NIVA-FAQ | ФОРУМ | НОВИНКИ FAQ | КАРТА САЙТА | ПОИСК ПО САЙТУ |
О тормозных
жидкостях - все что вы хотели знать, но не
знали как спросить Автор White Akela |
Для начала следует понять, что тормозная жидкость - часть гидравлической тормозной системы. Это рабочее тело, передающее давление от главного тормозного цилиндра к колесным.
Разберемся по каждому пункту
Что такое давление? Глупый студент ответит - отношение силы к площади ее приложения. Но это не так - например, ткните пальцем в лужицу воды на столе - сила есть, а давление воды осталось постоянным. Не следует путать размерность величины с ее сутью - давление это напряжение сжатия. И поскольку большинство жидкостей практически несжимаемо, давление будет передаваться по жидкости, и по истечении ничтожно малого времени будет одинаковым во всем объеме, занимаемом этой жидкостью.
То есть жидкость проводит давление примерно так же, как провода проводят электрический ток. И поскольку провода делают не из первого попавшегося материала, а из того который подходит, так и жидкость должна иметь определенные свойства, чтобы быть хорошим проводником давления.
Два свойства наиболее важны:
1) она должна оставаться жидкостью, то есть
при рабочих условиях не кипеть и не
замерзать;
2) она должна сохранять свойства в течение
длительного времени.
Рассмотрим первое требование - рабочая
температура тормозной жидкости колеблется
от - 50 (на стоящем автомобиле в сильный мороз)
до + 150 при движении по горным дорогам.
Итак что произойдет при закипании
тормозной жидкости?
Пузырьки пара вытесняют некоторую ее часть
в расширительный бачок ГТЦ. В системе
остается жидкость, перемешанная с
пузырьками пара. Но если сама жидкость
несжимаема, то микроскопические пузырьки
как раз хорошо сжимаются. И теперь
передаваемое давление в первую очередь
пойдет на сжатие пузырьков во всем объеме.
Как это будет выглядеть для водителя:
педаль тормоза станет мягкой, провалится, а
торможения нет.
Температура кипения тормозной жидкости
напрямую зависит от содержания в ней воды, и
с повышением ее концентрации снижается.
Поэтому тормозная жидкость должна обладать
минимальной гигроскопичностью (влагопоглощением).
Кроме этого, влага в системе способствует
коррозии цилиндров, а в холодное время - и
образованию ледяных пробок.
На рисунке приведена зависимость температуры кипения тормозной жидкости Роса от объемной концентрации в ней воды.
А что будет если жидкость не обладает
достаточной морозостойкостью, то есть
резко меняет свои свойства при понижении
температуры или просто замерзает?
Наиболее критичным параметром при этом
становится вязкость - если она увеличится,
то заметно возрастет время срабатывания
тормозов.
(Подробности для любознательных: в стандарте, разработанном Международным объединением инженеров транспорта (SAE), прямо указано, что вязкость тормозной жидкости при -40oС не должна превышать1800 сСт (мм2/с). Кроме SAE, требования к тормозным жидкостям отражены в документах американского Федерального общества по безопасности транспортных средств FMVSS. В них предусмотрены три нормативных класса: DOT-3, DOT-4 и DOT-5.1.)
Какие еще требования предъявляют к тормозным жидкостям? Это смазывающие и антикоррозионные свойства, поршни должны легко перемещаться, а цилиндры - не ржаветь. Несомненно необходима совместимость с деталями тормозной системы, в частности, с резиновыми уплотнениями и шлангами.
Учитывая столь непростые требования, современная тормозная жидкость достаточно сложна по составу.
Большинство современных продуктов (в том числе и хорошо знакомые нам Нева, Томь и Роса) основано на гликолевых смесях.
(Подробности для любознательных: гликоли (диолы) - это спирты, имеющие по две гидроксильные группы ОН. Простейший представитель семейства гликолей - хорошо известный моноэтиленгликоль, применяемый в антифризах. )
Гликолевые смеси в тормозных системах использовались не всегда...
Несколько десятков лет назад появилась
БСК - тормозная жидкость красного цвета. Ее
делают из бутилового спирта и касторового
масла, смешивая их в пропорции 1:1 (отсюда и
название продукта - БСК). Она неприменима в
современном автомобиле (в том числе и НИВЕ).
Главная причина - низкая температура
кипения - всего 115оС. И на морозе
вязкость БСК возрастает. Специально для
продвинутых Нивоводов отмечу, что БСК
применима в УАЗиках.
Кстати БСК не поглощает воду.
Всем известная Нева имеет в основе гликолевый эфир в смеси с полиэфиром. Важный ингредиент этой жидкости - антикоррозионная присадка. Эта жидкость весьма гигроскопична и при эксплуатации быстро снижает температуру кипения. На мой взгляд - несмотря на совместимость - неприменима в НИВЕ из-за особенностей эксплуатации автомобиля (бездорожье). Тем более, что сегодня эта жидкость считается устаревшей и массово не производится.
Томь - в состав этой жидкости тоже входит
гликолевый эфир и пакет целевых присадок.
У Томи в сравнении с Невой улучшены
основные эксплуатационные показатели.
Поэтому ее причисляют классу,
удовлетворяющему требованиям DOT-3 (см ниже).
На мой взгляд - несмотря на совместимость,
неприменима в НИВЕ из-за трудностей
идентификации подлинности происхождения.
Наиболее совершенный массовый продукт
отечественного гликолевого семейства -
Роса. Эта жидкость основана на
борсодержащем полиэфире со специальным
пакетом присадок. Поэтому она
удовлетворяет нормам класса DOT-4.
Роса DOT-4 в фирменной упаковке АО
Капролактам полностью подходит для
эксплуатации в тормозной системе Нивы с
заменой в указанные АвтоВАЗом сроки - через
два года или через 100 тыс. км пробега.
Импортные препараты широко представлены
на рынке. При выборе основной критерий -
соответствие требованиям класса DOT,
рекомендованного для конкретного
автомобиля (для Нивы DOT-4).
На мой взгляд использование импортных
жидкостей в Ниве имеет мало смысла.
Коррозия тормозной системы активнее идет
снаружи, а остальные свойства идентичны
Росе.
И наконец для самых любознательных - некоторые автомобильные компании применяют тормозные жидкости на основе минерального масла. Они не гигроскопичны, не провоцируют коррозию и служат дольше коллег , имеющих гликолевую закваску. Встречаются очень редко и стоят дорого.
Параметры жидкостей и стандартов.
Показатели тормозных жидкостей | Жидкости | Классы по стандарту | |||||
БСК | "Нева" | "Томь" | "Роса" | DOT-3 | DOT-4 | DOT-5.1 | |
"Сухое" кипение, градусов С, не менее | 115 | 195 | 220 | 260 | 205 | 230 | 260 |
"Увлажненное"
кипение, градусов С, не менее |
- | 138 | 150 | 165 | 140 | 155 | 180 |
Соотв. DOT-3 | Соотв.
DOT-4 |
White Akela.
Взято с сайта Нива-Клуба www.niva.msk.ru.