Передние тормоза
Автор Володюшка
|
|
Передний тормозной механизм - дисковый, с
подвижным суппортом. Механизмы с подвижным
суппортом исключают неравномерный износ
колодок. Дисковые тормоза по
конструктивным особенностям эффективнее
барабанных и лучше охлаждаются, т. е. могут
работать с бОльшим выделением тепла, в
которое преобразуется кинетическая
энергия движущегося автомобиля при
торможении.
Рекомендации и предостережения
по колодкам
Тормозные колодки являются одной из
частей тормозной системы, напрямую
отвечающей за безопасность. Именно поэтому,
замену тормозных колодок должен
производить квалифицированный автомеханик.
Непрофессиональная замена колодок может
послужить причиной поломки тормозной
системы и автомобиля в целом.
Замена тормозных колодок является
хорошим поводом произвести тщательный
осмотр всех узлов тормозной системы. Будучи
одними из исполнительных элементов
тормозной системы, тормозные колодки могут
сигнализировать о неисправностях диска,
суппорта, деталей ходовой системы.
- Тормозные колодки необходимо заменять
комплектно на одной оси - колодки из одной
партии обладают одинаковыми физико-механическими
свойствами и обеспечивают стабильность
тормозных характеристик. Именно поэтому
не используйте колодки из разных коробок
(партий) или колодки различных
производителей - в этом случае они могут
не обеспечивать необходимую
эффективность работы тормозной системы.
- Чрезмерный износ одной или двух колодок
из четырех свидетельствует о
неисправности тормозного суппорта в т.ч.
и о неисправности рабочего цилиндра (заклинивании).
- Не используйте изношенные тормозные
диски, не отвечающие требованиям
производителя автомобиля и минимальной
толщине диска - 9мм. При эксплуатации
чрезмерно изношенных дисков нарушается
режим отвода тепла из зоны трения, что
может привести к перегреву тормозных
колодок, резкому снижению эффективности
торможения и короблению диска.
- Регулярно следите за толщиной
фрикционной накладки. Дисковые тормозные
колодки должны быть заменены, когда
толщина хотя бы одной из четырех
фрикционных накладок приближается к 2 мм.
- Не устанавливайте тормозные колодки на
автомобиль, для которого они не
предназначены - рассчитанные и
изготовленные для определенного
тормозного узла, они могут не выполнять в
полной мере своего функционального
предназначения.
- Фрикционная накладка обладает
определенной степенью хрупкости. Не
допускайте падения тормозных колодок и
не применяйте резких ударов при их
установке.
- Не допускайте подтекания тормозной
жидкости через манжеты главных тормозных
цилиндров и места подсоединения
трубопроводов. Подвергайте регулярному
осмотру тормозные шланги, при наличии
трещин и следов механических повреждений
замените их.
- Не продувайте тормозной узел сжатым
воздухом - остатки фрикционной смеси
вредны для здоровья.
- Не допускайте попадания на тормозные
колодки, диски, суппорты, шланги и т.п.
масел, смазок или других жидкостей на
основе масел.
- По возможности избегайте экстренного и
затяжного торможения во время пробега
первых 500 км - периода приработки колодок
к диску, этим вы обеспечите долгий срок
службы тормозных колодок и исключите
появление посторонних шумов.
В Нивской
конференции auto.ru рекомендуются колодки
FERODO, DAfmi, QH, Lockheed, ТИИР. Из недорогих хороши
егорьевские. Ходят передние колодки до 10 000
км, импортные до 20 000 км; пробег сильно
зависит от состояния тормозных цилиндров и
стиля вождения.
Замена передних тормозных
колодок
Демонтаж колодок:
- После снятия колеса расшплинтуйте ось
верхнего прижимного рычага, выньте её и
снимите рычаг. Снимите суппорт в сборе и
выньте изношенные колодки из пазов
направляющей.
Очистка и проверка:
- Удалите грязь и ржавчину в паре: "направляющий
скос суппорта - прижимной рычаг".
- Допускается наличие на поверхности
диска малой бороздки, еле ощутимой
кончиком пальца.
- Проверьте толщину диска и его биение.
Минимальная толщина диска должна
составлять 9мм.
- Проверьте, чтобы пылезащитные кожухи и
подвижные части правильно сидели на
своих посадочных местах, были в отличном
состоянии и не имели следов подтёков
тормозной жидкости. Если детали не
соответствуют вышеприведенным
требованиям произведите их замену на
новые.
Сборка:
- Перед сборкой вдавите поршни в блок
цилиндров. Следует иметь в виду, что при
утапливании поршень выдавливает
тормозную жидкость обратно в бачок
главного тормозного цилиндра. Если он у
вас полон, то жидкость может пролиться.
- Очистите блок тормозных цилиндров, со
стороны поршней, от грязи.
- Снимите пыльники с поршней блока
цилиндра (поршни должны быть полностью
утоплены, иначе невозможно снять
пыльники не повредив их)
- Снимите пыльники с поршней блока
цилиндра (поршни для этого должны быть
полностью утоплены).
- Установите старые/изношенные колодки в
направляющую скобу суппорта.
- Поставьте суппорт на место.
- Нажмите несколько раз на педаль тормоза,
до появления сопротивления на ней (поршни
тормозных цилиндров должны выдвинуться).
- Снимите аккуратно суппорт так, чтобы не
утопить поршни обратно в цилиндры и
смажьте боковые поверхности поршней
тонким слоем смазки Фиол-2У. Можно
попробовать использовать силиконовую
смазку СИ-180.
- Вдвиньте поршни обратно в блок и
поставьте на место пыльники.
- Раскачайте поршни. Для этого снова
установите старые тормозные колодки и
суппорт на место. Нажимайте педаль
тормоза несколько раз до появления
сопротивления на ней. Далее, утопите до
конца все три поршня в тормозной цилиндр.
Проделайте эту процедуру 5-7 раз. Вытащите
старые колодки из направляющей скобы.
- Очистите пазы направляющей колодок от
грязи и ржавчины.
- Установите новые тормозные колодки.
- Установите суппорт на место, подведя
нижний направляющий скос суппорта под
нижний прижимной рычаг. Прижмите суппорт
к центру диска и вниз.
- Установите верхний прижимной рычаг,
вставьте ось, предварительно смазав её, и
зашплинтуйте. Для облегчения установки
оси, ее конец можно заточить на конус.
- После установки новых тормозных колодок,
несколько: раз нажмите на педаль тормоза
до появления сопротивления нажатию.
- Помните, что в течение приработки (первые
500 км) эффективность тормозов снижена.
Тормозные диски
На Ниве установлены невентилируемые
тормозные диски. При их неисправности или
чрезмерном износе, меняются только парой.
Если диск "повело", а это бывает из-за
перегрева при частых и затяжных
торможениях, его можно проточить на
токарном станке. В некоторых сервисах диски
протачивают прямо на машине. Минимальная
толщина диска - 9 мм.
Замена тормозного диска
и ступичного подшипника
Взято из http://wwwboards.auto.ru/niva/77818.shtml,
автор Alex-Hippo(Бигимотолюб)
(с небольшими изменениями):
Разборка:
- Ставим на подставку.
- Снимаем колесо.
- Выбиваем шпильки блока тормозных
цилиндров и кладем его на верхнюю шаровую.
- Отворачиваем защитные кожуха.
Обязательно оба кожуха - три болта - один
на 17, два на 10.
- Отворачиваем гайку ступицы.
- Осторожно покачивая, но сильно(!)
вытягиваем ступицу с тормозным диском в
сборе.
- Осторожно- это чтобы не выдернуть
ось ступицы вместе с сальником и наружным
подшипником, который обязательно падает
на землю и его приходится после этого
мыть. Бывает, что этот подшипник
застревает на оси. Если это так, то смело
выдергиваем ступицу вместе с подшипником
и сальником и снимаем их со ступицы и
закладываем назад: сначала подшипник,
потом легким постукиванием молоточка (не
кувалдочки) запрессовываем сальник.
Иметь ввиду, что колесные шпильки
впрессованы насквозь через тормозной диск
и ступицу!!
- Кладем диск со ступицей на снятое
ранее колесо - очень хорошо ложится.
- На колесные шпильки накручиваем
колесные гайки - заподлицо, но не более и
не менее.
- Коротким и резким ударом кувалдочки
или тяжелого молотка (1,5-2 кг) выбиваем
шпильки. Как правило с одного удара
выскакивает.
- Разъединяем ступицу и тормозной диск.
Старый диск кладем в сарай - он будет
удобен для использования в качестве
наковальни для последующих ремонтов.
Сборка:
- Кладем ступицу на колесо.
- Кладем на ступицу новый тормозной диск
и совмещаем отверстия для шпилек в колесе,
в ступице и в диске. Вставляем шпильку ,
ориентируя ее плоской частью шляпки к
внутренней стенке тормозного диска .
- С помощью кувалдочки и удлинителя из
набора торцовых ключей коротким и
сильным ударом запрессовываем шпильки в
отверстия. Шпильки имеют накатку на
посадочном диаметре и хорошо
запрессовываются . Не обязательно
помечать шпильки, чтобы вставлять их в те
же отверстия.
Дальнейшая сборка - в обратном порядке.
Если указанным выше способом не
получается поменять тормозные диски из-за
того, что ступица очень крепко "сидит"
в подшипниках, то придётся снимать весь
поворотный кулак для того чтобы выбить её.
Для этого нужно:
- Снять декоративный колпачок ступицы и
отвернуть гайку ступицы.
- Поддомкратить и снять колесо.
- На рулевой тяге расшплинтовать гайку и
отвернуть её.
- С помощью съёмника выпрессовать палец
рулевой тяги.
- Отвернуть гайку с пальца верхней
шаровой опоры. Снять прижимные скобки
тормозных шлангов.
- Снять суппорт и колодки. Суппорт
положить на верхний рычаг или подвязать к
нему проволокой. Пометить колодки для
того, чтобы каждую поставить обратно на
своё место.
- Отвернуть три гайки нижней шаровой
опоры.
- Выпрессовать с помощью съёмника палец
верхней шаровой опоры.
- Снять весь поворотный кулак. Зажать его
в тисках и снять направляющую скобу
тормозных колодок.
- С помощью оправки, или подходящей по
диаметру трубы, выбить ступицу вместе с
тормозным диском. **
- На шпильки завернуть колёсные гайки "заподлицо".
Используя тиски как пресс или кувалду,
выдавить/выбить шпильки из посадочных
мест.
- Снять тормозной диск со ступицы.
Установить новый диск и с помощью
выколотки запрессовать на место шпильки.
- Установить ступицу вместе с диском в
посадочное место подшипников. Для этого
лучше использовать длинный болт, на концы
которого надеть шайбы большого диаметра.
Заворачивая гайку на нём, ступицу
равномерно, без перекоса, "посадить"
на своё место.
Далее всё собираем в обратной
последовательности. После сборки
отрегулировать зазор в подшипниках ступицы.
Крепко затянуть колесо колёсными гайками.
Через 1-2 дня проверить затяжку колеса.
** - Если требуется замена подшипников,
тогда:
- Монтажкой поддеть сальник, вытащить его,
упорное кольцо и внутреннюю обойму
подшипника.
- С противоположной стороны сделать то же
самое.
- Выбить внешние обоймы подшипников.
- Удалить старую смазку из ступицы и
промыть её бензином или соляркой.
Сборка:
- Внешние кольца подшипников установить с
помощью оправки и заложить смазку между
ними.
- Тщательно намазать Литолом-24 сепараторы
подшипников.
- Установить упорные кольца сальников.
- Установить сальники с помощью оправки.
Володюшка.
Последнее обновление 14.10.01.