NIVA-FAQ | ФОРУМ | НОВИНКИ FAQ | КАРТА САЙТА | ПОИСК ПО САЙТУ |
Установка БК в
комбинацию приборов Авторы Масон и Цыган |
Итак, уважаемый нивовод, у тебя появилось желание установить компьютер "Навигатор" в комбинацию приборов на место надписи 4х4? Отлично. Лезем в ФАК и осматриваем статью Алера и Володюшки Комбинация приборов и статью Митрича Установка БК-20. В них уже примерно обозначены работы, которые нам придётся выполнить. Если после прочтения этих статей желание не пропало, то приступаем к установке "Навигатора" на авто.
В статье будет отражён перенос уже установленного компьютера на автомобиле в комбинацию приборов. Подключение его к автомобилю не рассматривается.
Вообще, чтобы установить комп на авто нам надо будет выполнить следующие этапы:
1) Переделка компа. Основная переделка будет заключаться в удлинении шлейфа проводов, идущего от компа к кнопкам.
2) Доработка комбинации приборов, а именно выпиливание отверстия на месте надписи "4Х4" и доработка корпуса комбинации.
3) Доработка обрамления комбинации приборов. Т. е. выпиливание отверстия под кнопки компьютера.
Итак, начнём-с…
Пункт первый. Переделка компа.
Подготавливаем к установке компьютер. А именно - сначала разбираем его. Замечаем расположение проводов на штекере прибора, и штекер снимаем. На тыльной стороне компа отворачиваем радиодетальку, прикрученную к радиатору в виде алюминиевого швеллерка. Осторожно запихиваем провода внутрь корпуса компа. Отвёрткой отсоединяем рамку от корпуса прибора, вываливаем из него пластинку из оргстекла с отверстиями под кнопки и намалёванные на плёнке обозначения кнопок. Отворачиваем швеллер-радиатор, и в появившееся отверстие выводим провода внутрь корпуса. Этим самым мы отделим платы компа от корпуса. Все пластмассовые детальки кладём в укромное место. Могут пригодиться.
Откручиваем два винта, крепящие плату кнопок к остальному блоку компа. После отворачивания винтов и удаления пластинки из оргстекла у нас должна получиться картина, изображённая на правом фото:
Это всё, что осталось от нашего любимого компьютера. Замечаем, что две основные платы у нас сейчас крепятся лишь в одном месте - штекером, припаянным к платам (на него указывает пинцет):
Делаем другие места крепления плат. Находим какую-нибудь трубочку, внутренний диаметр коей равен или чуть больше диаметра винтиков, которыми крепилась плата кнопок. Из этой трубочки делаем две "распорки", которые будут вставляться между платами компа. Длина этих втулок должна равняться высоте штекера, крепящего две платы. Далее вставляем винты, крепившие раньше плату кнопок, в свои штатные отверстия, одеваем на эти винты трубочки-распорки так, чтобы оные находились между платами, и скручиваем всю эту хрень. У нас получилась вполне жёсткая конструкция. На трубочку- распорку показывает карандаш. На правом фото хорошо видны распорки-трубочки и штекер, которыми теперь соединяются платы:
Затем отпаиваем от платы кнопок шлейф из десяти проводов (перед отпайкой шлейфа замечаем, как он стоит относительно платы). Плату с кнопками откладываем. К шлейфу припаиваем разъем на ОДИННАДЦАТЬ проводов. Берём проводок, длиной немного больше длины шлейфа, и одним концом припаиваем к одиннадцатому контакту штекера, а другим припаиваем к одному из колец вокруг отверстий, в которые проходили винты, крепящие панель кнопок к плате с ЖК дисплеем (само отверстие проводком не закрывать, оно ещё понадобится).
По поводу этого проводка надо добавить следующее. Раньше, когда плата кнопок была прикручена к основному блоку винтом, то помимо шлейфа она контактировала с основным блоком через винт, стягивающий эти платы (на обоих платах явно виден контакт в виде кольца вокруг отверстия для винта). Теперь же, когда мы платы разъединили, этот контакт через винт пропал. Вот введением дополнительного проводка мы этот контакт и восстановим. На фирме, выпускающей эти "Навигаторы" мне сказали, что этот проводок не нужен. Якобы и без него необходимый контакт будет осуществляться шлейфом. Но я всё ж решил, глядя на плату кнопок, что лучше этот проводок сделать.
Достаём плату с кнопками. На место отпаянного шлейфа припаиваем шлейф на ОДИННАДЦАТЬ проводков (я использовал шлейф от какого-то компьютера, длина шлейфа 20-30 см ). Одиннадцатый проводок припаиваем к контакту вокруг отверстия, в которое раньше проходил винт крепления платы кнопок (само отверстие проводком не закрываем, оно понадобится). К свободному концу шлейфа припаиваем штекер, опять же на одиннадцать контактов. Соединяем штекера платы кнопок и основного блока.
Что мы получили? А вот что: мы удлинили шлейф на 20-30 см и добавили дополнительный провод, соединяющий контакты, расположенные на отверстиях под винты на плате кнопок и основном блоке (раньше, как я уже упоминал, на собранном компе, этот контакт обеспечивался винтом, стягивающим эти платы). Знаю, что написал много букв, поэтому см. Схемку:
Теперь можно присоединить компьютер, вернее то, что от него осталось, к автомобилю, и проверить его работоспособность. Ежели всё хорошо, то переходим ко второму этапу.
Пункт второй. Доработка комбинации приборов.
Вынимаем и разбираем комбинацию приборов. Процесс описывать не буду - оное описание есть в ФАКе и в многочисленных книгах.Ахтунг! Стрелки НЕ СНИМАТЬ, чтоб потом не мучиться с их одеванием!
Сразу договоримся о терминах (ибо как по-научному называются детали не помню, а идти за книгой лень). В общем, ту черную хреновину, на которой нарисованы шкалы спидометра и прочие цифирки, назовём "шкалой". Та белая коробка, которая закрывает внутренности - пущай и зовётся "коробкой":
Разобрали комбинацию? Кладём шкалу стрелками вниз (не помять стрелки! Возможно, шкалу придётся положить на бруски). Теперь снова на шкалу одеваем коробку. Одевать тяжело - винтики показометра бензина и температуры не желают входить в свои отверстия на коробке. Возможно, показометры придётся временно зафиксировать на шкале пластилином. Пробуем одеть - снять коробку со шкалы два-три раза. Зачем такая физзарядка? Вот зачем. Мы не сняли стрелки, и показометры бензина и температуры болтаются на шкале, что затрудняет дальнейшую обработку шкалы. Теперь, после того, как мы натренировались одевать коробку на шкалу, капаем по капле клея под ножки показометров, которыми они опираются на шкалу (на места склейки указывает карандаш):
После этого, пока не засох клей, одеваем опять коробку на шкалу. Ждём некоторое время, пока показометры не приклеятся к шкале. После снова снимаем коробку со шкалы. Показометры теперь не болтаются, и в шкале можно на месте надписи "НИВА 4х4" выпилить отверстие под дисплей компа. Размер оного отверстия: 69.3 мм х 26.4 мм. Расстояние от верха шкалы до отверстия - 9.5 мм. В отверстие должен плотненько вставляться дисплей компа:
Приступаем к мучению коробки. В ней удаляем всё лишнее, что может помешать установке компа:
Собираем всю комбинацию. Аккуратно вставляем платы компа, так чтобs дисплей вошёл в выпиленное отверстие в шкале. Комп у нас теперь установлен в комбинацию. Для того, чтобы он не вываливался на ходу, изготавливаем из какой-нибудь пластмассовой коробочки крышку. В этой крышке по месту делаем отверстия под шлейф и провода (на фото эта крышка красного цвета):
К крышке прикручиваем штатный радиатор-швеллерок с радиодеталькой. К внутренней поверхности приклеиваем кусочки поролона. Расправляем провода и шлейф, прикручиваем крышку к комбинации. Поролон на крышке прижмёт компьютер к шкале, и компьютер не будет болтаться внутри комбинации. Всё… Вставляем комбинацию на авто, на родное место. Возможно, придётся удлинить провода, которые шли из авто к компьютеру. У меня не хватило буквально трёх-четырёх сантиметров).
С комбинацией покончено!
Пункт третий. Курочим обрамление комбинации.
В том месте, где мы желаем, чтоб у нас были расположены кнопки, выпиливаем отверстия под эти самые кнопки. С внутренней стороны обрамления, приклеиваем площадки с припаянными к ним вертикально винтами:
К этим винтам будет через штатные отверстия крепиться плата с кнопками. Вставляем плату кнопок так, чтоб кнопки вошли в сделанный нами пропил в обрамлении, и пока не застыл клей, подгоняем по месту пластинки с винтами. Смотрим что получилось:
Ага! Некрасиво. Есть щели между кнопками и обрамлением. Чтоб закрыть щели, выпиливаем накладку из той самой пластинки из оргстекла с отверстиями под кнопки, что у нас осталась после разборки компа (я изготовил накладку из латуни). Собираем всю конструкцию - вставляем в обрамление кнопки, закручиваем их крепление, приклеиваем накладку. Всё. Наши мученья закончились.
Присоединяем шлейф от компьютера к шлейфу от кнопок посредством штекера, устанавливаем обрамление на место. Вот что получилось:
На правом фото на обрамлении видны кнопки с латунной накладкой. Вокруг ЖК дисплея видна ещё накладка из покрытой родием латуни.
Видимость дисплея, установленного в комбинацию, очень хорошая. Несказанно рад переделке и горд собой:-)
Масон, 24.08.06.
* * *
Установил БК Престиж 12в214 в комбинацию приборов.
1. Разбираем БК
Сам БК Престиж 12в214:
Внимательно смотрим. Откручиваем все имеющиеся болтики. Вынимаем 9-ти контактный разъём-папу из пластикового корпуса. Конструкция состоит из трёх монтажных плат, соединённых между собой разъёмами. Похоже на трёхслойный бутерброд. Но фото он лежит на лицевой части корпуса БК:
Первая плата - кнопки, вторая - плата с дисплеем, третья - собственно "мозги":
Первая и третья платы скреплены между собой двумя кусками проволоки, они припаяны к первой и третьей плате.
Примечание: думал, что эти проволочки связывают электрически первую и третью платы, прозвонил тестером, посмотрел дорожки с двух сторон, оказывается - просто такое крепление.
Откусываем проводки, снимаем первую плату. С тыльной стороны поддеваем тонкой отвёрткой пластиковую маму разъёма и снимаем её долой. К оставшимся без мамы семи клеммам припаиваем тонкие провода примерно 40 см.
Отделяем третью плату от второй. На третьей плате также к семи штырькам разъёма папы припаиваем тонкие провода примерно 20 см. Для соединения брал СОМ-овский 9-штырьковый разъём. Припаиваем внимательно, чтобы не напутать.
Маленькое примечание: на первой плате крепим припаянные провода к самой плате обязательно, т. к. из-за этого при монтаже в машину придется лишний раз снимал панель приборов (например, отломился один проводок). Я скрепил изолентой.
2. Снимаем и разбираем приборную панель (описано в FAQ).
Снимаем оргстекло, стрелки и монтажную плату.
3. Примеряем плату с экраном к тыльной стороне приборной панели.
Маленькое примечание: примеряем плату с дисплеем, соединённую с "мозговой" платой, т. к. плата с "мозгами" шире платы с дисплеем примерно на 12-13 мм сверху и на 3-4 мм снизу. Это для того, чтобы не промахнуться с прорезью в панели приборов.
Обкусываем (я это делал кусачками) ребра жёсткости приборной панели, куда собираемся интегрировать БК. С передней стороны приборной панели есть толстая плёнка на липкой основе с нанесёнными на ней шкалами приборов. Её прорезал канцелярским ножом (можно лезвием старой бритвы). Далее кусачками по чуть-чуть обкусывал пластик передней части приборной панели. После примерной подгонки ровнял прямоугольным надфилем.
4. Установка БК в приборную панель.
Устанавливаем 2-ю и 3-ю платы в панель. Не перепутайте верх и низ. Между 2-й и 3-й платами вокруг кварцевого задающего генератора вырезаем из пенопласта и устанавливаем прямоугольную рамку размером примерно 3,5 см на 4,5 см и высотой стенки примерно 1 см (это для того, чтобы избежать дребезжания контактов в разъёме между 2-й и 3-й платами). После этого вырезаем вкладки примерно по 4-5 мм толщиной (это для того, чтобы немного утопить дисплей внутрь панели, т. к. если не поставить эту вкладку между 2-й платой и пластиком приборной панели, то она будет высунута наружу примерно на 7-8 мм и, возможно, будет мешать освещению подсветки).
5. Установка кнопок в козырёк приборной панели.
Лицевую часть корпуса БК прикладываем изнутри к защитному козырьку приборной панели. Иголкой намечаем (обводим) отверстия будущих кнопок. Размеченные места высверливаем дрелью. Дальше отверстия выравниваем надфилем.
Вставляем резиновые кнопки от штатного БК, закрепляем их скотчем, так чтобы не потерялись. Примеряем плату с кнопками. Намечаем места под 4 болтика для крепления. Высверливаем дрелью. Прикручиваем плату.
Справа вид после окончания установки -
видно размещение кнопок.
Маленькое примечание: по бокам платы между отверстиями под болтики вклеиваем как бы такие вкладочки-бортики высотой примерно 6-8 мм. Это для того, чтобы, когда прикрутим панель, кнопки могли возвращаться в исходное положение, т. е. не прижимались к корпусу козырька.
6. Подключение БК к автомобилю.
В инструкции по установке есть рекомендация по подключению. Подключаем согласно ей. Датчик внешней температуры у меня был в комплекте. Вывел, как рекомендовалось в бампер. Один провод контачим к массе, второй к синему проводу БК (4-й контакт).
Маленькое примечание: свой первый БК я спалил из-за невнимательности... Внимательно читаем и подключаем БК.
Единственное, что порекомендовал бы я лично, это массу брать только с корпуса. Никаких или/или. В рекомендации написано "Чёрный провод (корпус) подключается непосредственно к корпусу или к "6" контакту 13-ти клеммной белой колодки комбинации приборов".
7. Установка приборной панели на штатное место.
Также заострять внимание не буду. Единственное, не забываем, что снимать и устанавливать приборную панель необходимо с откинутой массой АкБ.
8. Пробное включение.
Проверяем работоспособность БК. Если монтаж и подключение сделаны правильно, то БК определяет тип ЭБУ и работает в полном объёме.
9. Установка стрелок комбинации приборов.
Вот это, честно говоря, заняло примерно часа 2-3. Для установки стрелки спидометра вывешивал заднюю часть авто. Разгонял до 60 и дрожащими руками устанавливал стрелку. Получилось примерно раза этак с 20-го. Несколько раз стрелку терял в проводах приборной панели. Обороты тоже примерно до 2 тысяч набирал. Температуру двигателя и уровень топлива также устанавливал по БК.
10. Окончательный монтаж.
Расстояние между защитным оргстеклом и козырьком приборной панели очень маленькое. Порядка 11-14 мм. Поэтому штырьки мамы платы с кнопками необходимо позагибать. Но и этого недостаточно. Оргстекло всё-таки поджимает плату с кнопками к козырьку приборной панели, и кнопки остаются после нажатия нажатыми. Я на скорую руку решил эту проблему подкладыванием между пластиком торпеды и козырьком в задней части свёрнутого в несколько раз картона.
Не забываем про защитное оргстекло. Его после установки стрелок также надо установить. А для этого снять приборную панель. Привинтить пять болтиков крепления и два болтика подсветки. И только после этого окончательно прикручиваем всё на место. Провода лишние прибираем. Весь пластик, который открутили - ставим на место. Не забываем про пластиковую защиту порогов и пластиковую крышку диагностического разъёма ЭБУ.
БК
в комбинации приборов - и работает:
Цыган, 16.12.10.