NIVA-FAQ | ФОРУМ | НОВИНКИ FAQ | КАРТА САЙТА | ПОИСК ПО САЙТУ |
Звуковой сигнал
через реле Автор ALER |
1. Часть первая, 2001 год.
2. Дополнение от GStas.
3. Часть вторая, 2014 год.
На звуковой сигнал постоянно подано напряжение 12 В - даже при выключенном зажигании, а включение его производится замыканием одного провода на массу. ВАЗ сэкономил на реле. В результате всю нашу соленую слякотную зиму идет электролиз - подходящие медные провода и сама обмотка звукового сигнала просто растворяются. Это и есть причина скорой (одна, максимум - две зимы) его смерти.
Чтобы этого избежать и разгрузить контакты я изменил схему включения звукового сигнала: поставил реле - самое простое, "с ушком" и одним замыкающим контактом. Реле закрепил под гайку бачка с тормозной жидкостью для тормозов.
К звуковому сигналу идут два провода. Плюс подается по одному из красных проводов, идущих к разъему для переноски (рядом с упомянутым бачком). На массу сигнал замыкается через серо-черный провод, идущий здесь же в жгуте из салона. Снял изоляцию с участка жгута ~15 см. Там два серо-черных провода, к сигналу идет тот, который потоньше. Перекусил его так, чтобы уходящий к сигналу конец можно было заземлить под ту же гайку. Верхний конец нарастил и подключил к обмотке реле. Красный провод тоже перекусил. Его конец, уходящий к сигналу, соединил с контактом реле, а на обмотку и другой контакт развел другой конец красного провода. Восстановил изоляцию жгута.
В результате звуковой сигнал все время находится под нулевым потенциалом, 12 В подается только при его включении - поэтому электролиза нет. Реле и сам сигнал запитаны через тот же предохранитель, что и раньше.
Кроме того, параллельно штатному подключил дополнительный звуковой сигнал турецкого производства (низкий тон) - большего, чем штатный размера, красный. Сигнал встал без каких бы то ни было проблем ниже штатного на тот же болт.
Года два назад еще для прежней Нивки (когда после второй ее зимы штатный сдох) я купил два таких сигнала - с высоким и низким тоном. Но запихнуть сразу оба за решетку радиатора не получилось, использовал тогда только высокий тон. Сейчас пригодился и низкий тон. Вместе с штатным они дают довольно резкий звук.
При монтаже использовались обычные обычные луженые медные наконечники проводов. Поскольку у меня нет специального девайса для обжима таких наконечников, я пропаял их, а затем обмазал мовилем.
Вся операция заняла около 2-х часов неспешной работы с перекурами и почесыванием потылицы. Можно сделать и за час:-). За прошедший год никаких проблем не возникало.
ALER, 11.05.01.
Дополнение от 06.06.08, автор GStas.
Проблема коррозии контактов "бибикалки" хорошо известна. И в FAQ'е давно описано решение: установка дополнительного реле. Но реле предлагается ставить внутри моторного отсека. А мне показалось, что удобнее и надежнее его закрепить саморезом на передней панели под щитком приборов:
В схеме используется штатная проводка. При этом надо отключить штатный серо-черный провод от 8-миконтактной подрулевой колодки и "посадить" его к клеммам реле:
* * *
ВАЗ-21214М 027-й комплектации, выпушена в сентябре 2013 года. Жгуты собраны в гофру, штатный звуковой сигнал подключен через герметичный разъем. Вот такой:
В подходящем к разъему жгуте два провода. Красный - это постоянный плюс. Серый с черной полосой идет к рулевой колонке и замыкается на массу, когда водитель нажимает на клаксон.
Сразу скажу, что клемму с АКБ не снимал и, видимо, где-то коротнул красный провод на массу, хотя и следил за ним. Но... .когда под конец звуковые сигналы отказались работать, пришлось лезть в схему и разбираться, какой предохранитель сгорел. Почему-то имело хождение мнение, что предохранитель где-то около АКБ под капотом, но выяснилось, что это заблуждение. Провод идет из салона от 10-го предохранителя (правый крайний в большой колодке предохранителей), штатно он на 16 ампер. Так было раньше, так же осталось и в эМке. Еще к нему подключено салонное освещение - по этому признаку можно сразу установить, что он сгорел.
Снял звуковой сигнал (ключ на 13) и откусил провода у самого разъема. Прямо в гофре вынул жгут под капот (он проходит через резиновый уплотнитель) и сразу вытащил из первого крепления жгута. Реле я с самого начала решил поставить на крепление штампованной поперечины под запаской - и жгут туда нормально дотянулся.
Реле - обычное, 4-хконтактное с ушком. Цоколевка нанесена на корпусе. Красный провод подключается к обмотке и контакту. Серый с черной полосой - к другому полюсу обмотки. К другому выводу контакта подключаем провод, который пойдет к звуковым сигналам. делаем его - на два звуковых сигнала - и сразу обратный, массовый провод, который заводим на шпильку массы рядом с реле - в нескольких сантиметрах от крепления штампованной поперечины под запаской. Вот эти провода:
Провода скрутил и обмотал изоляцией:
Обратите внимание: "мамы" на те концы, которые будут подключены к реле и шпильке массы, пока не сделал.
Пропустил через резиновое уплотнение и первое крепление жгута, подвел их к тому месту, где будет стоять реле.
У Юнкаса купил комплект китайских звуковых сигналов громкостью 115 дБ (высокий и низкий тон):
Спереди подключил провода к звуковым сигналам, а сами сигналы закрепил на штатной шпильке штатной гайкой:
Одел "мамы" на свободные концы проводов, подключил их к реле и шпильке массы, затем закрепил реле:
... И, когда все это не заработало - как написал в начале - пошел разбираться с предохранителями... Разобрался успешно!
ALER, 05.05.14.