балке моста, а его сварной рычаг сложной формы служил одновременно рычагом самой подвески. Постепенно на смену рычажным пришли телескопические амортизаторы, хорошо знакомые современным автомобилистам. У нас в стране они появились в 1956 году сначала на "Москвиче-402", а вскоре – на "Волге" (ГАЗ-21).