NIVA-FAQ  ФОРУМ  | НОВИНКИ FAQ  |  КАРТА САЙТА  |  ПОИСК ПО САЙТУ   
 Вариант установки от ALER'а
 Автор ALER

Вентилятор зубильный с восьмилопастной крыльчаткой. Стоит, как положено, с левой стороны от штатного на свободной области радиатора. 

Крепление вентилятора выполнено в 3-х точках. Нижняя точка - к левой (по ходу машины) П-образной скобе в нижней части радиатора. Там есть отверстие, в которое можно вставить винт М6х45 с головкой под крест. Для этого потребуется немного отогнуть наружную сторону этой скобы. Отверстие под этот винт в кожухе вентилятора делается по месту. Сверху кожух закреплен двумя планками, отрезанными от "мордочек" видеокарт. Планки согнуты по месту и закреплены саморезами к кожуху и к верхней плоскости радиатора. В радиаторе отверстия делались строго посередине - там в каждом слое проходят две трубки и нужно попасть точно между ними.

Кожух зубильного вентилятора в одном углу имеет прямоугольный вырез. Сориентирован кожух был так, чтобы этим вырезом обойти сливной краник в левом нижнем углу радиатора.

У скобы внизу и под верхнюю кромку кожуха подложены резинки. Долго искал по строительным ярмаркам отечественный оконный уплотнитель (П-образный резиновый профиль), но он куда-то исчез. В конце концов, нашел нечто подобное автомобильное (не знаю от чего) с почти круглым сечением и вырезом, чтобы одеть на кромку.

Электровентилятор подключается через реле (самое простое, "с ушком" и одним замыкающим контактом), которое закреплено под гайку крепления бачка с тормозной жидкостью тормозов со стороны крыла. Под эту же гайку зажат нулевой провод вентилятора и один полюс обмотки реле. Второй провод вентилятора идет на контакт реле, а провод с другого контакта заведен в салон и подключен к 16-му предохранителю (он свободен и подключен к +12 В не через замок зажигания). Предохранитель поставлен на 16 А.

Провод со второго вывода обмотки реле также протянут в салон и подключен к обычной трехпозиционной клавише (с символом вентилятора), размещенной на одном из свободных мест в бороде. Клавиша имеет три вывода, и указанный провод подключен к среднему. На верхний вывод подано напряжение +12 В после замка зажигания с одной из соседних клавиш (желто-голубой провод). Нижний вывод пока свободен - в планах сборка электронной схемы для автоматического включения вентилятора.

03.05.00, оригинал.

Эксплуатации в течение года показала эффективность устройства. До управления вентилятором от дополнительного датчика температуры или от от штатного (с электронной пороговой схемой) дело так и не дошло, и, пожалуй, тратить на это время не буду. Вентилятор включаю профилактически - когда можно ожидать перегрева (в жару, в пробках и при медленном движении по бездорожью). В остальных случаях система охлаждения вполне справляется с отводом тепла, тем более, что радиатор у моей Нивки защищен от загрязнения сеткой.

Действительно, вентилятор несколько мешает устанавливать угол опережения зажигания. Но при наличии некоторого навыка это сделать можно. А если что - и снять совсем нетрудно - всего три винта.

Хочу высказать одно важное соображение. Я убежден, что при наличии дополнительного вентилятора, установленного на левой половине радиатора, нельзя снимать крыльчатку штатного вентилятора. Если ее снять, правая сторона двигателя будет хуже обдуваться, а ее сильно нагревает выпускной коллектор. В результате будет сильный перегрев правой стороны ГБЦ и блока цилиндров. Чтобы снять штатную крыльчатку, нужно либо ставить электровентилятор на штатное место, либо использовать сдвоенный вентилятор, как в инжекторных Нивах.

20.06.01.

Дополнение от 28.07.05, автор fanngorn.

Позволю себе не согласиться с автором, что на место штатного механического можно поставить зубильный электровентилятор. Он туда НЕ ЛЕЗЕТ! Мешает шкив помпы. Вентилятор становится максимум на середину радиатора, но никак не на место штатного. Можно, конечно, приспособить сдвоенного "карлсона" от 21214, но, во-первых, у меня вырезана передняя панель кузова, и почти вплотную к радиатору стоит лебёдка, соответственно для вентилятора места не остаётся, во-вторых, цена 2500 р. на данное изделие мне кажется чересчур завышенной. Потому оставил один зубильный вентилятор, а при опасности перегрева включаю печку и установленную электропомпу от Газели.