NIVA-FAQ | ФОРУМ | НОВИНКИ FAQ | КАРТА САЙТА | ПОИСК ПО САЙТУ |
Управление светом по-немецки Автор bayanist |
Когда пересел с VW на НИВУ, меня больше всего напрягло штатное управление светом. Два подрулевых слева сложно исправить, приходится терпеть и привыкать, а вот невозможность погасить весь свет одним движением - вполне устранимая фича.
Во-первых, конечно, нужно переставить провод головного света, чтобы гас по выключении зажигания, как это сделано в статье Ближний свет.
Во-вторых - чтобы не забывать гасить габариты днём - установлен зуммер аналогично схеме из статьи Индикация включения ручника - пищит при заглушенном двигателе и включенных габаритах, заодно запищит при падении давления масла - дополнительный плюс.
В-третьих - совместить кнопки передней и задней противотуманки, как в статье Кнопка включения противотуманных фар и фонарей.
Вроде стало удобней, но противотуманки работают по такой схеме только вместе с основным светом. Как заставить
дополнительный (противотуманный) свет работать отдельно от основного, но все-таки гаснуть при выключении зажигания? Решение этой задачи возможно только с использованием четвертой доработки - установки логического элемента "И" по условиям:
И включённое зажигание;
И включенные габариты;
И нажата клавиша противотуманок.
Чтобы задние ПТФ включались не только при горящем ближнем (дальнем) свете, но и при включенных задних ПТФ (без основного света) надо подключить к неиспользуемому входу (контакт 2) реле задних ПТФ сигнальный провод от передних, подобно схеме рис. 5 в этой статье.
В реле задних ПТФ содержится цепочка задержки, которая позволяет проскочить момент, когда при нажатии в 3-е положение клавиши ПТФ передние моргают - контактная площадка перескакивает с U на D, поэтому задние ПТФ включаются и отключаются стабильно при любой длительности и скорости нажатия кнопки.
На схеме толстыми линиями обозначена уже существующая в автомобиле проводка, тонкими - установленная. Заранее надо запастись клеммой для колодки реле ЗАДНИХ ПТФ - она там какая-то необычная, узкая мама туда не лезет, подобной колодки в магазинах не нашёл, я запихнул кое-как клемму от колодки заднего фонаря.
Использованы транзистор - 2Т603А, диоды Д223, реле обычное, установлено рядом с реле
ближнего и дальнего света и подключено аналогично.
Сопротивление обмотки реле около 900 Ом, сопротивление резистора в моём случае - 820 Ом, но лучше всё-таки для конкретных деталей номинал подобрать так
чтобы транзистор работал в режиме ключа - напряжение на реле при такте "ДА" - близко к бортовому (12-13 В), при подаче только на базу - минимально (1-2 В). Диод в цепи коллектора установлен для исключения паразитных связей при возможном пробое транзистора.
Все детали выполнены навесным монтажом на "папе" трёхконтактного разъёма. "Мама" подключена к проводке автомобиля. Разъём использован для возможности быстро изменить схему в случае выхода из строя собранного элемента.
Возможна, конечно, реализация элемента "И" и другими способами, но этот представляется наиболее простым, дешевым (бесплатным) и легкоповторимым.
Алгоритм включения освещения получается следующий:
при выключенном зажигании включаются только габариты.
При включенном зажигании передние ПТФ горят только с габаритами или с ближним (дальним) светом, задние включаются и горят и с передними
ПТФ, и с ближним (дальним).
22.07.09.