NIVA-FAQ  ФОРУМ  | НОВИНКИ FAQ  |  КАРТА САЙТА  |  ПОИСК ПО САЙТУ   
 Бюджетный иммобилайзер
 Автор КРОКозябр

Ни для кого не секрет, что защита автомобиля в наше время имеет актуальнейшее значение для владельца. Помимо любителей просто покататься, есть и профессиональные угонщики, оснащённые самой современной аппаратурой для нейтрализации автосигнализации. Помимо этого есть преступники, действующие и более бесцеремонно, "просящие" водителя убраться из машины.

Это устройство выступает в роли "второй линии обороны" автомобиля совместно с уже установленной сигнализацией, хотя не исключено его применение и как самостоятельного блокиратора. Несмотря на свою простоту при грамотной установке предлагаемая конструкция способна обеспечить защиту автомобиля от угона не хуже промышленных аналогов. К достоинствам блокиратора можно отнести то, что переключение производится коротким импульсом, и любое из состояний может длиться неограниченное время, практически не потребляя тока. В базовом варианте устройство имеет следующие возможности:

1.Блокирование цепей зажигания, стартера и бензонасоса (для инжекторных двигателей) при постановке автомобиля на охрану с брелка сигнализации или в ручном режиме.
2.Снятие блокировки магнитным брелком.
3.Блокировка двигателя с выдержкой времени при "наглом" способе угона, когда водителя просто выбрасывают из салона автомобиля.

Работа схемы проста и требует минимального описания. При подачи питания на схему в первый раз дистанционный переключатель К1 может находиться в любом положении, а на выводе (11) одновибратора на DD1 устанавливается логическая "1". Через конденсатор C2 открывается транзистор VT2, и K1 переводится в положение, когда его контакты разрывают цепи питания стартера, системы зажигания и бензонасоса (если двигатель инжекторный) или электроклапана в системе питания. Разблокировать двигатель возможно воздействием магнитного брелка на геркон SA1, который находится под пластиком приборной панели в известном владельцу месте. При этом импульс через C4 открывает транзистор VT4, который в свою очередь открывает транзистор VT3. К1 переводится в противоположное положение и подаёт питание к заблокированным цепям. В дальнейшем произвести блокировку двигателя возможно одним из трёх способов:

1) С брелка сигнализации; при этом импульс с сирены через C1 откроет VT1 и сработает К1.
2) Нажатием кнопки КН1 (блокировка включится немедленно).
3) Нажатием кнопки КН2, при этом запускается одновибратор на DD1 и с выдержкой времени двигатель блокируется. При указанных на схеме номиналах C3 и R6 задержка блокировки составляет около 1-1.5 минут. Ее можно изменить в любую сторону изменением этих деталей.

Схему можно несколько упростить, если удалить каскад на транзисторе VT2 и переключив вывод 11 DD1 на "входной" вывод конденсатора C1 через диод. Соответственно и вход от сирены подать на C1 тоже через диод.

Светодиод, индицирующий активированное состояние, лучше поставить мигающий, тогда потребление энергии от аккумулятора будет меньше.

О деталях

В качестве К1 применён дистанционный переключатель ДП12 (паспорт РС4.521.901) с напряжением срабатывания 24 вольта и имеющий 12 групп переключающих контактов, которые можно соединять параллельно для надёжности. Для уменьшения напряжения срабатывания обмотки реле соединены параллельно. 24 вольта - это паспортное значение. На самом деле уверенное переключение происходило при 12 В, поэтому я его и применил. Более низковольтные реле (5-7 В) тоже можно применить, но нужно будет поставить соответствующие токоограничивающие резисторы в обмотки.

В качестве замены подойдут поляризованные реле типов РПС28 (4.521.938;4.521.940) - 8 групп контактов, РПС36 (4.520.901) - 6 групп, РПС20 (4.521.752;4.521.762) - 2 группы контактов или другие с напряжением срабатывания 8-10 вольт. В качестве С3 желательно применить танталовый конденсатор типов ЭТО, К-52 как имеющие минимальный ток утечки. Остальные детали некритичны к применяемым типам. Если не нужна возможность включения блокиратора с задержкой, то из схемы можно исключить транзистор VT2, элементы C2, R2 и микросхему DD1 с "обвязкой". В принципе, можно удалить и стабилизатор напряжения DA1 (конденсаторы C5 и C6 лучше оставить).

Устройство смонтировано на плате из фольгированного стеклотекстолита толщиной 1,5-2 мм и размещено в подходящей по габаритам пластиковой коробке. Вне корпуса находятся только КН1, КН2, геркон SA1 и светодиоды VD4, VD5 (служат для индикации состояния устройства). Геркон расположен в потайном месте, удобном для владельца, а кнопку КН2 рекомендуется прикрепить под "баранкой" на пластиковом кожухе, закрывающем вал рулевого управления, чтобы она была легко доступна в случае необходимости. Размещение КН1 - на усмотрение владельца автомобиля. Магнитный брелок изготовлен из прямоугольного мебельного магнита, помещённого в подходящую пластиковую трубку с натягом. Сквозь трубку продето кольцо для крепления на связке ключей. Блокиратор размещается в труднодоступном без применения инструментов месте. Необходимо уделить максимум внимания незаметной прокладке соединяющих проводов и их надёжному подключению к точкам электрооборудования, подлежащим блокировке.

Главное, что требуется учесть, так это то, что любая, даже самая фирменная и дорогостоящая система не будет эффективной в должной мере при небрежной установке.

04.03.09.